Слайд 2В византийских летописях хазары «появились» за
582-ый год н.э. Затем о
племенах не было ни слуху, ни духу, разве что иногда арабы упоминали о своих военных стычках с хазарами.
Слайд 3В 650 году государство оформилось как самостоятельное. Основатель Хазарского каганата —
правитель из некогда могущественного, но наголову разгромленного арабами тюркского рода Ашин. Ему удалось «сколотить» правящую верхушку каганата и отправиться в захватнический поход
Слайд 5Вся история Хазарии — это непрекращающееся военное противостояние с арабами, сотрудничество
с Византией, и непродолжительные отношения с различными иными племенами, которых использовали либо как союзников, либо как «подданников» (тех, кто после завоевания и погромов был обязан платить дань). Камнем преткновения арабо-хазарских войн всегда была Армения и Албания.
Слайд 6
Арабский этап
650 г. — захват Хазарией Великой Булгарии.
655 г. — захват
Крыма
670 — 690 гг. — захват части будущей Киевской Руси (+ причерноморские и прикаспийские степи)
684 г. — нашествие на Албанию, Армению, Грузию. Территории обложены данью.
710 г. — завоевание Дербента (у арабов).
721 – 737 гг. — арабо-хазарская война, ведется с переменным успехом. В конце арабы одерживают победу, но уходят, и хазары восстанавливаются.
Слайд 7
Карта хазарского каганата.
Ярко-оранжевым обозначены пределы страны в 650-м году н.э.,
светло-оранжевым
— в 750-м, желто-оранжевым — в 850-м.
Желтый цвет — территории, платившие дань каганату.
Слайд 8Хазары после ухода арабов перестали активно захватывать близлежащие земли и сосредоточились
на экономике.
По преданию, один из знатных хазар, обращается в иудейскую веру, увидев ангела во сне. Позже он становится каганом. И иудаизм приходит в верхушку хазарского общества. Кроме того, хазары мирно идут на север, опасаясь нового нашествия арабов, Колонизация этих земель протекает без излишней жестокости.
Слайд 10
К 800-му году Хазарский каганат увеличил свою территорию, хазары распространили свою
власть до Оки и Днепра.
Тогда же столица «переехала» из Семендеры (Прикавказье) в прекрасный и большой город Итиль на Волге.
Принято считать, что он находился где-то около Астрахани или вообще затонул. Кстати, до 10-го века н.э. Столицу каганата величали Хазаран, Хмлык или Ханбалык.
Слайд 11Город Итиль
Раскинувшийся на берегах Волги и Ахтубы, город поражал современников
сказочной роскошью, величиной и величием. Он протянулся на 10 км, в нем строились красивые дома знати, резиденции купцов, синагоги, многочисленные базары, бани, караван-сараи, которые утопали в садах.
Слайд 12Проезжим купцам здесь готовы были предложить самые экзотические товары и самые
изысканные удовольствия, лучшую еду, вина, танцовщиц, невольников на любой вкус. Выбирай, развлекайся, были бы деньги.
Слайд 13Итиль
На острове, отделенном протоками, располагались огромные дворцовые комплексы кагана и
царя.
Они представляли собой еще один «город в городе». Попасть туда могли лишь избранные. С остальными частями города остров был связан подъемными мостами, которые в случае народных волнений разводились.
Слайд 14Население Хазарского каганата
В восьмом веке н.э. «хазарами»-«козарами» называли всех подданных кагана
и бека. А среди них были и евреи, и славянские племена. Таким образом, каганат представлял собой многонациональную федерацию.
Путешественник Ибн Хаукаль (X век) некогда поделил хазар на две части — «кара-хазар» (черные, похожие на индусов) и «абъяд» (белые, красивые).
Слайд 15Государственный строй
Приблизительно в 7-ом веке, главой каганата был каган. Но позже
он превратился в знаковую, сакральную фигуру — символ Хазарии.
Реальная власть принадлежала беку (шаду), военному вождю. Он ведал не только войсками, но и экономикой страны, сбором дани и податей. Такое управление Хазарского каганата сформировалось в первой половине 8-го века.
Бек мог не только назначать кагана, но и в любое время устранить его. Бек также распоряжался войсками, решал вопросы войны и мира, государственных финансов.
И бека, и кагана избирали на определенный срок
Слайд 16Как назначали кагана
Кандидата начинали душить шелковым шнуром и при этом спрашивали,
сколько лет он хочет «быть на царстве». Когда он в полузадушенном состоянии называл цифру, его утверждали. Если каган умирал раньше назначенного срока — повезло, а если «задержался на посту» — его убивали.
Слайд 17Персона кагана считалась священной, и ему воздавались большие почести. Никто не
имел права видеть его, за исключением самых важных сановников. При встрече с каганом все должны были падать. Даже возглавляя войско, каган должен был скрывать свое лицо. При таких суровых запретах ему было трудно управлять страной, поэтому реальная власть принадлежала соправителю кагана — царю.
Слайд 18Жилище хазар
Жилища хазар в городищах обычно были двух основных типов. Первый —
это полуземлянки с открытыми «тарелкообразными» очагами, второй — круглые юрты с очагами в центре пола. Кроме этих поселений, археологами найдены и остатки кочевых (видимо, летних) стойбищ.
Юрта (реконструкция)
Слайд 19 Саркел
Хазары быстро поняли,
что участие в товарообмене прибыльней грабительских походов.
Возникли большие торговые города.
Зиму хазары проводили в постоянных зимовищах, из которых впоследствии вырастали города, а с приходом весны выезжали на пастбища. В городах и зимовищах оставались лишь старики, дети и слуги. Земли-пашни и пастбища, рыболовные и охотничьи угодья — были распределены между родами. В летнее время хазары по привычке еще уходили в степи и жили в кибитках, но все больше времени проводили в городских пределах.
Слайд 20Экономика и основные занятия населения
Хазары разводили скот — в основном, быков
и баранов в силу религии. Его же и продавали. Еще продавали рабов, избыток которых постоянно ощущался после набегов и войн. На экспорт уходила и дань с завоеванных народов — меха соболей, горностаев, лис, бобров.
Хазарии, находившейся на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, развивались сельское хозяйство и ремёсла, поднялась до высокого уровня торговля.
Слайд 21Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене.
Интересно,
что еще одной статье доходов государства был экспорт рыбного клея. Хазария, как могла, использовала свое приморское положение.
Слайд 22 Самым выгодным основным занятием населения Хазарского каганата была торговля. Торговые
пути просто-таки пронизывали каганат вдоль и поперек. Торговые караваны шли по пути «из немцев в хазары», от городов Регенсбург, Прага, Краков; по морю Каспийскому пролегал путь от арабов к Балтике и Скандинавии. Через море Черное шел отрезок Великого шелкового пути из Китая в Европу, а по степям средней Азии тянулись на Урал караваны.
И все эти «ниточки», связывающие европейские цивилизации с восточными, держали в руках хазары. Верховодили торговлей евреи. «Валюта» Хазарского каганата, шэлэг, высоко ценилась в странах Средней Азии, что указывает на достаточно «продвинутый» уровень экономики.
Слайд 23Одним из основных источников дохода каганата стала работорговля, в частности славянскими
рабами. Именно прибывшие сюда из Персии и Византии иудейские купцы поставили этот вид деятельности на поток. Для этого оплаченные иудеями наемники совершали частые набеги в Подонье, уводя в рабство ежегодно десятки тысяч человек.
Постепенно Хазарский каганат становится одним из главных поставщиков рабов в страны ислама, там даже выделялась особая категория живого товара, «аль-Хазари»
Слайд 24Дань хазарская
Значительную часть доходов хазары получали в виде дани, собираемой с соседних
народов, в частности со славян.
Слайд 25Широкое распространение в каганате получило руническое письмо. Эту письменность принесли в Восточную
Европу народы Тюрского каганата. Надписи на руническом алфавите хазары оставили на глиняных горшках, медных и серебряных сосудах, изделиях из кости. К сожалению, они еще не расшифрованы.
Слайд 26Исторический факт
Иехуда ха-Леви, иудей – философ 12-го века, пересказывает историю принятия
иудаизма Хазарским царем Кузари. Будто бы пригласил этот царь правоверного иудея, караима, мусульманина, философа аристотелевской школы и христианина. И вел с ними диалоги о религии. Конечно же, в труде ха-Леви утверждается превосходство иудаизма.
Слайд 27В 865-ом году государственной религией хазар все же становится иудаизм.
В это
время на северо-западе от Хазарского Каганата формируется молодое государство, знакомое нам по до боли родному названию — Русь. А основные занятия Хазарского каганата становятся все более мирными.
В 885-ом году правитель Руси, некий Олег (позже названный Вещим) объявляет хазарам войну. Отбивает пару славянских племен и облагает их данью вместо хазар. А каганат терзают в это время печенеги, аланы и гузы.
Слайд 28В 964 году разворачивается на полную мощь война Хазарии с Русью.
Многочисленные по тогдашним меркам (около 40 тысяч ратников) войска князя Святослава одержала сокрушительную победу над войском Хазарского каганата. В 965 г. Святослав берет и Саркел, и Итиль, и даже старую столицу Семендеру. Затем были взяты и разрушены ключевые крепости Хазарии, составлявшие основу её власти.