Презентация, доклад по истории России. Культура Руси. IX-XIII вв. 10 класс

Содержание

Письменность. Материал для письма- береста или пергамент.Высокая грамотность населения.Берестяные грамоты (договор Олега с Византией – 911 г.)С принятием христианства – славянский алфавит – авторы: Кирилл и Мефодий.Граффити – надписи на стенах.Писало.

Слайд 1Культура Руси X – начала XIII века
Презентацию подготовила учитель истории и

обществознания
Ширяева Ольга Александровна
Культура Руси X – начала XIII векаПрезентацию подготовила учитель истории и обществознания Ширяева Ольга Александровна

Слайд 2Письменность. Материал для письма- береста или пергамент.
Высокая грамотность населения.
Берестяные грамоты (договор Олега

с Византией – 911 г.)
С принятием христианства – славянский алфавит – авторы: Кирилл и Мефодий.
Граффити – надписи на стенах.

Писало.

Письменность. Материал для письма- береста или пергамент.Высокая грамотность населения.Берестяные грамоты (договор Олега с Византией – 911 г.)С

Слайд 3Письменность
Кирилл и Мефодий
Глаго́лица — одна из первых славянских азбук.

Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Кирилл Философ для записи церковных текстов на старославянском языке.

Кириллица (или кири́лловский) алфави́т- один из двух (наряду с глаголицей) древних алфавитов для старославянского языка;

Письменность Кирилл и Мефодий Глаго́лица — одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский

Слайд 4Литература
Церковная:
библейские тексты;
богослужебные книги
Светская:
летописи;
поучения;

Литература Церковная:библейские тексты;богослужебные книги	Светская: летописи;поучения;

Слайд 5Литература
Жанры:
1. Слово (поучение, моление):
-«Слово о Законе и Благодати» Иллариона
«Поучение Владимира Мономаха»
«Моление»

Даниила Заточника
«Слово о полку Игореве».
2. Сказание:
О походах Олега и Святослава, о крещении княгини Ольги;
Сказание о Борисе и Глебе.
3. Жития.
«Чтение о житии Бориса и Глеба»
4. Хождения.
- «Хождение игумена Даниила в святые места»
5. Мемуары:
«Память и похвала Владимира» монаха Иакова.
6. Литературные произведения:
«Слово о полку Игореве» (1185 г.)
7. Переводная литература:
- «Остромирово евангелие» – древнейшая рукописная книга (сер.XI в.) на русском языке





Устное народное творчество
Былины (о Владимире Красно Солнышко, об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче);
Сказки, песни, заговоры, обрядовые песни и др.




ЛитератураЖанры:1. Слово (поучение, моление):-«Слово о Законе и Благодати» Иллариона«Поучение Владимира Мономаха»«Моление» Даниила Заточника«Слово о полку Игореве».2. Сказание:О

Слайд 6Конец X века – первая летопись на Руси (история со времени

появления новой династии Рюриковичей).
Летопись при Ярославе Мудром
Митрополит Илларион (под именем монаха Никона) написал в 60-70 гг. XI в. Летописный свод.
Ипатьевская летопись
Новгородская летопись
Псковская летопись
Киевская летопись и др.

Летописи – запись событий по годам

Киево-печерский монах Нестор.
Повесть временных лет ( начало XII в.)

Конец X века – первая летопись на Руси (история со времени появления новой династии Рюриковичей).Летопись при Ярославе

Слайд 7Архитектура
Основные материалы: дерево, камень, кирпич.
Церковная – соборы, церкви
Светская – дворцы, инженерные

сооружения (стены и башни дворцов)

Первая на Руси каменная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12 мая 996 года, в эпоху княжения Владимира Великого. Название ее – десятинная – связано с тем, что на ее возведение и поддержание Владимир Великий выделил десятую часть своих доходов – десятину. В источниках Десятинную церковь нередко называют церковью Богородицы.

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами.

АрхитектураОсновные материалы: дерево, камень, кирпич.Церковная – соборы, церквиСветская – дворцы, инженерные сооружения (стены и башни дворцов)Первая на

Слайд 8Архитектура
Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в

1045—1050 годах. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Одна из древнейших церквей, построенная славянами.

Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого.

Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилоны, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы. Декоративные особенности кладки хорошо читаются на лицевой поверхности стен. Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья.

АрхитектураСобо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. На протяжении столетий —

Слайд 9Архитектура
Це́рковь Покрова́ на Нерли' (Покро́в на Нерли‘, церковь Покрова Пресвятой Богородицы)—

белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

АрхитектураЦе́рковь Покрова́ на Нерли' (Покро́в на Нерли‘, церковь Покрова Пресвятой Богородицы)— белокаменный храм во Владимирской области России,

Слайд 10Архитектура
Дми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский»)

— придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успе́нский собо́р во Влади́мире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный храм Владимирской епархии; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева.
В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

АрхитектураДми́триевский собо́р города Владимира (иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое

Слайд 11Архитектура
Боголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы (c XIX века в честь явле́ния Боголю́бской

ико́ны Бо́жией Ма́тери) — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области (Владимирская и Суздальская епархия Русской православной церкви).
Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Георгиевский собор Юрьева монастыря — православный храм Юрьева монастыря (Великий Новгород). Построен в 1119 году, относится к памятникам древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.

АрхитектураБоголю́бский монасты́рь Рожде́ства Богоро́дицы (c XIX века в честь явле́ния Боголю́бской ико́ны Бо́жией Ма́тери) — женский православный

Слайд 12Живопись
Иконопись
Фрески
Мозаики
Фреска.
Церковь Святого Георгия.
Мозаика.
Иоанн Златоуст.

ЖивописьИконописьФрескиМозаикиФреска. Церковь Святого Георгия.Мозаика. Иоанн Златоуст.

Слайд 13Живопись
Иконопись XI-XIII веков
Печерский монах-живописец Алимпий Печерский
Апостолы Пётр и Павел. Икона середины

XI века. Новгородский музей.
ЖивописьИконопись XI-XIII вековПечерский монах-живописец Алимпий ПечерскийАпостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века. Новгородский музей.

Слайд 14Живопись
Фрески Софийского собора в Киеве:
- «Сошествие Христа в ад»
Фрески Софийского

собора в Киеве:
- Портрет семьи Ярослава Мудрого

Мозаика Михайловского Златоверхого монастыря
Дмитрий Солунский,
XII в.

ЖивописьФрески Софийского собора в Киеве:- «Сошествие Христа в ад» Фрески Софийского собора в Киеве:- Портрет семьи Ярослава

Слайд 15Новгородская школа живописи (XII в.)
Ангел Златые власы — древнейшая икона из

собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.
Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

Спас Нерукотоворный.
XII в.

Успение Богородицы». XII в.

Новгородская школа живописи (XII в.)Ангел Златые власы — древнейшая икона из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

Слайд 16Новгородская школа живописи
Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1198 г.)
Ярославская

школа живописи XIII в.

Икона «Ярославская Оранта» — икона Богородицы, написанная, по различным оценкам, в XII—XIII вв. и происходящая из Спасо-Преображенского собора ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Икона также известна под названиями «Знамение Божьей матери», «Великая Панагия», однако больше всего — под названием «Ярославская Оранта»

Новгородская школа живописиФреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1198 г.)Ярославская школа живописи XIII в. Икона «Ярославская

Слайд 17Скульптура
Носила прикладной характер
Резьба по камню и дереву
Дмитриевский собор во Владимире. Западный

фасад.
СкульптураНосила прикладной характерРезьба по камню и деревуДмитриевский собор во Владимире. Западный фасад.

Слайд 18Музыка
Светская: гусляры, народные русские песни, скоморохи, певцы-сказители при княжеском дворе.
Церковная: молитвы-песнопения.



МузыкаСветская: гусляры, народные русские песни, скоморохи, певцы-сказители при княжеском дворе.Церковная: молитвы-песнопения.

Слайд 19Ювелирное дело
Скань – узор, набранный из тонких, согнутых по рисунку узора

металлических лент.
Чернь – специальное чернение серебряных изделий.
Зернь – покрытие ювелирных изделий тонким рисунком из мельчайших золотых или серебряных шариков.
Финифить – нанесение особого вида художественной эмали.

Ювелирное делоСкань – узор, набранный из тонких, согнутых по рисунку узора металлических лент.Чернь – специальное чернение серебряных

Слайд 20Гривна, браслеты, перстни и височные кольца вятичей. Серебро. Литьё, гравировка. XII—XIII

вв.
Гривна, браслеты, перстни и височные кольца вятичей. Серебро. Литьё, гравировка. XII—XIII вв.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть