Презентация, доклад по истории по теме Дети блокадного Ленинграда

Содержание

Дети войны – это последние свидетели тех трагических дней. Вдумайтесь, ведь за ними больше нет ни кого, кто ещё бы мог рассказать о войне. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у

Слайд 1Презентация «Дети блокадного Ленинграда»
Ширяева Галина Ивановна, учитель истории МАОУ Лицея №

1 г Балаково

2013 г

Презентация «Дети блокадного Ленинграда» Ширяева Галина Ивановна, учитель истории МАОУ Лицея № 1 г Балаково 2013 г

Слайд 3Дети войны – это последние свидетели тех трагических дней.
Вдумайтесь, ведь

за ними больше нет ни кого, кто ещё бы мог рассказать о войне. У детей есть своя память о ней, ещё более пронзительная, чем у взрослых.
Что должно было случиться с детским сердцем, увидевшим все ужасы войны. Ребёнок, прошедший через ужасы войны, ребёнок ли? Я хотела бы узнать, как дети пережили этот тяжелейший период в истории страны?


Дети войны – это последние свидетели тех трагических дней. Вдумайтесь, ведь за ними больше нет ни кого,

Слайд 4Чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны,

тем важнее все детали, все подробности тех великих событий, о которых могут рассказать их непосредственные участники.
Благодаря воспоминаниям участников и очевидцев блокады Ленинграда появляется возможность более глубокого осмысления и осознания цены победы советского народа в этой войне.

Чем дальше по времени отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, тем важнее все детали, все подробности

Слайд 5Дети из ленинградского интерната №7 на прогулке.
Я хотела бы понять, что

пережили ленинградские дети во время блокады? Что смогут рассказать нам о том страшном времени военные фотографии, видео и воспоминания детей военной поры ?
Дети из ленинградского интерната №7 на прогулке.Я хотела бы понять, что пережили ленинградские дети во время блокады?

Слайд 6

Что же такое блокада?
Блокада Ленинграда - военная блокада немецкими, финскими и

испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны Ленинграда.








Что же такое блокада?Блокада Ленинграда - военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время

Слайд 7Я узнала, что блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года

по 27 января 1944 года —
872 дня. 




Я узнала, что блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года —

Слайд 8 Оказывается, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых

400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.
Оказывается, когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось кроме взрослых 400 тысяч детей – от младенцев

Слайд 9За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до

1,5 млн. человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Но только 3 % ленинградцев погибли от бомбёжек и артобстрелов;
остальные 97 % умерли от голода.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн. человек. На Нюрнбергском процессе

Слайд 10Давайте мысленно, на время, вернемся в те военные годы и узнаем,

сколько пришлось пережить ленинградцам , какие муки вынести, чтобы выжить и одержать великую победу в те трудные, блокадные дни.
Давайте мысленно, на время, вернемся в те военные годы и узнаем, сколько пришлось пережить ленинградцам , какие

Слайд 11Особенно тяжелым был первый год блокады. Зима была очень холодная, а

в Ленинграде не работает водопровод, отопление, нет запасов продовольствия.
Особенно тяжелым был первый год блокады. Зима была очень холодная, а в Ленинграде не работает водопровод, отопление,

Слайд 12Город, несмотря на блокаду, оставался главным центром по производству оружия. В

Ленинграде военные заводы продолжали свою работу и во время бомбардировок и воздушных налетов.
Ленинградцы, чтобы выжить, должны были трудиться.
Город, несмотря на блокаду, оставался главным центром по производству оружия. В Ленинграде военные заводы продолжали свою работу

Слайд 13Дети на наравне о взрослыми работали за станками, ремонтировали военную технику,

не уступая взрослым, перевыполняли норму.


Дети на наравне о взрослыми работали за станками, ремонтировали военную технику, не уступая взрослым, перевыполняли норму.

Слайд 14Были и свои передовики. Это - Царева, которая регулярно выполняет план

на 300 процентов».
Были и свои передовики. Это - Царева, которая регулярно выполняет план на 300 процентов».

Слайд 15
Не было таких событий, кампаний и дел, в которых дети Ленинграда

не участвовали. Дети чинили белье для раненых.
Они разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев.



На фото: Ленинградский школьник Андрей Новиков дает сигнал воздушной тревоги

Не было таких событий, кампаний и дел, в которых дети Ленинграда не участвовали. Дети чинили белье для

Слайд 16Во время блокады посещение раненых в госпиталях считалось очень важным делом.

Эта девочка одела своё лучшее платье и раздает в госпитале письма раненым.
Во время блокады посещение раненых в госпиталях считалось очень важным делом. Эта девочка одела своё лучшее платье

Слайд 17Учащиеся 3-го класса женской школы № 216 Куйбышевского района готовят кисеты

в подарок фронтовикам. На первом плане Г.Семенова  1943 г.
Учащиеся 3-го класса женской школы № 216 Куйбышевского района готовят кисеты в подарок фронтовикам. На первом плане

Слайд 18Школьники Октябрьского района Ленинграда упаковывают подарки бойцам Красной Армии  

Июль 1941 г. Место съемки: Ленинград
Школьники Октябрьского района Ленинграда упаковывают подарки бойцам Красной Армии      Июль 1941 г. Место съемки: Ленинград

Слайд 19Школьники Дзержинского района идут на работу на огороды, находящиеся в Летнем

саду.
10 июня 1943 г. Ленинград
Школьники Дзержинского района идут на работу на огороды, находящиеся в Летнем саду.10 июня 1943 г. Ленинград

Слайд 20Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города

от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.
 

На фото: Дети у грядок на набережной в Ленинграде, 1942 г.

Расчистка чердаков, борьба с

Слайд 21 Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках

воду, следили за чистотой в школе.
В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.

Но, все же , главным подвигом юных жителей города была учеба.
39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни .
Это было невероятно трудно из-за морозов и голода.

Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

Слайд 22Вот что было написано в отчете одной из таких школ –

251 - й Октябрьского района:

“ Из 220 учащихся пришедших в школу 3 ноября ,систематически продолжали занятия 55.
Это 1\4 часть. Недостаток питания сказывался на всех .В декабре – январе умерло 11 мальчиков . Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу . Остались только девочки ,но и те еле ходили”.
Вот что было написано в отчете одной из таких школ – 251 - й Октябрьского района:“ Из

Слайд 23Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. В классах было холодно.

Везде стояли печки «буржуйки».
Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

Урок естествознания в 7 классе школы № 239 Октябрьского района;
справа – преподаватель А.И.Боконовец. Апрель 1942 г.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели

Слайд 24Урок продолжался 20-25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.

Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Школьный урок в ленинградском бомбоубежище. 1942 г

Урок продолжался 20-25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в

Слайд 25«Горестная весточка пришла от родственников. Погибли двоюродные брат и сестра. Они

жили на первом этаже, бомба взорвалась перед окном. Они сидели и делали уроки». (А.С. Трофимов)

Александр Сергеевич Трофимов вспоминает:
«Однажды из соседнего дома зашла мама одноклассника Вали Иванова, с которым мы сидели за одной партой, и горестно сказала: «Пойдем, попрощаешься с Валечкой». Он лежал в удивительно маленьком гробике, белый-белый, то ли от мороза, то ли от холодного света окна.»

«Горестная весточка пришла от родственников. Погибли двоюродные брат и сестра. Они жили на первом этаже, бомба взорвалась

Слайд 26Наступил новый , 1942 год. Жизнь в условиях блокады продолжалась. В

Ленинграде рождались дети – новое поколение ленинградцев, которым еще предстояло выжить в этих нечеловеческих условиях.


На фото - Медицинские сестры укладывают новорожденных в кроватки в детской комнате родильного дома имени профессора Снегирева

Наступил новый , 1942 год. Жизнь в условиях блокады продолжалась. В Ленинграде рождались дети – новое поколение

Слайд 27В школах были объявлены каникулы. И в дни, когда всё взрослое

население города голодало, в школах, театрах, в больницах для детей были организованы новогодние елки с подарками и обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим праздником. 
В школах были объявлены каникулы. И в дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах,

Слайд 28Участник блокады П.П. Данилов вспоминал:
"Из содержимого подарка мне запомнились конфеты

из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение". 

Новый год. 1943 год

Участник блокады П.П. Данилов вспоминал:

Слайд 29 Несмотря на блокаду , продолжались занятия кружка народных инструментов

в детском доме № 17 Смольнинского района Ленинграда. 12 июля 1942 г
Несмотря на блокаду , продолжались занятия кружка народных инструментов в детском доме № 17 Смольнинского

Слайд 30Обстрелы города не прекращались. От них страдали не только взрослые, но

и дети. Нужно было эвакуировать детей из города. Единственно возможный путь по воде - через Ладожское озеро.
Обстрелы города не прекращались. От них страдали не только взрослые, но и дети. Нужно было эвакуировать детей

Слайд 31Из воспоминаний Трепцов В.Е. член ОО «Блокадник» г. Москвы 

«Когда появилась возможность эвакуировать женщин с детьми через Ладожское озеро, несмотря на бомбежки немцев, так как кормить людей было нечем, ленинградцы с большим трудом покидали свой любимый город. Но приказ есть приказ. Во время эвакуации погибло много детей и женщин, так как немец бомбил и топил баржи с беззащитными людьми, но эвакуация продолжалась.
Нам повезло: наша баржа благополучно добралась до противоположного берега Ладоги, а сколько было потоплено барж в тот день. На воде плавали детские панамочки и вещи. До сих пор тело содрогается от воспоминаний, от крика и плача детей, которые ушли под воду.»
Из воспоминаний Трепцов В.Е.  член ОО «Блокадник» г. Москвы    «Когда появилась возможность эвакуировать женщин

Слайд 32 За дни блокады по этой дороге
с сентября 1941 года
по


ноябрь 1943 года удалось эвакуировать
1 миллион
376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.


На фото - Ленинградские школьники перед отправкой в эвакуацию 3 июля 1942

 За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать1 миллион

Слайд 33
За время блокады детям Ленинграда пришлось вынести
все тяготы наравне


со взрослыми.
За годы блокады
было ранено
529 детей,
в том числе 333 мальчика и
196 девочек,
157 детей умерло от травм.

Памятник детям блокадного Ленинграда

За время блокады детям Ленинграда пришлось вынести все тяготы наравне со взрослыми. За годы блокады было

Слайд 34Блокадный Ленинград: сборка пулеметов
15, 5 тысяч юных ленинградцев были награждены медалью

"За оборону Ленинграда". Через всю историю героической обороны Ленинграда они прошли как достойные соратники взрослых.
И в том, что город выстоял и победил , есть и их заслуга!
Блокадный Ленинград: сборка пулеметов15, 5 тысяч юных ленинградцев были награждены медалью

Слайд 35Группа детей у репродуктора, установленного в Екатерининском сквере, рады сообщению о

капитуляции Германии.1945 г

Блокадное кольцо было прорвано
18 января 1943 года.

"Слава и тебе,
великий город,  Сливший воедино
фронт и тыл.  В небывалых трудностях который Выстоял.
Сражался.
Победил."

Группа детей у репродуктора, установленного в Екатерининском сквере, рады сообщению о капитуляции Германии.1945 г  Блокадное кольцо

Слайд 36Использованная литература и ресурсы интернета:
1.Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.:

Полигон
2.Верт А. Россия в войне 1941–1945. М.: ЭКСМО — Алгоритм, 2003.
3.Лебедев Ю.М. По обе стороны блокадного кольца. Санкт-Петербург: Нева, 2005. 303 с.
4.Ленинградская битва 1941–1944. Сборник статей (Составители Г.И. Вавилина, Т.И. Коптелова, В.И. Позднякова). Санкт-Петербург: АО «Иван Федоров», 1995. 204 с.
5.Ломагин НА. Неизвестная блокада. В 2 томах. Санкт-Петербург-Москва: Нева-ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Фотографии блокадного Ленинграда взяты с сайтов
http://fotki.yandex.ru/users/viktor3951/view/423238/?page=6
http://www.cankt-peterburg.ru/e/2826366-blokada-leningrada
http://lemur59.ru/node/490
http://ruskerealie.zcu.cz/images/object_38.1114271356.30209.jpg
Хроника. Блокадный Ленинград. http://www.youtube.com/watch?v=msWgdQ0yrPc
http://alexeiefremov.ya.ru/replies.xml?item_no=1649
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=932 РГАКФД 
http://www.dezinfo.net/foto/27322-blokada-leningrada-36-foto-tekst.html
Сайт «Военный альбом»
http://waralbum.ru/category/war/east/leningrad/blokada/page/7/
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=534, РГАКФД 
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=932 , Автор: Уткин В. РГАКФД 
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=927
http://fotki.yandex.ru/users/viktor3951/view/425632/?page=6
Воспоминания А.С.Трофимова http://russned.ru/istoriya/detskie-vospominaniya-blokadnikov
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=1071
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=933 ЦГАКФФД СПб , Ар-145141
Воспоминания блокадников http://www.semya-rastet.ru/razd/detskie_vospominanija_blokadnikov/
http://fotki.yandex.ru/users/viktor3951/view/424710/?page=6
http://victory.tass-online.ru/?page=gallery&gcid=11&part=3
Использованная литература и ресурсы интернета:1.Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.: Полигон2.Верт А. Россия в войне 1941–1945.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть