Презентация, доклад по истории России на тему Либеральные реформы 60-70-х гг. 19 века

Содержание

*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев). *Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П. Волобуев).

Слайд 1Тема урока:
«Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века»

Тема урока:«Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века»

Слайд 2*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие

(К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев). *Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П. Волобуев).
*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие  (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А.

Слайд 3Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.) Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская

(1870 г.) Судебная (1864 г.) Военная (1874 г.) В области просвещения (1863-1864 гг.)
Реформы Александра II (1855 – 1881 гг.)    Крестьянская (1861 г.) Земская (1864 г.) Городская

Слайд 4*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие

(К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев). *Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П. Волобуев).
*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие  (К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А.

Слайд 5Причины проведения реформ

Причины проведения реформ

Слайд 6Земская реформа
Земское самоуправление
Избиратели землевладельческой курии. Избирательный ценз = 200–800 дес.
Избиратели городской курии.
Избирательный ценз
Недвижимость стоимостью 3 тыс. руб.

или оборот на ту же сумму.

Крестьянский сельский сход

Крестьянский волостной сход

Избиратели крестьянской курии

Уездное земское собрание (распорядительный орган)

Губернское земское собрание (распорядительный орган)

Земская управа

Земская управа
(исполнительный
орган)

Председатель
– предводитель
дворянства

Председатель
– предводитель
дворянства

Земская реформаЗемское самоуправлениеИзбиратели землевладельческой курии. Избирательный ценз = 200–800 дес.Избиратели городской курии.Избирательный цензНедвижимость стоимостью  3 тыс.

Слайд 7Земская реформа
  В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах)

совместно работали представители всех сословий. Но ведущую роль все же играли дворяне, смотревшие на «мужичьих» гласных сверху вниз. А крестьяне зачастую относились к участию в работе земства как к повинности и избирали в гласные недоимщиков.

Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского.

Земская реформа	 	В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах) совместно работали представители всех сословий. Но

Слайд 8Земская реформа
Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А.

Трутовского.

Сословный состав земских собраний

?

Почему среди губернских гласных доля крестьян была заметно ниже, чем среди уездных?

Крестьяне были не готовы заниматься далекими от их повседневных нужд губернскими делами.
Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

Земская реформа  Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Сословный состав земских собраний?Почему

Слайд 9Земская реформа
Земства занимались исключительно хозяйственными вопросами: устройством дорог, борьбой с пожарами,

агрономической помощью крестьянам, созданием продовольственных запасов на случай неурожая, содержанием школ и больниц.
Для этого собирались земские налоги.
Вмешиваться в политические дела земствам запрещалось.
Земства были органами общественного самоуправления, а не государственной власти, но в ряде случаев губернаторы утверждали решения земских органов.


?

Каковы же основные принципы земской реформы?
Выборность.
Всесословность.
Финансово-хозяйственная самостоятельность.
Отделение самоуправления от администрации.
Ограничение полномочий местными хозяйственными вопросами.

Земская реформаЗемства занимались исключительно хозяйственными вопросами: устройством дорог, борьбой с пожарами, агрономической помощью крестьянам, созданием продовольственных запасов

Слайд 10Земств не было:
Архангельске
Средней Азии
Астрахани
Сибири
Оренбурге

Земств не было:АрхангельскеСредней АзииАстраханиСибириОренбурге

Слайд 11Недостатки земской реформы:
Непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы строились по сословному признаку.

При этом распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция

Врачи Земской
больницы в Дмитрове.

Недостатки земской реформы:Непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы строились по сословному признаку. При этом распределение по куриям давало

Слайд 12Судебная реформа - 1864
Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку

К. А. Трутовского.

Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого

Выборность – мирового судьи и присяжных

Гласность –
на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса

Независимость –
на судей не могла оказывать влияние администрация

Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита)

Принципы судопроизводства

Исключение составляли крестьянские волостные суды, а также особые суды для военных и духовенства.

Судебная реформа - 1864  Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Бессословность –

Слайд 13Судебная реформа
Структура судебных органов
Мировой суд
Уездный съезд мировых судей
Окружной суд
Судебная палата
Окружной прокурор
Прокурор судебной

палаты

Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената

Министр юстиции

Сенат

Судебная реформаСтруктура судебных органовМировой судУездный съезд  мировых судейОкружной судСудебная палатаОкружной  прокурорПрокурор судебной палатыОбер-прокуроры кассационных департаментов

Слайд 14Судебная реформа
Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы (сумма иска до 500 руб.)

разбирал мировой суд.
Мировой судья решал дела единолично, мог приговаривать к штрафу (до 300 руб.), аресту на срок до 3-х месяцев или тюремному заключению на срок до 1 года.
Судебные пошлины в мировом суде не взимались.
Такой суд был прост, скор и дешев.

Мировой судья.
Современный рисунок.

Судебная реформаМелкие правонарушения и гражданские тяжбы (сумма иска до 500 руб.)  разбирал мировой суд.Мировой судья

Слайд 15Судебная реформа
Мирового судью избирали земства или городские думы из числа лиц

старше 25 лет, с образованием не ниже среднего, и судейским опытом от трех лет.
Мировой судья должен был владеть недвижимостью на 15 тыс. руб.
Утверждал мировых судей Сенат.
Обжаловать решения мирового судьи можно было на уездном съезде мировых судей.

Уездный съезд мировых судей Челябинского уезда.

Судебная реформаМирового судью избирали земства или городские думы из числа лиц старше 25 лет, с образованием не

Слайд 16Независимость суда:
Судьи не были подчинены губернской администрации, а подчинялись лишь вышестоящим

судебным инстанциям.
Судьи получали высокое жалование.
Судьи были несменяемы: отстранить их можно было только в судебном порядке в случае совершения преступления или должностного проступка.

Судейские нагрудные знаки, введенные по реформе 1864 г.

Независимость суда:Судьи не были подчинены губернской администрации,  а подчинялись лишь вышестоящим  судебным инстанциям.Судьи получали

Слайд 17Присяжные заседатели избирались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе

имущественного ценза, без учета сословной принадлежности.
В число заседателей входили также крестьяне: сельские старосты и волостные старшины.
Присяжными не могли быть лица, работавшие по найму, и учителя народных школ.

Присяжные заседатели.
Рисунок начала ХХ в.

?

Что можно сказать о составе коллегии присяжных, судя по этому рисунку?

Присяжные заседатели избирались губернскими земскими собраниями  и городскими думами  на основе  имущественного ценза,

Слайд 18Реформа в области народного образования
Земское собрание в провинции. Гравюра по

рисунку К. А. Трутовского.

Изменения в системе образования

Университетский устав
1863 г.

Школьный устав
1864 г.

Автономия

Создан совет университета,
Решавший все внутренние вопросы

Избрание ректора и преподавателей

Сняты ограничения для студентов
(их проступки рассматривал студенческий суд)

Народные училища
1864 г.
Городские училища 1872 г

Реформа в области народного образования  Земское собрание в провинции. Гравюра по рисунку К. А. Трутовского. Изменения

Слайд 19Школьная реформа была призвана повысить уровень образования в целом, создать различные

типы учебных заведений, соответствующих потребностям государства и отдельных слоев населения.


Школьная реформа была призвана повысить уровень образования в целом, создать различные типы учебных заведений, соответствующих потребностям государства

Слайд 20Школьная реформа


Для каких слоев населения были предназначены начальные школы и городские

училища?
Начальные школы – для крестьян и городских низов, а городские училища, созданные для «разгрузки» гимназий, – в основном для мещан.



Почему государство согласилось на отказ от монополии в сфере начального образования?
Из-за стремления привлечь общество к сотрудничеству с властью и из-за нехватки финансовых средств.

?

?

Школьная реформаДля каких слоев населения были предназначены  начальные школы и городские училища?Начальные школы – для крестьян

Слайд 21Школьная реформа
Контроль за начальной школой осуществляли училищные советы, куда входили земские

деятели и чиновники.
Возглавлял училищный совет местный архиерей.
Программы начальных школ всех типов разрабатывало Министерство просвещения.
В сельских начальных школах обучали чтению, письму, счету и Закону Божьему.
Программа городских училищ включала также историю, церковнославянский язык, географию, геометрию, физику и естествознание, пение, рисование и гимнастику.
Окончившие 4-летний курс в городском училище (10–13 лет) могли поступать в первый класс гимназий.
Начальное образование было платным, оно так и не стало обязательным и всеобщим.
Школьная реформаКонтроль за начальной школой осуществляли училищные советы, куда входили земские деятели и чиновники.Возглавлял училищный совет местный

Слайд 22Для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные гимназии.

