Презентация, доклад по истории России Культура России XVI в. (Литература, начало книгопечатания) ФГОС 10 класс

Содержание

В XVI в. в русской культуре начинается медленный процесс секуляризации − обмирщения, который охватывает все сферы духовной жизни общества. Однако влияние религиозного мировоззрения на духовную сферу было еще очень велико. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив

Слайд 1Культура России XVI в. (Литература, начало книгопечатания)
Презентация по истории России (ФГОС)

для 10 класса
Автор: Ступакова Нина Ивановна, учитель истории МАОУ ШИЛИ г. Калининград
Культура России XVI в.  (Литература, начало книгопечатания)Презентация по истории России (ФГОС) для 10 классаАвтор: Ступакова Нина

Слайд 2
В XVI в. в русской культуре начинается медленный процесс

секуляризации −
 обмирщения, который охватывает все сферы духовной жизни общества. Однако влияние религиозного мировоззрения на духовную сферу было еще очень велико. Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив каноны в литературе (сочинения митрополита Макария), в живописи (творчество А. Рублева), в зодчестве (Успенский собор). В этот период завершается процесс формирования великорусской народности. 

В XVI в. в русской культуре начинается медленный процесс секуляризации − обмирщения, который охватывает все сферы духовной

Слайд 3Литература
Распространенным литературным жанром оставалось летописание. «Степенная книга» содержала портреты-описания великих князей

и митрополитов от Владимира I до Ивана IV, прославляла союз церкви и государства. «Летописец начала царства» повествовал о начале правления Ивана Грозного, доказывал необходимость сильной царской власти. Никоновская летопись (в сер. XVIIв. принадлежала патриарху Никону), крупнейшая по объему и хронологическому охвату, описывала события отечественной истории от возникновения государства до 1558 г.
Литература Распространенным литературным жанром оставалось летописание. «Степенная книга» содержала портреты-описания великих князей и митрополитов от Владимира I

Слайд 4Попыткой синтезированного изложения всемирной и отечественной истории стал «Хронограф», написанный на

рубеже XV–XVI вв. Лицевой летописный свод,  содержавший около 16 тыс. миниатюр ("лицо" - изображение), был составлен в 40–60-х гг. XVI в. Он освещал события всемирной истории, составленной на основании «Хронографа», и отечественной истории до 1567 г. Последний том лицевого свода −
Царственная книга −
рассказывал о времени правления Ивана IV.

Попыткой синтезированного изложения всемирной и отечественной истории стал «Хронограф», написанный на рубеже XV–XVI вв. Лицевой летописный свод,  содержавший

Слайд 5Лицевой летописный свод. Разворот с историей явления ангелов Аврааму

Лицевой летописный свод. Разворот с историей явления ангелов Аврааму

Слайд 6Помимо традиционных летописей и агиографических произведений в XVI в. в русской

литературе появляются новые жанры: беллетристика, занимательная литература. Среди них переводная повесть «Александрия», в мифологизированной форме описывающая историю Александра Македонского, а также «Повесть о Дракуле» за авторством дьяка Федора Курицына. В данных развлекательных, по сути, произведениях нашло отражение политическое развитие Российского государства. Оба сочинения восхваляют сильную самодержавную власть правителя.  

Помимо традиционных летописей и агиографических произведений в XVI в. в русской литературе появляются новые жанры: беллетристика, занимательная

Слайд 7Идея необходимости укрепления центральной власти отчетливо проявляется в философских трактатах. Так,

в начале XVI в. в трудах монаха Филофея Псковского была разработана концепция «кочующего царства» −
мистической христианской монархии, перемещавшейся в истинно православную страну. Данная философема проявилась в учении о Москве как о Третьем Риме: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Таким образом, Московское государство начинало восприниматься правящими кругами как прямая наследница Римской и Византийской империй −
вселенская христианская монархия, которой было суждено привести весь мир к истинной вере. Подобные идеи оправдывали великодержавные амбиции московских великих князей, а потом и царей.
Идея необходимости укрепления центральной власти отчетливо проявляется в философских трактатах. Так, в начале XVI в. в трудах

Слайд 8 Из документа (В. В. Колесов. Послания старца Филофея):
"Рассуждение Филофея отличается

последовательностью и стройностью. Астрологии он противопоставляет иное объяснение исторического процесса: причиной изменений является божественная воля, причиной падения царств −
неспособность удержаться в истинной вере. Эта историко-богословская концепция целиком находится в русле библейской историософии, но старцу Филофею необходимо примирить с нею падение православного Константинополя в 1453 г. и сохранение католическим Римом своего видимого благополучия…
Можно думать, с чем мы обычно и сталкиваемся, что послание Филофея дает политическое обоснование преемственности имперской власти от Рима к новому Риму − Константинополю − и далее к Москве.
Из документа (В. В. Колесов. Послания старца Филофея):

Слайд 9Еще одним политическим памфлетом, оказавшим мощное влияние на идеологию великокняжеской и

царской власти, являлось написанное на рубеже XV и XVI вв. «Сказание о князьях Владимирских», в котором излагалась легенда о том, что династия Рюриковичей происходила от «кесаря Августа». В сочинении приводился перечень властителей мира, среди которых выделялся римский император Август, пославший на берега Вислы брата Пруса. От Пруса пошел род  Рюрика. Наследник Пруса и Рюрика Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти.

Еще одним политическим памфлетом, оказавшим мощное влияние на идеологию великокняжеской и царской власти, являлось написанное на рубеже

Слайд 10Панель Мономахова трона (Царского места) в Успенском соборе. Царь Константин передает

послам царские регалии
Панель Мономахова трона (Царского места) в Успенском соборе. Царь Константин передает послам царские регалии

Слайд 11Ярким явлением в русской литературе стала переписка Ивана IV с князем Андреем

Курбским. В переписке царя и князя-беглеца освещается широкий круг социально-политических проблем, находят свое выражение два различных подхода к оценке путей развития Московского царства. Иван Грозный ратовал за неограниченную власть царя, а Андрей Курбский выступал за сохранение и даже повышение роли аристократии в управлении государством и фактически призывал ввести ограниченную монархию на польский манер.

