Слайд 1Художественная культура первой половины ХIX века.
Подготовила Дьяченко Е.Г.,
учитель истории ЧОУ
«Православная гимназия «Одигитрия» г. Дубна
Слайд 2План урока
Стили и направления в
художественной культуре.
Литература.
Театр
Музыка
Живопись
Архитектура
Слайд 3
Огромное влияние на культуру России того времени оказали два
важнейших события:
Отечественная война 1812 года;
Восстание декабристов 1825 года.
Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие культуры.
Первая треть XIX века -
«золотой век» русской культуры.
Слайд 4 Особенности культуры
в первой половине XIX века:
1. Быстрая
смена направлений и стилей.
2. Подъем после Отечественной войны 1812 года.
3. Усиление интереса к спектаклям, музыкальным вечерам, собиранию книг и картинам.
Слайд 5Сентиментализм - Направление обращено к чувствам и переживаниям людей, а не
к разуму. Возникло в 10 – х годах XIX века.
Романтизм - Это направление рисует жизнь в романтических и идеальных чертах.
Реализм - Изображение окружающей действительности в наиболее типичных проявлениях. Получил распространение в 20 - 50 - х годах XIX века.
Художественные стили
Слайд 6
Литература
В первой половине XIX века русская литература
вступила в свой «золотой век».
Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нём ответы на современные вопросы.
Слайд 7
«Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» (республиканские идеи и самодержавие, выбор
в пользу самодержавия)
«История государства Российского»,
Н.М. Карамзин
Слайд 8
«Дубровский», «Капитанская дочка»,
«Евгений Онегин».
А.С. Пушкин
Роман был, по словам
поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом . В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба людей дворянской интеллигенции.
Слайд 9
«Герой нашего времени».
М.Ю. Лермонтов
Первый в русской
прозе лирико-психологический роман. Классика русской литературы.
Слайд 10
«Мертвые души»
Н.В. Гоголь
«И оказалось ясно, какого рода
созданье человек: мудр, умен и толков он бывает во всем, что касается других, а не себя…»
Слайд 11Н.В. Гоголь «Ревизор».
О «Ревизоре» Гоголь говорил так: «Я решился
собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Традиционно считается, что сюжет «Ревизора» Н. Гоголю подсказал А.С. Пушкин: он рассказал молодому писателю анекдот о проезжем господине, выдававшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей.
Собственноручный рисунок Гоголя к последней сцене «Ревизора». 1836 год.
Слайд 12Н.В. Гоголь «Ревизор».
Как многие и прогнозировали, «Ревизор» имел эффект разорвавшейся
бомбы: зрители разделились на два лагеря. Одни восхищались нравственно-политическим смыслом комедии, другие же сочли пьесу клеветой на чиновников и купцов, трудящихся на благо страны.
Но судьбу произведения, да и самого автора решил император, который неожиданно для многих оказался доволен. Выходя из ложи, он сказал: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!».
Сцена из спектакля «Ревизор» Н. В. Гоголя в постановке Центрального театра Советской Армии. 1952
Слайд 13А.Н. Островский
«Женитьба Бальзаминова», «Гроза»
«Свои люди – сочтемся».
Писатель внёс некоторые изменения
в постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном герое; вводится четвёртая сцена, отделяющая зрителей от актёров, чтобы подчеркнуть условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские ситуации. Последнее положение наиболее точно отражало суть реалистического метода, которого придерживался Островский.
Слайд 14
Д.В. Григорович
«Деревня», «Антон Горемыка»
Широкую известность
ему принесла повесть «Деревня», большую часть которой он посвятил описанию ежедневного быта простого народа, во всех его тяготах, нищете и неприглядности. Он сделал это очень жизненно и искусно без привычной величавости и прославлений.
Слайд 15
В русском театре смена художественных направлений происходила
также быстро, как и в литературе.
Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве в 1824 году был разделён на Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический).
В Петербурге самым известным был Александринский театр.
Театр
Слайд 16Театр
В начале XIX века в русском сценическом искусстве на смену романтизму
и классицизму приходит реализм, который привносит много свежих идей в театр
В этот период происходит множество изменений, формируется новый сценический репертуар, который отличается популярностью и востребованностью в драматургии
Слайд 17В театре главным лицом стал Павел Мочалов, который слыл ярким приверженцем
романтизма.
Слайд 18Ярким представителем актерской стези был выдающийся актер Михаил Щепкин. Каждая его
новая роль, была событием в жизни Москвы.
Михаил Щепкин
Слайд 19
Музыка больше, чем другие виды искусства, испытала на
себе влияние героического 1812 года.
Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России.
Музыка
Слайд 20Символ эпохи в музыке был, выдающийся композитор Михаил Глинка. Его произведения
«Жизнь за царя» (Иван Сусанин), стало проявлением мужества, стойкости и величия русского народа.
Слайд 21Музыка Александра Даргомыжского, в произведении «Русалка», ознаменовало собой новый жанр, психологической
драмы.
Слайд 22
В этот период происходит отказ от классицизма со
свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами, преклонением перед классическим наследием Греции и Рима. Растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.
Живопись
Слайд 23 Родился 1799 году в Петербурге. Братья Карла, старшие и
младшие, все учились в петербургской Академии художеств. Поступление Карла в Академию относится к 1809 году. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников.
Карл Брюллов
Слайд 24«Последний день Помпеи». Художник К.П. Брюллов.
Впервые в качестве героя картины представлен
народ.
«И был «Последний день Помпеи», для русской кисти первым днем».
Слайд 25
В картине соединились мир надвигающейся опасности и то, как по-разному ведут
себя люди перед лицом смерти.
Здесь молодой Плиний уговаривает упавшую на землю мать подняться и идти подальше от опасности. Далее сыновья, несущие старого отца, пытаются спасти его в безопасном месте. Тут же мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.
Слайд 26
Здесь же христианский священник с божественными атрибутами. Он спокоен и бесстрашен
перед надвигающейся опасностью. Слуга Бога смотрит на пылающие всепожирающим огнём небеса, разрушающиеся под огромной мощью статуи прежних идолов.
В глубине полотна значится языческий жрец, который в страхе пытается убежать и унести с собой священный жертвенник. В этом противопоставлении прослеживается мысль о значимости христианской веры, которая приходит на смену языческой.
Слайд 27«Последний день Помпеи».
На переднем плане холста изображена лежащая на земле
женщина и оплакивающий её младенец. Символика данного изображения состоит в смене одного времени другим.
В замечательном полотне Карла Брюллова зритель находит ответы на вечные вопросы о предназначении человека, о его роли в мире и истории.
Слайд 28«Последний день Помпеи». Художник К.П. Брюллов.
На втором плане слева Брюллов
рисует толпу беглецов, среди которых выделяется фигура художника, спасающего предметы своего ремесла. В этом художнике автор изобразил себя.
Слайд 29«Итальянский полдень»
«Всадница»
К.П. Брюллов
Слайд 30 Сын крепостной крестьянки, получивший в младенчестве вольную. Обучался
в воспитательном училище при петербургской академии художеств (1788—1797 гг.), А затем в классе исторической живописи академии (1797— 1803 гг.), Где был оставлен для выполнения работы на соискание золотой медали. В 1806 г. За картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» Кипренский получил эту награду.
Сюжеты отечественной истории всегда были частью программы получения художественного образования.
Орест Кипренский
Слайд 31О. Кипренский
«Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем»
Великий Князь, чья
фигура располагается немного слева от центра, вскидывает руки в небо в молитвенном движении и благодарит Небеса за предоставленную победу над врагом. Вокруг Дмитрия Донского собрались его воины, участники кровавого сражения.
На их лицах читается удивление и радость от вести о том, что их предводитель жив.
Слайд 32О. Кипренский
«Портрет А.С. Пушкина»
Этот портрет великого русского поэта однозначно считается
одним из лучших прижизненных изображений. Особенное очарование и привлекательность ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять. К тому же, мастер считается лучшим русским портретистом того времени, с невероятным мастерством воспроизводившим не только мельчайшие детали, но и умело передававшим душевные переживания персонажа.
Слайд 33О. Кипренский
«Портрет А.С. Пушкина»
Заказал картину ближайший друг Пушкина,
известный поэт Антон Дельвиг, всего лишь за три года до собственной безвременной кончины. Он же и настоял, чтобы на заднем плане появилось изображение Музы в виде небольшой античной бронзовой статуи, держащей в руках лиру. Это отсылка к роду занятий Пушкина призвана намекать, что на картине поэт изображен в процессе творчества, погруженный в собственное сознание, когда его посетила муза. Больше на полотне нет ни единой детали, отвлекающей внимание зрителей от одухотворенного лица поэта.
Слайд 34О. Кипренский
«Портрет А.С. Пушкина»
Но больше всего обращает на себя внимание
лицо поэта. При всей его «африканской» некрасивости его внешность необычайно притягательна, и художник мастерски сумел передать это. У него очень ясные, чистые глаза, выразительный взгляд, обращенный в сторону от зрителя и как будто смотрящий вглубь себя. Создается полная иллюзия того, что именно сейчас, на наших глазах, великий поэт продумывает свое очередное гениальное сочинение, которое обессмертит его имя.
Слайд 35 «Бедная Лиза»
О.Кипренский
Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова
Слайд 36Василий Тропинин
Василий Тропинин родился в семье крепостного. Граф дал А. И.
Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными.
Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирождённый талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. За время учебы в Академии Тропинин приобрел дружественное расположение и уважение лучших учеников: Кипренского, Варнека, Скотникова. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.
Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль
Слайд 37Василий Тропинин
«Кружевница»
В Санкт-Петербурге, он находился в среде горожан, мелких и
средних помещиков, с которых позже и стал писать портреты, что привело его к реализму. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Но в то же время он симпатизировал им, что выливалось в изображении внутренней привлекательности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. относятся к «портрету-типу». Тропинин изображал конкретного человека, а через него старался показать все типичное для данного круга людей.
Слайд 38Василий Тропинин
Портрет А.С. Пушкина
Портрет сына
В портретах — свежесть, нерастраченность душевных сил,
цельность и нерушимость его внутреннего мира, любви к людям, запас добра.
Слайд 39«Явление Христа народу»
В основе лежит третья глава Евангелия от Матфея.
Полотно было
заказано Иванову Академией художеств, и сразу после окончания работы была куплена. Для ее написания художник создал больше 600 эскизов с натуры, которые позже приобрел в свою галерею Павел Третьяков.
Александр Иванов
Слайд 41Иванов
«Явление Христа народу»
На переднем плане полотна изображены иудеи, которые пришли
креститься в реке Иордан вместе с Иоанном Крестителем.
Иоанн указывает в пустыню, оповещая и ликуя, что идет Спаситель, который несет в себе истину и даст им новые знания. Иоанн Креститель является центральным образом на полотне. Христа можно рассмотреть при детальном изучении. Его лицо наполнено светом, истиной, спокойствием и благодатью.
Все линии взглядов сходятся на фигуре Христа.
Слайд 42Иванов
«Явление Христа народу»
В самом центре полотна изображен богатый сидящий человек
со своим рабом. Иванов написал это не просто так, а с целью будущего нравственного перерождения человека, которое проявиться после того, как Христос начнет проповедовать истину.
Среди толпы есть и негативно настроенные иудейские священники
Слайд 43Иванов
«Явление Христа народу»
Среди фигур центральной группы композиции отчетливо выделяется странник
с посохом в широкополой шляпе серого цвета. В этом образе художник запечатлел себя самого.
Слайд 44Павел Андреевич
Федотов
Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей
русского романтизма. Кроме того, Павел Федотов стал одним из первых, кто стал следовать стилистике сатиры или критического реализма в русском искусстве. Это делает его одним из важнейших деятелей культуры нашей страны, который повлиял на ход развития изобразительного искусства и вошёл в историю, как талантливый человек, предпринявший важные шаги в развитии русской живописи.
Автопортрет
Слайд 45П.А. Федотов
«Завтрак аристократа»
Федотов был поставлен в ряд с такими социальными
портретистами, как Иван Крылов, Николай Гоголь и Александр Островский.
Современники и искусствоведы называли его стиль не просто бытовой живописью, а критическим романтизмом или комическим реализмом.
Слайд 46П.А. Федотов
«Сватовство майора»
"Сватовство майора" – картина, которая, пожалуй, и принесла ему
популярность и признание. Благодаря этой картине художнику было присвоено звание академика. Это было неудивительно, ведь автору удалось изобразить множество характеров на одном полотне.
Слайд 47П.А. Федотов
«Сватовство майора»
Сцена, которая разворачивается на полотне, повествует, как обнищавший майор
знатного рода сватает наследницу богатого, но нетитулованного купца.
В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться
Слайд 48П.А. Федотов
«Сватовство майора»
Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая
осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус. По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет. Для всех участников происходящие события – всего лишь негласный договор, выгодная сделка.
Слайд 49
Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно, и удерживает ее
от псевдо-побега. На ее лице читаются властность и расчетливость. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляет поступать остальных с максимальной выгодой для семьи.
Возможно, именно она является настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Мать семейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели как любовный порыв.
Слайд 50 русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни,
педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Алексей Гаврилович Венецианов
«Спящий пастушок»
Слайд 51
На картине изображены простые сельские будни – крестьянка боронит вспаханное поле.
День ясен и тепел. Поля просторны. Ход женщины нетороплив.
Она идет босиком, что имеет сакральный смысл. Земля божественно плодородна, на нее нельзя ступать сапожищами, к ней надо относиться с любовью, только тогда она даст урожай. Сама молодая женщина - живое олицетворение весны и плодородия - с нежностью смотрит на своего малыша, играющего незамысловатыми желтыми и синими цветами.
А.Г. Веницианов «На пашне»
Слайд 52А.Г. Венецианов «Жнецы»
Картина Венецианова «Жнецы» подсмотрена в жизни, когда художник бродил
по полям с этюдником. Мать и сын простодушно любуются красотой доверчиво присевших на кисть руки бабочек.
Обе фигуры стоят вплотную к зрителю. Мать чуть наклонила голову к мальчугану. На ее лице можно заметить небольшую усталость и ласку к ребенку. У нее выписаны и сарафан, и белая рубашка, и платок на голове, и бусы, и тоненькое колечко – все отметил, любуясь этой парой, художник. А два серпа можно замкнуть в круг, который обрамляет героев.
Слайд 53«На жатве. Лето»
Чёткая линия горизонта показывает разность стихий земли и воздуха,
на земле нужно много и долго работать, а небеса несут нам рай и блаженство бытия. Картина заставляет думать, мечтать, а также размышлять на тему жизни, мира, своего места в нём и его предназначения.
Пред нами открывается поле спелой ржи, которое местами убрано, а местами предстоит ещё разработать.
Мать присела отдохнуть и накормить своего малыша, который находится рядом с ней, его просто некуда деть. Рядом лежит серп, с которым она не расстаётся целыми днями, дабы как можно быстрее завершить работу. Жатва тяжела, нужно много сил и времени, чтобы в срок собрать весь урожай сена.
А.Г. Венецианов
Слайд 54
В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше,
чем в других областях художественного творчества. Он господствовал до 40-х годов.
Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима.
Архитектура
Слайд 55Андрей Дмитриевич Захаров
Прославленный зодчий русского классицизма-ампира, обессмертил себя постройкой Адмиралтейства
в Петербурге.
Слайд 56Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из исторических символов города
наряду с Медным всадником и ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости.
Здание Главного адмиралтейства
Слайд 57 Автор монументального Казанского собора в столице империи.
Именно того собора,
в котором отпевали Кутузова, после смерти великого полководца.
Андрей Воронихин
Слайд 58Казанский собор, архитектор А.Н. Воронихин
Слайд 59
Российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий
и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Карл Иванович Росси
Слайд 60Здание Главного штаба,
архитектор Росси
Слайд 61Здание Главного штаба,
архитектор Росси
Арка была построена как главный и завершающий
монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 г. К. Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой.
На вершине строения парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок.
Слайд 62Здание Русского музея, архитектор Росси
Слайд 63 Архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Кроме постройки Исаакиевского
собора, он оставил память по себе в России воздвижением в 1829 году Александровской колонны в Санкт-Петербурге и поднятием из земли на прочный фундамент Царя-Колокола в Москве в 1836 году.
Огюст Монферран
Слайд 64Александровская колонна
Александровская колонна на Дворцовой площади
Скульптура ангела на цилиндрическом пьедестале
Слайд 65 «Творец Москвы».
Его руке принадлежит реконструкция Красной площади, Триумфальной арки,
Театральной площади.
Осип Бове
Слайд 67 Русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах
России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем — храмом Христа Спасителя в Москве.
Константин Андреевич
Тон
Слайд 69Домашнее задание
§ 17,
сообщение о 2-3 памятниках
архитектуры или живописи