Слайд 1Иконописные школы Руси
Ступакова Нина Ивановна, учитель истории, обществознания, права, основ
православной культуры
МАОУ ШИЛИ, г. Калининград
Слайд 2Новгородская школа
Главные традиции этой иконописной школы сложились в XIII в. В
целом, данную иконописную школу отличают внушительность и суровость образов, обобщенность и упрощенность линий, укрупнение всех форм и деталей, геометризация рисунка, плоскостность. Новгород был крупным торговым центром, энергично колонизировал обширные земли Севера, поэтому нередко заказчиками икон становились богатые купцы, бояре.
Слайд 5Иконы подкупают яркой красочностью и оттенком наивного простодушия, характерным для многих
произведений новгородской живописи.
Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок.
Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов.
В иконе быстро кристаллизуется новый художественный язык с ярко выраженными новгородизмами.
Икону легко мог заказать и сравнительно небогатый человек, жители Новгорода охотно заказывали иконы для возводимых в большом количестве деревянных и каменных храмов.
Этот процесс начался уже в XII веке, но своего полного развития он достиг лишь в XIV столетии.
Слайд 7Псковская школа
Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон
чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых.
Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые.
Слайд 9Широчайшее применение находит разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих
красочной поверхности мерцающий характер. В колорите с его цветовыми контрастами есть что-то порывистое, драматичное.
Этому впечатлению способствует совсем особая трактовка темной коричневой карнации с резкими высветлениями и с не менее резкими бликами.
Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов.
Слайд 11Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. Этим он в корне отличен
от гармоничного, уравновешенного языка московской иконы. Пожалуй, из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения.
Новые веяния проникли в Псков из Новгорода, где с 1378 года работал гениальный Феофан Грек. Деятельность такого выдающегося мастера не могла не привлечь к себе внимания псковских художников. Вероятно, они приезжали в Новгород, чтобы подивиться творениям прославленного живописца.
И одному из них удалось на основе псковских традиций и незабываемых впечатлений от феофановского искусства создать нечто столь яркое и оригинальное, что это во многом определило дальнейший ход развития псковской иконописи.
Слайд 13Икону «Собор Богоматери» можно смело рассматривать как шедевр псковской живописи. Это
едва ли не самая ранняя русская икона на данную тему, что частично объясняет свободу иконографического извода, в котором еще много неотстоявшегося, позволившего художнику более свободно оперировать традиционными элементами композиции. Последняя известна была уже Византии и Сербии и отсюда была занесена на Русь. Она восходит к рождественской стихире «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земле...», которую пели 25 декабря. По словам стихиры, все твари приносят младенцу подарки в знак благодарности: ангелы — пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пастыри — восхищение, земля — пещеру, пустыня — ясли, человеческий же род — Матерь и Деву, то есть Богоматерь.
Слайд 14В этой композиции сильно подчеркнуто центростремительное начало, поскольку фигура Богоматери обычно
помещается в центре и к ней устремляются со всех сторон ангелы, пастыри, волхвы и аллегорические фигуры Земли и Пустыни.
Это — выражение всеобщей радости, всеобщего ликования по случаю явления Спасителя в мир, выражение чувства глубокого преклонения перед Богоматерью, родившей Спасителя.
Псковский художник дал крайне индивидуальное толкование теме «Собора», пронизав всю композицию беспокойным, стремительным ритмом.
Слайд 15 Вздымаются горы, полон движения необычной формы изогнутый трон, настойчиво тянутся
к Марии волхвы, порывисто протягивают ей ясли и пещеру Пустыня и Земля, во весь голос славословят ее ангелы, пастухи, чтец с открытой книгой и поющий стихиру хор из трех дьяконов. Все линии скал бурным потоком устремляются к Марии, подчеркивая ее главенствующее значение. Движения фигур резкие и угловатые. В колорите доминируют интенсивные цвета — темный изумруд, светлый желтый (утраченный фон), оранжево-красный, вишневый, белый, черный. Эти краски без всяких пpoмежуточных переходов противопоставлены друг другу, от чего колористическая гамма приобретает особую напряженность. Такому впечатлению содействует и темная карнация с резкими высветлениями и яркими, как вспышки молнии, белыми бликами. Все это, вместе взятое, придает иконе ту страстность, которая делает ее уникальным произведением искусства.
Слайд 16Московская школа
Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета
почти совпадает с расцветом псковской школы.
Именно иконы московской школы принято считать вершиной древнерусского искусства.
До нас, к сожалению, не дошли московские фрески и иконы XII–XIII веков, так что мы не можем составить себе представление о живописи этого времени.
Слайд 17Появление в XIV в. в Москве Феофана Грека было для московских
художников большой удачей.
В его лице они соприкоснулись с мастером исключительного дарования, занесшего на Русь константинопольскую традицию.
На Русь Феофан прибыл не позднее 1378 года, в расцвете своего таланта.
Слайд 19Он в совершенстве знал все тонкости палеологовской эстетики, несомненно имел при
себе богатое собрание наиновейших образцов. Он был человеком высокой духовной культуры, недаром Епифаний называет его «философом зело хитрым». Феофан имел, несомненно, свою большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами, и его искусство, сильное и экспрессивное, обладало в глазах москвичей неотразимым очарованием.
У него были свои ученики и свои последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи.
Слайд 21С появлением на исторической сцене Андрея Рублева начинается новая и самая
значительная глава в истории московской иконописи. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Однако по складу своего лирического дарования Рублев был антиподом Феофана.
Ему остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы. Идеалы Рублева были иными — более созерцательными, более просветленными.
Слайд 22И он сознательно отмел и византийскую переутонченность формы и те из
местных архаических традиций, которые продолжали стойко держаться и изжить которые было делом нелегким.
На этом пути Рублев выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего XV века его стиль сделался ведущим, а его личность оказалась овеянной ореолом столь великой славы, что ее долгое время воспринимали как непревзойденный идеал иконописца.
Слайд 26С 70-х годов начинает работать Дионисий, наиболее прославленный мастер зрелого XV
— раннего XVI века. В искусстве Дионисия очень своеобразно переплетаются различные идейные веяния его времени. И он, подобно Рублеву, стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению таких людей, весь облик которых звал к очищению и нравственному совершенствованию. И его влекло к себе состояние внутренней сосредоточенности. И ему нравилось передавать в иконах и фресках силу мудрости, добротолюбие, смирение. Все это в какой-то мере сближает его с Рублевым.
Но в его работах настойчиво пробиваются и новые тенденции.
Слайд 27Это прежде всего усиление каноничности художественного мышления, проявляющееся в повторяемости одних
и тех же мотивов движения и художественных приемов. В лицах святых появляется нечто однообразное, снижающее их психологическую выразительность, в пропорциях и очерках фигур обнаруживается неведомая Рублеву хрупкость, порою носящая несколько нарочитый характер. Все, что было в искусстве XIV века волевым и сильным, уступает у Дионисия место особой мягкости и гармонической закругленности форм.
Так, «светлость» Рублева незаметно переходит у Дионисия в «праздничность», что уже само по себе означает снижение высокой одухотворенности иконного образа.
Слайд 29Последние упоминания о Дионисии относятся к 1502 году, когда он расписывает
вместе со своими сыновьями храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, и ко времени около 1504 либо 1505 года, когда он создает иконы для вновь построенной в Иосифо-Волоколамском монастыре теплой Богоявленской церкви, причем ему помогают его сыновья и их ученик Петр Тучков. Таким образом, расцвет деятельности художникa падает на 60–90-е годы XV века и завершается хорошо сохранившейся росписью Ферапонтова монастыря, которая в основной своей части должна была быть выполнена, из-за преклонного возраста мастера, не столько им самим, сколько его сыновьями и помощниками.
Слайд 31Тверская школа
Как самостоятельное явление в культуре Руси данная иконописная школа возникла
в XIII в. Характерными чертами ее является сочетание светлого фона и насыщенных цветом фигур, декоративность.
К XV в. иконописные традиции школы окончательно сложились и мастера ее были верны им еще очень долго, не смотря на то, что к концу XV в. земли, где зародилась эта школа потеряли независимость и вошли в состав Московского княжества.
Слайд 32 Древнейшей из сохранившихся икон тверских мастеров является образ начала XIV
века «Святые Борис и Глеб» из церкви Вознесения Господня Саво-Вишерской обители.
Надо отметить, что иконы «Бориса и Глеба» и в других русских землях являются самыми древними образами, посвященными святым, прославленным на Руси.
Слайд 33Святые Борис и Глеб. Икона тверского мастера. Начало XIV века.
Саво-Вишерский
монастырь
Слайд 34Архангел Михаил. XIV век. Тверской мастер. ГТГ, Москва
Слайд 35Коричневые, красные, синие краски, серебряный фон с белыми нимбами являют собой
сходство с киевской системой колоритов. Сочетание светлого фона и насыщенных фигур создает объем — этот прием не раз использовался тверскими мастерами впоследствии. В иконе присутствуют элементы новгородской, ростово-суздальской школ, отображенные в орнаменте одежд.
За тверской традицией следует признать светящиеся лица святых и их экспрессивность, статичные композиции, крупные фигуры, тяжелый и плотный колорит.
Слайд 36В иконах XIV века большее внимание уделяется линеарности, сохраняется пластичность, плотная
колористическая система, сформировавшаяся, по мнению некоторых исследователей, под влиянием Киевской школы.
Икона «Архангел Михаил», датируемая XIV веком, производит впечатление монументальности и величия, несмотря на то, что лик архангела ассиметричен, а фигура непропорциональна.
Слайд 37Богородица. Первая половина XV века. Из деисусного чина, происходящего из церкви
села Ободова Спировского района Тверской области
Слайд 38Иоанн Предтеча.
Первая половина XV века
Слайд 39В XV веке для иконописи тверской школы характерны обильное использование белил
с целью высветления ликов, обилие холодного синего цвета, смешанного с белилами, например, икона «Успение».
Во многих образах появляются синий, бирюзовый, которые контрастируют с киноварью, зеленым, желтым цветами.
Также для тверской школы характерны разреженность композиций, прозрачные слои краски, прерывающиеся волнистые линии. В этот период начинает ощущаться влияние московской традиции.
Слайд 40Успение Богородицы. XV век. Тверской мастер. ГТГ, Москва
Слайд 41Богородица Петровская. XIV век. Тверская иконописная школа
Слайд 42Вознесение. Середина XV века. Из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери
Слайд 43Строгановская школа
Период существования данной школы можно обозначить второй половиной XVI в.
– первая половина XVII в. Характерными особенностями этой школы стали сложность и многофигурность композиций, сочная цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, изнеженность поз и жестов, сложное построение пейзажных фонов.
Возникновение и название этой иконописной школы напрямую связано с жизнью и деятельность знаменитых купцов и промышленников, составивших свое богатство на солеваренном промысле во времена Ивана Грозного.
Слайд 44Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века.
Получила своё название по имени богатых купцов солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем.
Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских.
Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п.
Слайд 45Икона Строгановской школы. Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. 1620-е,
ГТГ
Слайд 46Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и
поэтичность пейзажа.
На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.
.
Слайд 47Для живописи Строгановской школы смутного времени характерно отсутствие праздничности и цветности,
сумрачность цветовой гаммы, изображения защитников Родины (Сергей Радонежский, святые Борис и Глеб, другие).
Развитие связей России с другими странами сказалось и на искусстве, которое стало утрачивать каноны, приобретать более светский характер, расширять тематику изображений.
Слайд 48Лучшие образцы Строгановской живописи принадлежат кисти главы Оружейной палаты Симона Ушакова, работавшему
во второй половине XVII века.
Известны такие его работы как икона
«Спас нерукотворный» (где мастер в выразительном крупном изображении лика смог продемонстрировать мастерство светотени, передачи анатомии, шелковистости волос и бороды, выражения глаз).
Слайд 49Работа «Насаждение древа государства Российского» с изображением богоматери владимирской в центре,
кремлёвской стены в нижней части и медальонов- портретов самых значительных деятелей древней Руси на ветвях древа, картина «Воевода Скопин-Шуйский», представляющая собой парсуну (от слова «персона»), появившийся при нём тип портретного изображения, в то же время сохраняющий технику, стилистику и образный строй иконы.
Слайд 50Спас Нерукотворный (в соборе Троице-Сергиевой лавры)
Слайд 51«Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского». 1668. ГТГ
Слайд 52Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней
Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси.
Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.