Готовили

к поступлению в университете

Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения

Для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные гимназии.Готовили к поступлению в университетеГотовили к поступлению

Слайд 23Военная реформа
Цели военной формы:
укрепление боеспособности армии
преодоление отставания в военной области
сокращение

военных расходов
1861г. – срок службы был сокращен с 25 до 16 лет
1863г. – в армии были отменены телесные наказания
1863-1864гг. – реформирование военно-учебных заведений

Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912) – военный министр (1861-1881)

Военная реформаЦели военной формы: укрепление боеспособности армиипреодоление отставания в военной областисокращение военных расходов1861г. – срок службы был

Слайд 24Военная реформа
Первым шагом военной реформы стала отмена в 1855 г. военных поселений.


В 1861 г. по инициативе нового военного министра Д.А. Милютина срок службы был сокращен с 25 лет до 16 лет.
В 1863 г. в армии были отменены телесные наказания.
В 1867 г. был введен новый военно-судебный устав, основанный на общих принципах судебной реформы (гласность, состязательность).

Дмитрий Алексеевич
Милютин (1816–1912), военный министр в 1861–1881 гг.

Военная реформаПервым шагом военной реформы стала отмена в 1855 г. военных поселений. В 1861 г. по инициативе

Слайд 25Военная реформа – 1874г.
Закон об отмене рекрутчины и введение всеобщей воинской

повинности с 20-летнего возраста
Срок службы в сухопутных войсках – 6 лет, во флоте – 7 лет, затем запас: в сухопутных войсках – 9 лет, во флоте – 3 года
Деление России на 15 воинских округов
Организация военных учебных заведений


«Дело защиты отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного»

Военная реформа – 1874г.Закон об отмене рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности с 20-летнего возрастаСрок службы в

Слайд 26Перевооружение армии
Нарезные ружья
Стальные артиллерийские орудия
Берданки XIX в.

Перевооружение армииНарезные ружьяСтальные артиллерийские орудияБерданки XIX в.

Слайд 27Военная реформа


В чем проявлялись остатки сословности в российской армии после 1874 г.?
В

том, что офицерский корпус оставался в основном дворянским, рядовой состав – крестьянским.


Чем это было вызвано?

Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г. Бобринского. Худ. К.Е. Маковский.

Барабанщик лейб-гвардии Павловского полка. Худ. А. Детайль.

?

?

Военная реформаВ чем проявлялись остатки сословности в российской армии  после 1874 г.?В том, что офицерский корпус

Слайд 28Военная реформа
Во-первых, дворяне традиционно стремились на военную службу, получали военное образование.
Во-вторых,

власти больше доверяли дворянам, нежели разночинцам, а потому офицеру-дворянину легче было делать карьеру.
В-третьих, крестьянство составляло большинство населения, но оставалось необразованным.

Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Г. Бобринского. Худ. К.Е. Маковский.

Барабанщик лейб-гвардии Павловского полка. Худ. А. Детайль.

Военная реформаВо-первых, дворяне традиционно стремились на военную службу, получали военное образование.Во-вторых, власти больше доверяли дворянам, нежели разночинцам,

Слайд 29Срок службы зависел от уровня образования призывника
- с начальным образованием (4

года)
- со средним образованием (1,5 года)
- с высшим образованием (6 месяцев)
Срок службы зависел от уровня образования призывника- с начальным образованием (4 года)- со средним образованием (1,5 года)-

Слайд 30Городская реформа – 1870г.
Сущность реформы: сформированы всесословные выборные городские думы и

городские управы

Мужчины с 25 лет, платившие налоги

Избирательный закон

Крупные налогоплательщики - 1/3 налогов

Мелкие налогоплательщики - 1/3 налогов

Все остальные налогоплательщики

Избирали гласных в городскую думу

Городская реформа – 1870г.Сущность реформы: сформированы всесословные выборные городские думы и городские управыМужчины с 25 лет, платившие

Слайд 31Городская реформа – 1870г.
Городская дума
Городская управа
Городской голова
Функции городского самоуправления: благоустройство города,

развитие промышленности и торговли, здравоохранение, образование, содержание полиции и тюрем
Городская реформа – 1870г.Городская думаГородская управаГородской головаФункции городского самоуправления: благоустройство города, развитие промышленности и торговли, здравоохранение, образование,

Слайд 32Претворение либеральных реформ в жизнь
П.А. Валуев – министр внутренних дел, консерватор
Главная

задача – «строгое и точное введение в действие положений 19 февраля, но в примирительном духе»

Н.А. Милютин

С.С. Ланской

Активные участники подготовки реформ

Претворение либеральных реформ в жизньП.А. Валуев – министр внутренних дел, консерваторГлавная задача – «строгое и точное введение

Слайд 33Претворение либеральных реформ в жизнь
Назначение на государственные должности представителей консервативных сил
Д.А.Толстой

– министр просвещения

П.А.Шувалов – шеф жандармов

Ф.Ф.Трепов – градоначальник Петербурга

Претворение либеральных реформ в жизньНазначение на государственные должности представителей консервативных силД.А.Толстой – министр просвещенияП.А.Шувалов – шеф жандармовФ.Ф.Трепов

Слайд 34Покушения на Александра II
1866г. - террориста Д.Каракозова у Летнего сада
1867г. –

террориста А.Березовского во Франции
1879г. – трагедия свитского поезда Александра II, возвращавшегося из Крыма
1879г. – террориста А.Соловьева в Петербурге
1880г. – террориста С.Халтурина в Зимнем дворце
Покушения на Александра II1866г. - террориста Д.Каракозова у Летнего сада1867г. – террориста А.Березовского во Франции1879г. – трагедия

Слайд 35Чрезвычайные меры с целью укрепления безопасности
Временные генерал-губернаторы с чрезвычайными полномочиями
И.В.Гурко –

генерал-губернатор Харькова

Э.И.Тотлебен – генерал-губернатор Одессы

М.Т.Лорис-Меликова – генерал-губернатор Санкт -Петербурга

Чрезвычайные меры с целью укрепления безопасностиВременные генерал-губернаторы с чрезвычайными полномочиямиИ.В.Гурко – генерал-губернатор ХарьковаЭ.И.Тотлебен – генерал-губернатор ОдессыМ.Т.Лорис-Меликова –

Слайд 36Деятельность М.Т. Лорис – Меликова на посту начальника Верховной распорядительной комиссии
Министерство

внутренних дел

Министр внутренних дел, шеф жандармов

III отделение собственной Его Императорского В Величества канцелярии

Охранные органы

Итог: успешная борьба с терроризмом

Деятельность М.Т. Лорис – Меликова на посту начальника Верховной распорядительной комиссии Министерство внутренних дел Министр внутренних дел,

Слайд 37«Диктатура сердца» Михаил Тариелович Лорис-Меликова
Ослабление цензуры
Открытие запрещенных ранее и появление новых

изданий
Не препятствовал критике правительства и публичному обсуждению вопросов политики
28.02.1881г. – проект - «Конституция М.Т.Лорис – Меликова»
1.03.1881г. – Александр II одобрил проект М.Т.Лорис – Меликова
4.03.1881г. – должно было состояться утверждение проекта на заседании Совета министров
«Диктатура сердца»  Михаил Тариелович Лорис-МеликоваОслабление цензурыОткрытие запрещенных ранее и появление новых изданийНе препятствовал критике правительства и

Слайд 39Выводы о значении либеральных реформ в России
Реформы – главное событие не

только правления Александра II, но и всего XIX века в истории России
Способствовали дальнейшему развитию России по пути к индустриальному обществу
Укрепили оборонную мощь России
Способствовали широкому просвещению народа России
Сделали первые шаги по пути демократизации жизни общества
Однако реформы необходимо было продолжать, т.к. они не решили многие вопросы во всех сферах жизни

Выводы о значении либеральных реформ в РоссииРеформы – главное событие не только правления Александра II, но и

Слайд 41Г)
Выберите правильные утверждения:

Г)Выберите правильные утверждения:

Слайд 43ОТВЕТЫ:
А) - 2
Б) - 3
В) - 4
Г) – 1, 3, 4


Д) а-1, б-4, в-2, г-2, д-3
ОТВЕТЫ:А) - 2Б) - 3В) - 4Г) – 1, 3, 4 Д) а-1, б-4, в-2, г-2, д-3

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть