Презентация, доклад по истории России Культура восточных славян в X-XIII веках

Содержание

Русская культура X – XIII вв. идет по пути самобытного развития и достигает высокого уровня уже в XI веке. До татаро – монгольского завоевания культура Руси была отнюдь не ниже, чем культура других европейских стран. Она

Слайд 1


Слайд 2Русская культура X – XIII вв. идет по пути самобытного развития

и достигает высокого уровня уже в XI веке. До татаро – монгольского завоевания культура Руси была отнюдь не ниже, чем культура других европейских стран. Она уступала лишь культуре тех стран, которые были наследственно связаны с античностью Византии и Италии. Она выросла на культуре восточнославянских племен и находилась в постоянном общении с культурами других стран.
Русская культура X – XIII вв. идет по пути самобытного развития и достигает высокого уровня уже в

Слайд 3Достоянием единой русской культуры стал опыт всего восточного славянства.
Сохранялись региональные черты.
Находилась

под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций (равнина).
Угро-фины и балты,
Иранские народы и др.
Византия
Переработка в русском стиле.
Влияние языческих духовных традиций.

Достоянием единой русской культуры стал опыт всего восточного славянства.Сохранялись региональные черты.Находилась под влиянием различных культурных направлений, стилей,

Слайд 4
«Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись»,
«Лаврентьевская летопись».



«Повесть временных лет», «Ипатьевская летопись»,«Лаврентьевская летопись».

Слайд 8 Есть свидетельства о существовании славянской письменности задолго до христианизации
(Берестяная грамота)


Есть свидетельства о существовании славянской письменности задолго до христианизации (Берестяная грамота)

Слайд 9Христианизация дала мощный толчок развитию письменности и грамотности.

Христианизация дала мощный толчок развитию письменности и грамотности.

Слайд 10Христианизация дала мощный толчок развитию письменности и грамотности.
Первые русские грамотеи взращивались

в школах, которые были открыты при церквах.
В XI – XII в.в. в верхах общества было много грамотных людей.
С XI в. в богатых семьях начинают учить грамоте девочек.
Христианизация дала мощный толчок развитию письменности и грамотности.Первые русские грамотеи взращивались в школах, которые были открыты при

Слайд 11"Повесть временных лет" – условное название общерусского летописного свода, составленного во

втором десятилетии XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

"Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала есть"


Слайд 12Развивалась вместе с летописанием и ростом общей образованности.

Первым известным автором литературного

произведения на Руси стал митрополит Иларион.
Развивалась вместе с летописанием и ростом общей образованности.Первым известным автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион.

Слайд 13Иаков «Память и похвала Владимира»
«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»
«Сказание

о Борисе и Глебе»
Нестор «Чтение о житии Бориса и Глеба»
Иаков «Память и похвала Владимира»«Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси»«Сказание о Борисе и Глебе»Нестор «Чтение о

Слайд 14
Адресовано "детям моим или кому другому, кто прочтет" "Поучение" Великого князя

Владимира Мономаха известно в единственном списке, вошедшем в "Лаврентьевскую летопись" под 1096 годом. Оно состоит из трех частей: собственно "Поучения", автобиографии и письма к князю Олегу Святославичу. Основная тема "Поучения" – представление о нравственном поведении человека и властелина.

"Поучение" Владимира Мономаха

Адресовано

Слайд 15
В 1800 году русский археограф граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин в сотрудничестве

с Алексеем Федоровичем Малиновским, Николаем Николаевичем Бантыш-Каменским и Николаем Михайловичем Карамзиным – лучшими русскими историками того времени, издал открытый им список "Слова о полку Игореве". В основу сюжета "Слова", датируемого 1187 годом, неизвестный автор положил событие 1185 года – неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев.

«Слово о полку Игореве».

В 1800 году русский археограф граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин в сотрудничестве с Алексеем Федоровичем Малиновским, Николаем

Слайд 16Русь долгое время была деревянной. Деревянная архитектура восходит к Руси языческой. Эти

традиции живы и до настоящей поры.
Русь долгое время была деревянной. Деревянная архитектура восходит к Руси языческой. Эти традиции живы и до настоящей

Слайд 17Кижский погост на Онежском озере
Уникальный архитектурный ансамбль Кижского погоста на Онежском

озере. Эти строения, при сооружении которых не было использовано ни одного гвоздя, – непревзойденный шедевр русского деревянного зодчества.

Двадцатидвухглавая Преображенская церковь (1714 год), девятиглавая Покровская церковь (1764 год), шатровая колокольня (1874 год)

Кижский погост на Онежском озереУникальный архитектурный ансамбль Кижского погоста на Онежском озере. Эти строения, при сооружении которых

Слайд 18Софийский собор в Киеве
Мир Византии, мир христианства привнёс на Русь новый

строительный опыт и традиции - крестово-купольный храм

Софийский собор в Киеве. 1037 г.


Софийский собор в Киеве следует считать самым древним из дошедших до нас памятников русского зодчества. На протяжении веков он был главным церковным и общественным зданием Русского государства

Софийский собор в КиевеМир Византии, мир христианства привнёс на Русь новый строительный опыт и традиции - крестово-купольный

Слайд 19Софийский собор в Новгороде
Мир Византии, мир христианства привнёс на Русь новый

строительный опыт и традиции - крестово-купольный храм

Софийский собор в Новгороде. 1045 г.


Софийский собор в Новгороде был заложен в 1045 году новгородским князем Владимиром Ярославичем – сыном Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого.

Софийский собор в НовгородеМир Византии, мир христианства привнёс на Русь новый строительный опыт и традиции - крестово-купольный

Слайд 20Успенский собор во Владимире
В XII в. на Руси стали строить одно-купольные

храмы.

Построенный в 1158-1160 годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в 1185-1189 годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу.

Успенский собор во ВладимиреВ XII в. на Руси стали строить  одно-купольные храмы.Построенный в 1158-1160 годах по

Слайд 21Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова
Большого расцвета достигла архитектура при

Андрее Боголюбском.

В 1165 году близ Боголюбова, на берегу реки Нерли, возвели каменную одноглавую церковь Покрова Богородицы. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский построил этот храм после кончины сына в память о нем и в умиротворение своей печали.

Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ БоголюбоваБольшого расцвета достигла архитектура при Андрее Боголюбском.В 1165 году близ Боголюбова,

Слайд 22Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто народном

выражении.
Христианство внесло в них иное содержание – воспевание Бога, подвигов святых, деятелей церкви.
Строгая византийская иконопись под кистью русских художников превращалась в портреты, близкие к натуре.
Иконы, фрески, мозаики, резьба по дереву и камню, ювелирные украшения.
Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто народном выражении.Христианство внесло в них иное содержание

Слайд 23
Икона "Владимирская Богоматерь" написанная, по преданию, евангелистом Лукой, была принесена на Русь

из Греции.

Иконопись

Икона

Слайд 24
Мозаика Софийского собора в Киеве
Мозаика

Мозаика Софийского собора в КиевеМозаика

Слайд 25
Шлем князя Ярослава Всеволодовича
Ювелирные украшения

Змеевик "Черниговская гривна"

Шлем князя Ярослава Всеволодовича Ювелирные украшенияЗмеевик

Слайд 26Ювелирные украшения

Женские украшения вятичей
Женские украшения XI-XII веков не были однородны и

отражали культурные различия, существовавшие между племенами, населявшими русские земли. Характерный пример – украшения женщины-вятички (конец XI-начало XII века). Они представляют собой бусы из хрусталя и сердолика, височные кольца, вплетавшиеся в волосы у висков, шейная гривна в виде металлического обруча и перстни. Все украшения выполнены в манере, присущей лишь вятическим мастерам и мало распространенной среди других славянских племен.
Ювелирные украшенияЖенские украшения вятичейЖенские украшения XI-XII веков не были однородны и отражали культурные различия, существовавшие между племенами,

Слайд 27Музыка
Упоминание о музыкантах встречается в «Слове о полку Игореве».

На фресках Софийского

собора есть изображения музыкантов, играющих на гуслях, лютне.
МузыкаУпоминание о музыкантах встречается в «Слове о полку Игореве».На фресках Софийского собора есть изображения музыкантов, играющих на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть