Слайд 1
МКОУ «мАхновская сош»
Презентация по истории на тему «начало правления ивана IV.
Реформы избранной рады».
Выполнила:
Учитель истории и обществознания
Примакова Надежда Александровна
Слайд 2Соотнеси события к персоналиям.
1.Иван III
а) автор путевых записей «Хождение за три
моря»
2.Василий III б) принял титул «Государя всея Руси»
3.Иван IV в) представительница Византийской династии
4.Афанасий Никитин г) сделал гербом своего государства двуглавого орла
5.Софья Палеолог д) Взял Смоленск
Слайд 3Тема урока: «начало правления ивана IV. Реформы Избранной рады».
Слайд 4Реформы Елены Глинской
Денежная реформа (московский рубль стал единственной для всей страны
денежной единицей);
Основание монетного двора;
Введение единых для всего государства меры веса и длины);
Постройка Китайгородской стены;
Губная реформа (создание выборной должности губного старосты и передача губным старостам части судебных полномочий наместников-кормленщиков.
1537 г. – заключено русско-литовское перемирие
Слайд 5Выступление по теме: «Детство Ивана Грозного».
Слайд 6Работа в группах с документами.
Вопрос к документу: согласны ли вы с
оценкой историка? Свой ответ аргументируйте.
Слайд 7В.О. Ключевский «Курск русской истории», отрывки.
1 группа.
«От природы он получил
ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».
Слайд 8
В.О. Ключевский «Курс русской истории», отрывки.
2 группа.
«Как все люди, выросшие
среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
Слайд 9В.О. Ключевский «Курс русской истории», отрывки.
3 группа.
«Безобразные сцены боярского
своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон».
Слайд 10
Инаугурация – церемония вступления в должность, означает «посвящаю».
Слайд 11Задание: прочитайте пункт 3 на стр. 43-44 и ответьте на вопрос:
Вопрос:
Почему Иван IV решил венчаться на царство, а не на великое княжение?
Слайд 12Работа в группах.
Ознакомившись с пунктом параграфа, рассказать, какие реформы были проведены
избранной радой.
1 группа – 6 пункт;
2 группа – 7 пункт;
3 группа – 8 пункт.
Слайд 131 группа.
1549 – первый Земский собор – это орган при царе из
представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.
1550 – принятие нового Судебника. Увеличен размер пожилого при переходе крестьян в Юрьев день. Закончилось формирование системы центральных органов управления – приказов. Каждый ведал определенными государственными делами.
1551 г. - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.
Слайд 142 группа.
1550г. – военная реформа. Создание стрелецких полков.
Вывод: В целом сохранялись
старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения.
1556 г. было принято Уложение о службе.
Слайд 153 группа.
1556г.- Реформа местного управления. Отмена кормлений, введение выборного самоуправления в
городах, уездах, волостях.
Слайд 16
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что вы сегодня узнали нового на уроке?
-Каким вы
увидели Ивана Грозного? Каким он был человеком?
- Нужно ли изучать жизнь царей или достаточно изучить его политику?
- Смогли ли вы выделить положительные стороны Ивана?
Проблемный вопрос: Дайте оценку значимости реформ Ивана Грозного для России XVI века
Решили ли мы свою задачу?
Если остались вопросы, то ответы на них вы найдете на следующих уроках, посвященных Ивану Грозному.
Слайд 17Домашнее задание.
§6, в рубрике «Думаем, сравниваем, размышляем» задание 2 письменно.