Ярким явлением в русской литературе стала переписка Ивана IV с князем Андреем Курбским. В переписке царя и князя-беглеца

Слайд 12Из документа (Первое послание Ивана Грозного Курбскому):
"Разве это и есть «совесть

прокаженная» — держать свое царство в своих руках, а своим рабам не давать господствовать? Это ли «против разума» — не хотеть быть под властью своих рабов? И это ли «православие пресветлое» — быть под властью и в повиновении у рабов? 
Это все о мирском; в духовном же и церковном если и есть некий небольшой грех, то только из-за вашего же соблазна и измены, кроме того, и я человек: нет ведь человека без греха, один Бог безгрешен; а не так как ты — считаешь себя выше людей и равным ангелам. А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! И этого в своей озлобленности не смог ты понять, считая благочестием, чтобы самодержавие подпало под власть известного тебе попа и под ваше злодейское управление". 

Из документа (Первое послание Ивана Грозного Курбскому):

Слайд 13П. Рыженко. Князь Курбский

П. Рыженко. Князь Курбский

Слайд 14
Рассуждения о необходимости усиления царской власти встречаются в сочинениях дворянина

И. С. Пересветова. Обострение общественных противоречий нашло отражение в творчестве талантливого мыслителя-гуманиста Ермолая-Еразма. В своем трактате  «Благохотящим царем правительница» он резко критикует современные ему нравы, бичует несправедливости, терпимые простым людом, прежде всего крестьянами, от бояр и вельмож.

Рассуждения о необходимости усиления царской власти встречаются в сочинениях дворянина И. С. Пересветова. Обострение общественных противоречий нашло

Слайд 15Получили развитие исторические повести, рассказывающие о событиях XVI в. "Казанское взятие",

"О прихождении Стефана Батория на град Псков" содержали описания активной внешней политики Ивана Грозного.
Проведенная на Стоглавом соборе церковная реформа −
создание общерусского пантеона святых, централизация церковных обрядов −
выдвинула задачу создания общерусского свода церковной, и прежде всего агиографической, литературы. Подобным сводом стали «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения), составленные коллективом писцов под руководством митрополита Макария в 1554 г. 
Оригинальным литературным произведением XVI в. является составленный членом Избранной рады Сильвестром «Домострой». Данный трактат представляет собой свод религиозных, социальных и семейных норм. В нем ярко рисуются патриархальный общественно-бытовой идеал городской верхушки эпохи.  

Получили развитие исторические повести, рассказывающие о событиях XVI в.

Слайд 16Из документа (Митрополит Иоанн (Снычев) о «Домострое»):
«Домострой» состоит из трех частей: об

отношении русского человека к церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства. 
«Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, −
поучает «Домострой». −
Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися…». Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: «Царю… не тщится служить лжею и клеветою и лукавством… славы земной ни в чем не желай… зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету… согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися…»

Из документа (Митрополит Иоанн (Снычев) о «Домострое»): «Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к церкви

Слайд 17В «Домострое» есть все. Есть трогательные указания, «како детям отца и

матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем». Есть рассуждения о том, что «аще кому Бог дарует жену добру −
дражайше есть камения многоценного». Есть практические советы: «како платье всяко жене носити и устроити», «како огород и сады водити», «како во весь год в стол ествы подают» (подробно о том, что в мясоед и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи −
«как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу».
В «Домострое» есть все. Есть трогательные указания, «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися

Слайд 18Начало книгопечатания
Одним из наиболее значительных достижений российской науки и культуры середины

XVI в. стало книгопечатание. Первая типография возникла в Москве в 1553 г. Она напечатала несколько «анонимных» (т. е. без указания имени печатника) книг. В 1563 г. был организован «государев Печатный двор», который возглавил «первопечатник» Иван Федоров. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем он выпустил книги «Апостол» (1564 г.) и «Часовник» (1565 г.). Данные издания отличались мастерской техникой исполнения и высокохудожественным оформлением. 

Начало книгопечатания Одним из наиболее значительных достижений российской науки и культуры середины XVI в. стало книгопечатание. Первая

Слайд 19Фронтиспис и заглавная страница книги «Апостол»

Фронтиспис и заглавная страница книги «Апостол»

Слайд 20Из документа (В. Алексеев. Русское книгопечатание XVI в. и начало освоения русскими Сибири):
"Для

нашей темы особенно важна первая причина заведения книгопечатания на Руси −
«Апостол» 1564 г. −
говорит о распространении первопечатных книг в районе Казанского царства…
… московские правители в середине XVI в. сразу же оценили, какое мощное средство политического и идеологического воздействия получили они в виде печатного станка в самый разгар освоения русскими восточных земель (Казань, Астрахань, наконец, Сибирь), жители которых, по свидетельству летописца, «держаше Моамета проклятаго закон, или кумиром покланяются и жертвы приносят идолом, и жруще им, яко богу» (Лихачевская летопись)".

Из документа (В. Алексеев. Русское книгопечатание XVI в. и начало освоения русскими Сибири):

Слайд 21Задания
Ознакомьтесь с упомянутыми произведениями литературы.
Какое значение они имеют для нынешнего времени,

для тебя лично?
Сделайте выводы.
ЗаданияОзнакомьтесь с упомянутыми произведениями литературы.Какое значение они имеют для нынешнего времени, для тебя лично?Сделайте выводы.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть