Слайд 1Архитектурные жемчужинки Южнобережья.
Выполнила:
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа-лицей» № 3
им.
А.С. Макаренко
Г. Симферополь
Роменская Н. Н.
Слайд 2В Крыму множество интересных и ценных достопримечательностей. Особенно привлекают туристов дворцы,
которых здесь большое количество. Крымский полуостров вполне можно назвать музеем дворцовой архитектуры конца-19-начала 20 века. Ведь благоприятный климат и географическое положение сделали Крым излюбленным местом отдыха аристократов, высших царских чиновников и богачей. Поэтому здесь возводились дворцовые комплексы в разных стилях.
Слайд 3С начала XIX в. недалеко от Алушты на мысе Плака было
имение А.М. Бороздина – крымского губернатора. У него иногда гостили такие знаменитые люди, как
В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Адам Мицкевич.
Слайд 4Усадьбу унаследовала дочь А.М. Бороздина Мария (первая жена А.И. Гагарина), а
после её смерти сам князь. По своей службе Гагарин выехал на Кавказ, где встретил Анастасию (Тассо) Орбелиани. Влюбленные поженились в 1854 году. Князь планировал вернуться в Крым и построить великолепный дворец. Но эти проекты не реализовались. В 1857 году Гагарин занял должность генерал-губернатора, а через несколько месяцев получил смертельное ранение. После смерти супруга княгиня Анастасия Давыдовна поехала в Крым, где стала жить в имении Кучук-Ламбат.
Слайд 5В 1902 году она начала постройку дворцового комплекса в память о
муже. Над объектом вел работы известный архитектор Н.П. Краснов. Во время строительных работ использовались лучшие материалы, которые завозились из Франции, Италии и Германии. Мрамор для возведения лестничных площадок и керамическая плитка привозились из Италии. Черепица из Германии. Из Франции привозили венецианские стекла. Из городов России были привезены столяры, плотники и каменотесы. Помимо самого дворца, на его территории был спроектирован красивейший парк и построена смотровая площадка.
Слайд 7Дворец был возведен за короткое время. Строительство завершилось в 1907 году,
и в этом же году ушла из жизни и сама княгиня. Рядом были построены церковь, винные погреба и служебные помещения . Дворец княгини Гагариной близ мыса Плака превратился в настоящее произведение искусства. Дворец своим внешним видом очень похож на какой-то средневековый замок. Стиль замка — модерн с элементами готики. Экстерьер дворца украшен множеством острых шпилей и угловых башен, уникальными резными окнами. Ярко-оранжевая черепица превосходно сочетается с керамической итальянской плиткой и стрельчатыми оконными проемами.
Слайд 8Украшают экстерьер шатровые крыши и декоративные башенки, а сам проект выполнен так,
что каждая стена здания была построена в своем уникальном стиле, и, соответственно, декорирована каждая сторона тоже по-разному. Дворец княгини Гагариной в Алуште является одним из самых красивых замков Крыма. Во всем мире нет аналогов дворцу княгини Гагариной в Крыму .
Слайд 9В 1927 году во время сильнейшего землетрясения здание дворца княгини Гагариной было сильно
разрушено. Его полностью восстановили в течение года. В наше время во дворце расположен санаторий «Утёс». Рядом с замком действует до сих пор домовая церковь семьи Гагариных, и прекраснейший парк, в котором произрастает множество редких и даже уникальных растений.
Слайд 10ДВОРЕЦ КНЯЗЯ ГОЛИЦЫНА В ПОСЕЛКЕ НОВЫЙ СВЕТ.
В 1878 году живописное урочище
Парадиз было куплено князем Львом Голицыным для производства шампанского, чем на территории Российской империи никто тогда еще не занимался. Со временем на Юго-Востоке Крыма, благодаря усилиям князя, были заложены виноградники, построены специальные погреба для выдержки вин при постоянной температуре.
Для своих нужд Голицын выстроил 2 масштабные постройки. Можно встретить утверждения, что в их проектировании участвовал московский архитектор Фёдор Шехтель
Слайд 12Лев Сергеевич приказал построить дом для работников винзавода . Этот дом
и получил название — дворец Голицына. Князь сознательно распорядился придать строению облик средневекового замка. В Крыму это одно из многих зданий, выстроенных в смешанном стиле — то ли рыцарский, то ли мавританский замок. Что и неудивительно, климат полуострова вполне располагает к созданию усадеб с внутренним двориком.
Слайд 13Внешне дом производит серьезное впечатление – это монолитная постройка из камня,
по углам которой располагаются четыре башни. Зубчатые переходы между башнями и стрельчатые окна еще больше напоминают о крепостных стенах. У входа встречают декоративные восточные башенки.
Слайд 14За мощными стенами скрывается большой внутренний двор. О том, что рабочие
могли с большим удобством здесь расположиться, говорит современное использование постройки. В здании сегодня мирно соседствуют местная администрация,
магазинчики и
несколько
небольших
отелей.
Слайд 15Дворец графа Мордвинова — величественное и красивое здание, расположенное в центре Ялты.
Дворец возведен на территории имения «Хорошая пустошь», подаренного первому российскому министру флота,вице-адмиралу графу Николаю Семеновичу Мордвинову за выдающиеся заслуги перед Отчеством Екатериной Великой. На ялтинском участке, получившем название «Хорошая пустошь», граф Мордвинов почти сразу начал закладывать виноградники и высаживать фруктовые деревья, превращая неприглядный пустырь в прекрасный сад.
Слайд 16Владельцы имения заказывали для своего парка редкие растения со всего мира.
Были обустроены аллеи, вдоль которых появились беседки. Из-за того, что для этой местности характерны перепады высоты поверхности земли, пришлось соорудить множество лестниц. Украшением парка послужили фонтаны и изящные статуи античных богинь.
Слайд 17Дворец Мордвинова в Ялте возводил Оскар Эмильевич Вегенер,
оставивший на Южном
побережье яркий след, немало украсив и
облагородив и сам курортный город. Строительство
заняло всего 3 года – начато в 1901 г., а закончено уже в 1903 г.
Слайд 18Имение графа Мордвинова стало одним из лучших архитектурных творений того периода
и отчасти напоминало загородные дома итальянской знати, выполненные в стиле эпохи Возрождения. С северной и восточной стороны обустроены парадные входы, от которых проложены дорожки к морю и парку. Дом украшают мощные колонны, балконы, на 2-м этаже – просторные террасы, с которых окрестности видны как на ладони. В доме насчитывается 79 комнат, которые украшены мозаикой, лепкой, художественными росписями, колоннами из мрамора и резными деревянными элементами.
Слайд 19Но представители семьи Мордвиновых недолго прожили в блиставшем новизной особняке: сразу
же после Февральской революции и отречения Николая II они покинули родные края, чтобы никогда больше не вернуться.
Слайд 20Дворец Паниной в Гаспре — один из самых старинных дворцов Крыма.
Слайд 21Дворец Паниной в Крыму был построен в период с 1831 по
1836 год. Особняк принадлежал князю А. Н. Голицыну. Граф Голицын практически 10 лет планировал отойти от государственных дел и осесть у себя в имении в районе Гаспры. Для этого и началось строительство дворца, а вместе с тем и создание сада. Хоть территория была довольно большая, даже по меркам того времени, строительство началось на небольшом участке, все время не хватало денег и приходилось экономить. Постройка стала называться «Романтическая Александрия». В качестве образца для подражания был взят Алупкинский дворец.
Слайд 22 Помогала своему родственнику Анна Сергеевна Голицына. Она выбрала проект архитектора
Ф.Ф. Эльсона, который одобрил Александр Николаевич, и занялась организацией работ. На строительство будущего дворца Паниной ушло пять лет. В 1836 году дворец был готов, хотя достраивалась ещё домовая церковь Святой Троицы, продолжалась закладка парка. Дворец создавался с применением разных стилей – готики, романтизма и средневековых мотивов. Предполагалось еще подобие рва, но на него у Голицына не хватило денег, а Панина О.В .,будущая владелица имения, на этом месте возвела роскошный парк и фонтаны. Постройка сделана из известняка серого оттенка. Особенностью сооружения являются стрельчатые оконные проемы и башни с восьмью гранями.
Слайд 23Парком имения занимался сам Карл Кебах, создатель знаменитого Воронцовского парка. Позже его
сменил ещё один немец – Людвиг Кремер. Основу парка составлял сад в английском стиле, где вырыли небольшой пруд, украшенный стилизованной под руины постройкой.
В середине 1830-х годов Гаспра становиться важной достопримечательностью
Южного берега Крыма и входила в обязательный осмотр путешествий.
Во время поездки по Крыму замок в отсутствие хозяина 19 сентября 1837 г.
навестил император Николай I в сопровождении большой свиты ,в которую входил Жуковский В.А.
Слайд 24 Завершив свою стезю на службе государевой, Голицын приезжает в Гаспру,
в своё имение, тогда называвшееся «Романтическая Александрия», старый и больной. Уже через год он умирает. Дворец переходил несколько раз из рук в руки. Наконец, его владелицей становиться графиня О.В.Панина. Именно из-за графини Паниной забылось и стерлось первое название «Голицынский дворец» или как еще его называли в те времена — «Романтическая Александрия».
Слайд 25О внутреннем убранстве можно судить лишь по рассказам современников владельцев дворца,
поскольку ныне оно практически не сохранилось. Например, в те времена, когда здесь жил Толстой, внутри имелось: дюжина жилых комнат, четыре прихожие и столько же каминов, 8 голландских печей, большой холл, застеклённая терраса, что была любимым местом писателя в доме.
Слайд 26Парк при дворце Паниной был весьма уникален. В нем произрастало около
100 видов различных растений, из них около 40 видов были завезены в Крым со всех уголков нашей планеты. Много растений было куплено в Никитском ботаническом саду. Несколько розариев, тенистые аллеи и чудные беседки служили украшением этого чудесного места. Отдыхающие считали, что это рай на земле.
Графиня Панина, обладавшая предпринимательской жилкой, сдавала дворец как дачу состоятельным лицам. С сентября 1901 по июль 1902 года здесь жил Лев Толстой, работавший в Гаспре над повестью «Хаджи-Мурат». В гости к нему приезжали А. П. Чехов, М. Горький, А. Куприн, Ф. Шаляпин. Сейчас, в комнатах, где он проживал, работает музей писателя. Перед отъездом из России в Гаспре в 1917 г. целый год жила семья Набоковых.
Слайд 27В 1927 году Крымский полуостров сотрясло сильное землетрясение. Гаспринские дворцы пострадали
больше других, досталось и дворцу Паниной. В 1944 году бывший дворец Паниной принял в своих стенах госпиталь для раненых бойцов Красной Армии. В 1950 году он стал и остаётся по сей день санаторием матери и ребенка «Ясная Поляна».
Слайд 29Основателем поместья является генерал
А..М. Бороздин, получивший земли в Большой Алуште
в начале девятнадцатого века. После выхода в отставку в 1816 году Андрей Михайлович окончательно поселился в своём имении и, в 1820 году, начал закладку парка и строительство дворца
Слайд 30В 1839 году, после женитьбы на племяннице Андрея Михайловича, дочери его
брата Михаила Михайловича Бороздина, Анне Михайловне, владельцем имения становится генерал Николай Раевский, потомки которого владели усадьбой до 1917 года. К 80-м годам 19 века старый дворец обветшал и сын Н. Раевского – Михаил решил построить новый. За два года, с 1885 по 1887 года, вместо прежнего был возведен новый дворец, знакомый нам как « Дворец Раевских». Здание было выполнено в редком неомавританском стиле. Прообразом послужил иранский дворец XVII века в Исфахане, в провинции Хорасан, чертежи которого известный крымский архитектор Карл Эшлиман разнообразил элементами барокко, классицизма и крымско-татарского зодчества XVIII столетия. Если старое здание Михаил Николаевич любил, то новым он был просто очарован.
Слайд 31Оно сохранило характерные черты восточных строений. Дворец обладает прямолинейными, симметричными формами,
элегантной сдержанностью и изяществом. В то же время его наделили изысканными декоративными элементами. Парадный фасад украшен высокими колоннами, второй этаж — витражными арочными окнами с лепниной. С западной стороны были обустроены изящные балконы с резными решетками. Декором фасада, обращенного к морю, стала замысловатая деревянная резьба. Внутри дворец Раевских – «Карасан»- отличается изобилием декора. В парадном зале сохранились элементы старого интерьера – резные панели, старинные часы и лепные украшения. Потолки и стены оформлены изысканной лепкой. Три этажа соединены лестницами из известняка, напольным покрытием из паркетной доски и каминами.
Слайд 32Вокруг дворца был разбит прекрасный парк.
Его территория охватила 18 га.
Слайд 33Парк, окружавший дворец князей Раевских, выполнен в старинном английском стиле. На
его территории посажено примерно 220 разновидностей растений из разных концов света. Есть и некоторые ценные и редкие сорта, например, японские акубы, гинкго, олеандры и фейхоа. Перед главным фасадом произрастают пальмы и большой кедр из Ливана. Этому дереву уже более 200 лет. В окрестностях растут рощи кипарисов, кедров, пиний и сосен.
Слайд 34В 1920 году особняк Раевского перешел в собственность советского государства.
В 1924 здесь был
создан лечебно-профилактический санаторий.
Слайд 36Великий князь Пётр Николаевич Романов часто бывал в Крыму и очень любил его.
В 1893 году он купил у золотопромышленника К. Полежаева 13 десятин земли для устройства своего имения. Дворец строился с 1895 по 1897 год
Слайд 37Проект был создан с применением эскизов, выполненных князем в период путешествий
по странам Ближнего Востока. Источником вдохновения является мавританский стиль. Архитектором и руководителем строительства был ялтинский городской архитектор Николай Краснов, впоследствии также автор Ливадийского и Юсуповского дворцов. Великий князь Александр Михайлович сравнивал дворец «Дюльбер» с замком «Синей Бороды». Над входом во дворец располагалось изречение из Корана с пожеланием благополучия его владельцу. Постройка была украшена серебристыми куполами и зубчатыми стенами.
Слайд 38Дворец «Дюльбер» являлся местом отдыха для Петра Николаевича и всей его
семьи. Здесь собирались именитые гости. После революции это здание стало пристанищем для Романовых. В настоящее время ценная достопримечательность получила статус архитектурного памятника. Здание выполнено в нежно-голубых, серебристых и синих тонах. Внутри комплекса большое количество помещений.
Для украшения дворца применялся такой декор: мозайки, резьба по камню, росписи, ажурные балконы и арки.
Слайд 39После Февральской революции Временное правительство разрешило некоторым лицам из династии Романовых уехать в
Крым в свои имения. После установления в Крыму советской власти всем им начала угрожать непосредственная опасность физической расправы. За жизнь Романовых в Крыму отвечал комиссар Севастопольского совета матрос Ф. Л. Задорожный. Не желая подчиниться воле Ялтинского совета (расстрелять Романовых), он решил воспользоваться архитектурными особенностями дворца, превратив его в настоящую крепость. Сюда, под защиту толстых стен и пулемётов, установленных на его стенах, были переведены из различных имений все находящиеся в Крыму члены семьи Романовых. Сам Великий князь Александр Михайлович стал правой рукой Ф. Л. Задорожного по разработке мероприятий по обороне дворца. Он, как профессиональный военный, помог оборудовать места для пулемётов и рассчитал секторы огня, помог охране наладить работу прожекторов. Многочисленные налеты вооруженных отрядов анархистски настроенных приверженцев Ялтинского совета так ни разу и не закончились штурмом.
Слайд 40Так Романовы были спасены и дождались ликвидации советской власти в результате
германского вступления в Крым. В апреле 1919 года они эмигрировали из России на борту британского крейсера «Мальборо».
В 1922 году в имении Дюльбер, переименованном в «Красное знамя», была открыта одна из первых советских здравниц. Во время Великой Отечественной войны дворцовый комплекс сильно пострадал, а в послевоенные годы был восстановлен немецкими и румынскими военнопленными.
В настоящее время является санаторием.
Слайд 41Дворец «Кичкине» был так необычно назван из-за его очень маленьких форм. Если
перевести с крымско-татарского языка, то получится «малютка».
Слайд 42Именно миниатюрные, но очень роскошные, формы присущи этому архитектурному творению. Основная
часть дворцов Крымского полуострова была построена в период конец 19 – начало 20 столетия. Не является исключением и дворец «Кичкине» в Гаспре. А заказчиком этого строительства стал Романов Дмитрий Константинович, который был внуком Николая I.
Слайд 43Заказ на проектирование и строительство дворца был отдан Н.Г. Тарасову –
главному ялтинскому архитектору. Проект создания дворца в мавританском стиле был одобрен, и в 1912 году началась стройка.
К концу 1913 года строительство Дворца «Кичкине» было окончено. Романов прожил в этом имении всего два месяца, встретив Новый 1917 год вместе со своими родственниками. Кроме самого дворца, очень привлекает внимание парк, разбитый вокруг него. К созданию этого парка привлекли сотрудника Никитского ботанического сада – Ф.Калайды.
Он очень умело распланировал расположение дорожек и растительности. Здесь были посажены дубы, земляничники, терпентинные деревья, и, конечно же, различные породы кипарисов и пальм.
Слайд 45 В архитекторском плане ансамбль дворца более всего приближен к восточному.
Он впитал в себя весь колорит и изящество мусульманских сооружений XVI-XVIII вв., но сам стиль постройки относят к так называемому «псевдомавританскому». Утопающий в зелени столетних кипарисов, особняк вполне оправдывает свое название – «малютка», имея относительно небольшие размеры, но являясь при этом памятником с культурным и историческим значением.
Слайд 46В оформлении интерьеров дворца использовались мотивы нескольких историческая стилей: «арабский» — в
вестибюле, большой и малой столовых, Людовика XVI — в приемной, ампир — в большой гостиной. Эти залы отличались богатой лепкой с искусной орнаментацией, а стены комнат великого князя декорировались деревянными панелями с резьбой.
Слайд 47Дворец «Кичкине» в Гаспре – маленькая, но запоминающаяся достопримечательность, посещение которой
подарит только положительные эмоции.
Слайд 48Дворец-замок «Ласточкино гнездо» на отвесной скале «Аврора» в Гаспре является визитной
карточкой полуострова уже много лет.
Слайд 49История возникновения миниатюрного дворца в Крыму начинается в конце XIX века.
По легенде, первым владельцем поместья был генерал русско-турецкой войны. Дача была деревянной и именовалась «Генералиф» или «замок любви». Неизвестными остались причины, побудившие военного человека дать строению столь романтичное название, однако оно прочно закрепилось и осталось в памяти народной.
Слайд 50Владельцев дачи с конца XIX века было много. В 1911году новый
владелец поместья богач Рудольф фон Штенгель решил создать на вершине скалы средневековый замок, напоминавший ему родину. Руководил проектом Леонид Шервуд. В 1912-м вершину украсило каменное готическое строение. Для постройки брали известняк и евпаторийский желтый камень. Композиция задумывалась соразмерно участку. Высота «Ласточкиного» гнезда составляет всего 12 метров, а площадь - 10х12 метров. А высота Аврориной скалы - 40 метров. Дом утопал в зелени небольшого сада, который был разрушен землетрясением в 1927 году.
Слайд 51Внутри замка помещается прихожая и гостиная, лестница на второй этаж и
две спальни, расположенные одна над другой. Первоначальные интерьеры замка были утрачены из-за непростой истории этих мест.
Но владел барон имением лишь 4 года. С началом 1-й мировой войны он продал замок Павлу Шелапутину, а его управляющий организовал внутри ресторан. После грянули продолжительные войны, и имение у наследников Шелапутина отобрали.
Слайд 52В 1921 в акте приема бывшего имения «Ласточкино гнездо» задокументировано, что
здание было заброшено и неоднократно разграблено.
В период НЭПа здание отреставрировали и открыли здесь ресторан. Но уже 12 сентября 1927 года здесь было землетрясение, которое сильно повредило здание.
В период с 1927 по 1939 какие-то ремонтные работы все же проводились, но в основном здание было запущено и принадлежало дому отдыха «Жемчужина».
В 30-е годы во дворце был открыт читальный зал. 40 лет здание представляло собой печальный отголосок прошлого» В 1987 году здесь снимали фильм «Десять негритят» и эпизоды картины «Мио, м ой, Мио»
Слайд 53в 1967 - 1970 годах состоялся капитальный ремонт «Ласточкиного гнезда» сотрудниками
Гипроград. Архитектором выступил И. Татиев, инженером В. Тимофеев. Укреплялось и здание, и скала, которую также обнесли антисейсмическими поясами, была немного изменена архитектура, добавлены декоративные башенки и шпили.
В 1971 замок был открыт для посещения.
До 2011 в замке работал ресторан.
А в июле 2011 здание признали дворцом-замком «Ласточкино гнездо».
Слайд 54Поместье и дворец ”МЕЛЛАС”
Меллас - по-гречески тёмный (очевидно, благодаря цвету нависающих
над ним скал).
Слайд 55Граф Л. А. Перовский, дедушка известной террористки из "Народной воли» Софьи
Перовской, в 30-х гг. XIX в. возвел у подножия Кастропольской горы на берегу моря дворец. Л.А. Перовский (1792 – 1856 гг.) был для своего времени весьма примечательной личностью. Сын Алексея Кирилловича Разумовского, герой Отечественной войны 1812 года, при Николае Первом долгое время возглавлял Министерство внутренних дел. Удачная карьера была Л. А. Перовского омрачена большим горем. В 1833 году умерла любимая жена, княгиня Екатерина Васильевна, урожденная Горчакова. Ища уединения, Лев Алексеевич приезжает в Крым. Перовский и в Крыму оставил свой заметный след. В 1834 году он покупает земли, на которых задумал возвести дворец и разбить парк. Архитектором для строительства был выбран Филипп Федорович Эльсон, который служил у губернатора графа Воронцова штатным архитектором. Эльсон участвовал в реконструкции Бахчисарайского дворца, что, весьма вероятно, натолкнуло его на использование восточных мотивов в планировке нового дворца графа Перовского.
Слайд 56Дворец построен в плане средневекового палаццо с четырьмя угловыми башнями, но
с деталями римской виллы эпохи Возрождения. В орнаменте фасадов и внутренних помещений ощущается и влияние Востока: килевидные арки, ниши, арабески.
Одновременно с дворцом был разбит обширный парк площадью более 25 га.
Слайд 57 В момент своего рассвета парк Мелласа насчитывал до двухсот видов
декоративных растений, большая часть из которых были экзотическими. Парк признан памятником садово-паркового искусства .
Слайд 58В нём имеются своеобразные скальные нагромождения, обломки гигантских глыб, причудливые бухты.
Со стороны моря он окаймлен широкой благоустроенной набережной, протянувшейся почти на 1,5 км. Это один из лучших парков на Южном берегу Крыма.
Слайд 59От Перовского, по завещанию, «Меллас» перешел к выдающемуся русскому литератору графу
А. К. Толстому, который приходился графу племянником. Толстой получил дворец с землями в наследство.
Благодатный край никого не оставлял равнодушным. А.К. Толстой посвятил Крыму 14 стихотворений.
После смерти А. К. Толстого у имения «Меллас» были разные владельцы.. В конце XIX века имение приобрела Е.Г. Кузнецова, родственница известного чаепромышленника А.Г. Кузнецова, хозяина соседнего Фороса.
Слайд 60После революции имение «Меллас» было экспроприировано новой властью. Большевики застали хозяйство
в идеальном состоянии. Дворец и дом Кузнецовой поражали богатством интерьера, изящной мебелью, большой библиотекой. Несмотря на то, что проводилась опись реквизированных вещей, многое было испорчено или попросту украдено.
После небольшого перерыва, связанного с военными действиями в Крыму и последующим голодом, в бывшем имении «Меллас»открылся санаторий под таким же названием в 1923 году.
Сейчас санаторий «Меллас» принадлежит мэрии Москвы.
Слайд 62Развитие Гурзуфа как курорта начинается в конце XIX века.
В 1897
году известный железнодорожный инженер В.И. Березин и его жена О.М. Соловьева приобретают участок земли (40 га) в местности под названием «Суук-Су» и начинается строительство особняка. Экзотическое наименование этот живописный уголок Крыма получил в честь источника Суук-Су, что по-тюркски означает «холодная вода». Любопытно само место, где был возведен дворец. Археологи обнаружили здесь средневековый могильник. В VIII-X вв. здесь проживали, по одной версии, крымские готы, по другой – романизированные потомки аланов. В советские времена раскопки внутри необычного ландшафта продолжались.
Слайд 63 Супружеская пара планировала основать в Крыму доходный курорт. Все шло
по плану, однако через три года Березин умирает, оставив жене законченный проект курортного комплекса. Ольга Михайловна Соловьева продолжила создание фешенебельной виллы, благо муж оставил ей в наследство приличное состояние.
В 1900 году были построены четыре гостиницы и здание казино. Проект и строительство зданий осуществил архитектор Н.П. Краснов. Кстати, это была его первая постройка дворцового характера, которая доказала талант зодчего. Его вкус и мастерство исполнителя было оценены высокопоставленными особами, поэтому позже именно Краснову было поручено строительство Ливадийского дворца.
Слайд 64Белоснежная вилла была построена из инкерманского камня в стиле французского ренессанса.
Главный вход в здание украшал беломраморный фонтан. Трехэтажный особняк поражал роскошью и разнообразием декора. Лепные карнизы, колонны коринфского ордера, вазы с цветами, - все это создавало атмосферу изящества и уюта.
Слайд 65Внутри находились изысканные предметы интерьера и росписи, сделанные рукой живописца В.И.
Сурикова, в их числе огромная картина «Садко в гостях у морского царя».
Прекрасен и парк, окружающий дворец. Его создавал Э.Ю. Либа в стиле террасных садов Италии.
Здесь есть гроты, балюстрады, узкая изящная лестница, состоящая из 68 ступенек. Три главные дорожки с большим количеством ответвлений встречаются у восточного фасада дворца.
Слайд 66В 1903 году состоялось торжественное открытие нового курортного комплекса «Суук-Су». Гурзуф
с этих пор становится одним из излюбленных мест отдыха на Южном берегу Крыма. Мягкий климат, целебный воздух, живописные пейзажи в сочетании с архитектурным изяществом делали курорт «Суук-Су» центром притяжения творческих личностей со всей России. На элитном курорте отдыхали и бывали в качестве гостей художники В.И. Суриков и С.А. Коровин, писатели А.И. Куприн, И.А. Бунин, певец Ф.И. Шаляпин. Даже император Николай II и эмир Бухарский посещали эти места.
Кстати, в «Суук-Су» имелись почта, телефон и электроосвещение.
Наступили смутные времена. Ольга Соловьева покинула Крым в 1920 году, когда вторжение большевиков стало неминуемым. К счастью, дворец успешно пережил революционные годы, а затем стал местом отдыха партийных лидеров.
Слайд 67
Сегодня дворец продолжает выполнять функцию культурного центра. Здесь проходят праздники, концерты,
а также встречи артековцев с гостями лагеря.
Слайд 68Имение «Харакс»-это дворцово-парковый комплекс, принадлежащий нескольким представителям дома Романовых, имеет богатейшую
историю, которая уходит своими корнями во времена расцвета Римской империи. Когда-то здесь находилось мощное военное укрепление – крепость «Харакс», о чем свидетельствуют данные археологических раскопок.
Слайд 69Другая уникальная особенность имения «Харакс» связана с тем, что все его
постройки выполнены в диковинном для России стиле. Спроектировал архитектурное чудо архитектор Николай Петрович Краснов для великого князя Георгия Михайловича, который был сыном дяди императора Николая II, Михаила Николаевича. Работы начались в 1904 году, к 1908-му они были завершены. Дворец «Харакс» сделан в шотландском стиле с использованием английской черепицы, подчеркивающей его принадлежность к западной культуре. Его построили из известняка, который добывался на крымском полуострове. Кровля была отделана английской черепицей, а фасад здания был украшен орнаментом. Весь внешний стиль дворца в целом и отдельные детали в частности были подчинены шотландскому стилю.
Слайд 70Здесь, на камнях, в засушливом месте, где практически ничего не росло,
он не только построил великолепное здание дворца, но и обустроил уникальный парк с большим количеством видов растений. Парк был удачно спроектирован, содержал в себе искусно подобранные растения, в нём были обустроены фонтан, беседка и бассейн. Особенно привлекает к себе внимание античная беседка парка, которая в основании имеет двенадцать мраморных колонн. От морского побережья к имению «Харакс» была проложена
широкая каменная лестница.
Сам дворец состоял из сорока шести
комнат, а на близлежащем участке
земли были выстроены часовня,
конюшни, прекрасная оранжерея и
помещение кухни.
Слайд 71Внутреннее убранство здания полностью соответствовало его внешней стилистике. В интерьере присутствовала
английская мебель, а также характерная посуда и столовое серебро. Церковь к имению тоже была построена, но уже на другой стороне шоссе Ялта-Севастополь. Полное название этой церкви «Церковь святой Нины и преображения Господня».Построена в 1908 году. Архитектором стал также Краснов, назвавший работу над церковью одной из самых важных и удачных в своей карьере
Слайд 72 К сожалению, годы Великой Отечественной войны стали роковыми для дворца
«Харакс».
Он сильно пострадал в это время, а в ходе последующей реставрации так и не удалось восстановить его первоначальный вид.
В послевоенные годы «Харакс» стал усадьбой, где отдыхали представители партийной верхушки, а в настоящее время дворец является просто корпусом санатория.
Слайд 73Дворец эмира Бухарского в Ялте.
Владельцем этого архитектурного шедевра, считающегося одним из
самых красивых ялтинских строений, до революции был эмир города Бухары Сеид Абдул Ахат-хан, чья семейная родословная восходит корнями к Чингисхану. Править эмир начал в 1885 году.
Слайд 74 Прославился как один из мудрейших правителей своего времени.В 1897 году
первый раз побывал в Крыму на даче Юсуповых и влюбился в эти места. Хан был очень дружен с императором России Николаем II. Чтобы больше общаться с ним, специально приобрёл земли в городе Ялта под строительство своей будущей резиденции неподалёку от Ливадийского дворца, где часто проводила лето царская семья. Масштабные строительные работы стартовали в 1907 году и были завершены к 1911-му. Руководил возведением дворца в мавританском стиле Н. Тарасов — выдающийся ялтинский архитектор.
Заказчик называл дворец «Дилькисо»– «пленительный» .
Впоследствии по инициативе эмира здесь разбили парк, ставший чрезвычайно популярным у крымчан и приезжих путешественников.
Слайд 75Усадьба эмира отличается изысканностью: строение украшают капители, колоны, идущие до второго
этажа, окна в виде подков в мавританском стиле, купола на крышах в турецком стиле, множество лепки и декораций. На главной лестнице ко дворцу гостей встречают львы, и отсюда открывается чудесный вид на дворец.
Частыми гостями дворца становятся семейство князя Юсупова, ялтинский градоначальник и множество купцов и помещиков.
Слайд 76Дворец до 1917 года оставался собственностью Сеид Абдул Ахад-хана и его
сына. На собственные средства эмир возвел больницу, в которой ялтинцы сильно нуждались. Правитель Бухары модернизировал набережную и ряд прибрежных улиц, спонсировал строительство военного корабля, активно занимался благоустройством любимого города. Городские власти Ялты отметили заслуги эмира перед городом.
Он удостоился чести стать
почётным гражданином города.
В честь правителя назвали
корабль и одну из местных улочек.
Слайд 77В 1917 году, сразу после нашумевших революционных событий, здание подверглось национализации.
В период ВОВ здание было основательно повреждено (метеостанция и часть паркового ансамбля подверглись уничтожению).
Сейчас во дворце хранятся книги — это библиотека санатория «Ялта».