Презентация, доклад по истории России на тему Культура Древней Руси (10 класс)

Содержание

КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе трудовой деятельности.Культура МАТЕРИАЛЬНАЯ – орудия труда, жилище, одежда, предметы домашнего обихода,

Слайд 1Культура Древней Руси (IX- первая треть XIIIв.)

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIIIв.)

Слайд 2КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе

трудовой деятельности.

Культура МАТЕРИАЛЬНАЯ – орудия труда, жилище,
одежда, предметы домашнего обихода,
материалы и т.д.

Культура ДУХОВНАЯ – научные знания, мораль и
нравственность, обычаи и
традиции, технология производства.
КУЛЬТУРА – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе трудовой деятельности.Культура МАТЕРИАЛЬНАЯ – орудия труда,

Слайд 3«У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой

мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева». А.С.Пушкин








Культурное наследие восточных славян

Византийские культурные традиции

Мифы и сказания

Церковные книги

Резьба по дереву и камню

Кузнечное дело

Строительство храмов

Иконопись

«У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда

Слайд 4988г.
Крещение Руси
Древняя славянская культура + Византийская культура
ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА

988г.Крещение РусиДревняя славянская культура +  Византийская культураДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА

Слайд 5КРЕЩЕНИЕ РУСИ


Строительство храмов

письменность

роспись храмов


АРХИТЕКТУРА ЖИВОПИСЬ ЛИТЕРАТУРА
КРЕЩЕНИЕ РУСИ        Строительство храмов

Слайд 6Особенности культуры IX-XIII вв.

Особенности культуры IX-XIII вв.

Слайд 7Этапы развития

Этапы развития

Слайд 9УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
СКАЗКИ
ЗАГАДКИ
ПОСЛОВИЦЫ
ПОГОВОРКИ
ПЕСНИ
БЫЛИНЫ
Задание. Вспомните имена былинных героев, богатырей.
Святогор, Волх, Михайло Потык
Илья

Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович
Микула Селянинович (ратай-пахарь), Садко (купец)



Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольный
Киев-град.


Своеобразие русских былин
Основная идея былин – защита русской земли от врагов.
Освобождение своей земли.
Отсутствует тема борьбы за славу и богатство.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВОСКАЗКИЗАГАДКИПОСЛОВИЦЫПОГОВОРКИПЕСНИБЫЛИНЫЗадание. Вспомните имена былинных героев, богатырей.Святогор, Волх, Михайло ПотыкИлья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша ПоповичМикула Селянинович

Слайд 10Письменность
Узелковая письменность

Веньзааль – узелково-узорчатое письмо Венедов

Узелковая письменность, это где каждый Узелок составляет – Слово-Понятие. Отсюда выражения – «Завязать Узелок на память», «Связывать слова в единую нить», «Распутать Узел проблем», «Путано говорить», «Хитросплетение слов», «Завязка и Развязка сюжета».
Письменность	Узелковая письменность   		Веньзааль – узелково-узорчатое письмо Венедов   		Узелковая письменность, это где каждый Узелок

Слайд 11С принятием на Руси христианства было связано распространение

ПИСЬМЕННОСТИ.

ПЕРГАМЕНТ – специально выделанная телячья кожа.
ЛЕТОПИСЬ – запись событий по годам.

«СЛОВО» - нравственное богословское сочинение.

ЖИТИЕ – рассказы о жизни и деяниях святых.

С принятием на Руси христианства было связано распространение

Слайд 12ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ
Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу.
Название глаголица

происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита.

В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги.
Так была основана первая государственная библиотека.

ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬСлавянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу.Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить.

Слайд 13Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены:

яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте.

Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца.

Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.

ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ

Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в

Слайд 14Литература

Литература

Слайд 15Литература
Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе»

Литература	Житие (агиография), первое житие – «Чтение о Борисе и Глебе»

Слайд 16Литература
Слово:
-торжественное - «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит

Илларион

-нравоучительное - «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Литература		Слово:	-торжественное - «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион	-нравоучительное - «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное

Слайд 17Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец.
В работе над главным трудом

своей жизни – «Повестью временных лет» – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных (т.е. прошедших) лет» охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.)

В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Н.Кончаловская

Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – «Повестью временных лет»

Слайд 18«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами…

И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь… И построили городок во имя старшего своего брата…»

«Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев… и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам…»

Основание Киева. V век.

Призвание варягов. 862 г.

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами… И были три брата: один по

Слайд 19Литература
Хождения
«Хождение игумена Даниила в Палестину».
(1106-1108 гг)

Литература	Хождения	 «Хождение игумена Даниила в Палестину».(1106-1108 гг)

Слайд 20«Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь,

славян, мерю, весь, кривичей… И пришли они к горам Киевским, и узнал Олег, что правят здесь Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. …и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де «Мы купцы, идём к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей… И убили Аскольда и Дира…»

«Неправо говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он... И было всех лет княжения его тридцать три».

Объединение Киева и Новгорода Олегом. в 882 г. Образование Древнерусского государства

Смерть Олега Вещего. 912 г.

«Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей… И пришли

Слайд 21«Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он

назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит»… И древляне, выйдя из города Искоростеня против …, убили … и дружину его…»

«Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные,.. И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…»

Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.

Крещение киевлян. 988 г.

«Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите

Слайд 22Архитектура
срубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из

камней

пол углублен по отношению к земле, стены деревянные, присыпанные землей

Архитектурасрубленные стены, высокоподнятый деревянный пол, двускатная кровля, большая печь, сложенная из камнейпол углублен по отношению к земле,

Слайд 23 Архитектура
Крестово-купольный стиль.
Десятинная церковь в Киеве
(первый каменный памятник
- 989-996г)

Архитектура 	Крестово-купольный стиль.	Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник - 989-996г)

Слайд 24Десятинная Церковь в Киеве (реконструкция)

Десятинная Церковь в Киеве (реконструкция)

Слайд 25Архитектура
Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в

честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.

Архитектура		Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство

Слайд 26 Архитектура
Собор Святой Софии в Новгороде

Архитектура 	Собор Святой Софии в Новгороде

Слайд 27ЗОДЧЕСТВО
Русское каменное зодчество
Софийский собор в Киеве заложен в 1037 г. при

Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями.

Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня.

Задание. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры.

Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.

ЗОДЧЕСТВОРусское каменное зодчествоСофийский собор в Киеве заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм

Слайд 28Архитектура

Архитектура

Слайд 29Архитектура
Памятники Владимиро-Суздальской земли

Архитектура Памятники Владимиро-Суздальской земли

Слайд 30Архитектура
Церковь
Покрова – на - Нерли

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром

мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое изящное здание стоит на небольшом холме на приречном лугу, там, где река Нерль впадает в Клязьму. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава — в память о нем

АрхитектураЦерковь Покрова – на - НерлиЦерковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров

Слайд 31Архитектура
Успенский собор

В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал

своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить Успенский собор, ставший главным храмом Северо-Восточной, «Залесской», Руси. Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля.
АрхитектураУспенский соборВ 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме,

Слайд 32Архитектура
Дмитровский собор
Дмитровский собор во Владимире, построен в 1194-1197, храм входил в

дворцовый ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан переходами с дворцовыми зданиями. Собор принадлежал к обычному типу одноглавых четырехстолпных храмов, но зодчие наполнили эту традиционную схему новым содержанием. Торжественная парадность и представительность храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены богатейшим резным убором.
Храм выражал апофеоз власти и духовного могущества Владимирской земли.

АрхитектураДмитровский собор	Дмитровский собор во Владимире, построен в 1194-1197, храм входил в дворцовый ансамбль, имел выступающие у западных

Слайд 33Золотые ворота в Киеве
Магдебургские ворота в Новгороде

Золотые ворота в КиевеМагдебургские ворота в Новгороде

Слайд 34Живопись

Живопись

Слайд 35 Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Св.Георгия Победоносец

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.Св.Георгия Победоносец

Слайд 36Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с

песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым.
(Из статьи А.И.Орлова)

О чём идёт речь?

Фреска

Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории

Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот

Слайд 37 Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку.
Фреска на южном

склоне большого свода Дмитровского собора во Владимире
Фреска – настенные живописные изображения, нанесенные на сырую штукатурку.Фреска на южном склоне большого свода Дмитровского собора во

Слайд 38 Икона — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери,

библейских персонажей и сюжетов, жития святых

"Ангел Златые власы". Новгородская икона. XII век. Русский музей.

Икона — в христианском искусстве изображение лиц Священной истории: Христа, Богоматери, библейских персонажей и сюжетов, жития святых

Слайд 39Живопись
Миниатюра- красочная иллюстрация

Живопись	Миниатюра- красочная иллюстрация

Слайд 40 Декоративно-прикладное искусство
Декоративно - прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусствоДекоративно - прикладное  искусство

Слайд 41 Декоративно - прикладное искусство
чернь - вид ювелирной техники, при котором изображения

наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Декоративно - прикладное  искусство	чернь - вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото

Слайд 42 Декоративно - прикладное искусство
Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический

предмет и закрепляемое обжигом

Декоративно - прикладное  искусство	Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

Слайд 43 Декоративно - прикладное искусство
скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой

проволоки

Декоративно - прикладное  искусство	скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

Слайд 44 Декоративно - прикладное искусство
зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные

или золотые шарики напаиваются на орнамент
Декоративно - прикладное  искусство	зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются

Слайд 45Тест
1.Особенностью культуры Древней Руси является:
А. широкое распространение печатной литературы
Б. влияние западноевропейских

традиций
В. Господство религиозного мировоззрения
Г. «обмирщение» культуры

2.Белокаменная резьба характерна для украшения храмов в:
А. Новгороде и Пскове
Б. Владимире и Суздале
В. Киеве и Чернигове
Г. Галицко-Волынской земле

3. Скань, зернь, финифть – это
А. виды живописи
Б. виды декоративного искусства
В. Архитектурные стили
Г. Литературные жанры
Тест1.Особенностью культуры Древней Руси является:А. широкое распространение печатной литературыБ. влияние западноевропейских традицийВ. Господство религиозного мировоззренияГ. «обмирщение» культуры2.Белокаменная

Слайд 46Тест
4. Авторам «Слова о законе и благодати» является
А. игумен Даниил
Б. монах

Нестор
В. Владимир Мономах
Г. Митрополит Илларион

5. К XI веку относится:
А. возникновение славянской письменности
Б. постройка Десятинной церкви в Киеве
В. Возведение Софийского собора в Киеве
Г. Написание «Повести временных лет»
Тест4. Авторам «Слова о законе и благодати» являетсяА. игумен ДаниилБ. монах НесторВ. Владимир МономахГ. Митрополит Илларион5. К

Слайд 47Тест (ответы)
В.
Б.
Б.
Г.
В.


Тест (ответы)В.Б.Б.Г.В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть