Слайд 227 апреля 2013 года наша страна отметит 106 год с начала
работы 1 Государственной думы.
Слайд 3
Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и
Московском государстве.
Первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1549 г. Земского собора, принявшего Судебник Ивана IV Грозного (сборник законов).
История российского парламентаризма
Слайд 4В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора
I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы.
Последний Земский собор собирался в 1653 году, который решил вопрос присоединения Малороссии к России.
Эпоха Петра I характеризуется отрицанием парламентаризма верховной власти и окончательным формированием абсолютной монархии в форме императорской власти
Слайд 5Екатериной II была подписана «Грамота на права и выгоды городам Российской
империи» от 21 апреля 1785 г., которая стала первым в истории управления развернутым законом по организации городского управления
В эпоху Александра II в 1864 году учреждены земства - всесословные представительства на уровне уездов и губерний, а в 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления.
Слайд 627 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума -
первый российский общенациональный парламент.
В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.
Слайд 7ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА 27 АПРЕЛЯ 1906 Г. – 8 ИЮЛЯ 1906
Г.
Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 года в разгар первой русской революции.
Слайд 8
Царское правительство стремилось ограничить полномочия Государственной Думы.
Манифестом 20 февраля 1906 года
высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в 1810-1917 годах) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы;
Слайд 9 Высшее образование имели 42% депутатов;
среднее - 14%;
низшее - 25%;
домашнее - 19%;
2
депутата были неграмотными.
Председатель — С.А. Муромцев (кадет).
Товарищи председателя (заместители): Пётр Д. Долгоруков (кадет); Н.А. Гредескул (кадет).
Секретарь — Д.И. Шаховской (кадет).
Состав первой
Государственной думы
Слайд 10В партийном составе первой Думы к концу ее работы значилось :
-176
кадетов,
-102 трудовика,
-23 социалиста-революционера,
-2 от партии свободомыслящих,
-33 члена польского коло,
-26 мирнообновленцев,
-18 социал-демократов,
-14 беспартийных автономистов,
-12 прогрессистов,
-6 от партии демократических реформ,
-100 беспартийных (многие из которых тяготели к правым).
Основной вопрос деятельности первой Думы был аграрный.
Слайд 11Во вторую Государственную думу было избрано 509 депутатов:
в возрасте до
30 лет - 72 человека,
до 40 лет - 195 человек,
до 50 лет -145 человек,
до 60 лет - 39 человек,
свыше 60 лет - 8 человек.
Высшее образование имели 3% депутатов,
среднее - 21%, низшее - 32%,
домашнее - 8%,
а 1% был неграмотным.
Председатель — Ф.А. Головин (кадет).
Товарищи председателя: Н.Н. Познанский (беспартийный левый); М.Е. Березин (трудовик).
Секретарь — М.В. Челноков (кадет).
Вторая Государственная дума
(одна сессия, 20 февраля — 2 июня 1907 года)
Слайд 12По партийным фракциям они распределялись так:
трудовая крестьянская фракция - 104
депутата,
кадеты - 98,
социал-демократическая фракция - 65,
беспартийные - 50,
польское коло - 46,
фракция октябристов и группа умеренных - 44,
социалисты-революционеры - 37,
мусульманская фракция - 30,
казачья группа - 17,
народно-социалистическая фракция - 16,
правых монархистов - 10,
партия демократических реформ - один депутат.
Слайд 13Центральным вопросом остался аграрный:
Правые и октябристы защищали указ 9 ноября 1906
года (Столыпинская аграрная реформа).
Кадеты доработали свой аграрный проект, сведя до минимума элемент принудительного отчуждения земли за выкуп.
Эсеры внесли проект социализации, часть социал-демократической фракции представила проект муниципализации земли.
Большевики защищали программу национализации всей земли.
Деятельность второй Государственной думы
Слайд 14В целом законодательная деятельность второй Думы, как и в случае с
первой Государственной думой, носила характер политической конфронтации с властью.
3 июня 1907 года был опубликован указ о роспуске Государственной думы и манифест, в котором Государственная дума обвинялась в затягивании рассмотрения законопроектов и государственной росписи доходов и расходов, а также в том, что ряд её членов участвовал в заговоре против государства.
Слайд 15Закон 3 июня 1907 года радикально перераспределил число выборщиков в пользу
помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено около 1/4 выборщиков).
Выборы проходили осенью 1907 года.
Третья Государственная дума
(пять сессий, 1 ноября 1907 - 9 июня 1912 года)
Слайд 16Депутатами третьей Государственной думы были избраны 434 человека.
Высшее образование имели
230 человек, среднее - 134, низшее - 86, домашнее - 35, о двух депутатах сведений нет.
В составе Думы было:
242 землевладельца,
133 земских деятеля,
79 земледельцев,
49 священников,
37 адвокатов,
36 промышленников и коммерсантов,
25 чиновников,
22 частных служащих,
22 врача,
20 учителей,
16 рабочих и ремесленников,
12 литераторов и публицистов,
2 инженера.
Состав третьей Государственной думы
Слайд 17
Председатели: Н.А. Хомяков (октябрист; 1907—10 гг.); А.И. Гучков (октябрист; 1910—11 гг.);
М.В. Родзянко (октябрист; 1911—12 гг.).
Товарищи председателя: В.М. Волконский (умеренно правый; 1907—12 гг.); А.Ф. Мейендорф (октябрист; 1907—09 гг.); С.И. Шидловский (октябрист; 1909—10 гг.); М.Я. Капустин (октябрист; 1910—12 гг.).
Секретарь — И.П. Созонович (правый; 1907—12 гг.).
В первую сессию партийный состав выглядел следующим образом:
октябристов - 154 депутата,
умеренно правых -70,
кадетов - 54,
правых - 51,
в прогрессивной группе - 28 (в том числе 7 мирнообновленцев),
в национальной группе - 26,
в социал-демократической фракции - 19,
в трудовой группе - 14,
в польском коло - 11,
в мусульманской группе - 8,
в польско-литовско-белорусской группе - 7 депутатов.
Слайд 1814 июня 1910 года Государственная дума приняла аграрный закон, в основе
которого лежал указ 6 ноября 1906 года с изменениями и дополнениями, 29 мая 1911 года в его развитие издано положение о землеустройстве.
В 1910—1911 гг. Государственная дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского
Деятельность третьей Государственной думы
Слайд 19В третью Государственную думу министры и главноуправляющие ведомствами, а также Государственный
совет внесли 2567 законопроектов.
Из общего числа внесенных проектов 2346 (95%) были ею одобрены.
Непосредственно депутаты третьей Думы внесли 205 законодательных предположений. Из них 81 был признан желательным, 90 не рассмотрено. Только 36 законопроектов, разработанных по инициативе Думы, получили силу закона.
Слайд 20Выборы проходили в сентябре — октябре 1912 года.
Председатель — М.В. Родзянко
(октябрист; 1912—1917 гг.).
Товарищи председателя: Д.Д. Урусов (прогрессист; 1912—1913 гг.); В.М. Волконский (беспартийный; 1912—1913 гг.); Н.Н. Львов (прогрессист; 1913 г.); А.И. Коновалов (прогрессист; 1913—1914 гг.); С.Т. Варун-Секрет (октябрист; 1913—1916 гг.); А.Д. Протопопов (октябрист; 1914—1916 гг.); Н.В. Некрасов (кадет; 1916—1917 гг.); В.А. Бобринский (националист; 1916—1917 гг.).
Секретарь — И.И. Дмитрюков (октябрист; 1912—1917 гг.).
Четвертая Государственная дума
(пять сессий, 15 ноября 1912 - 6 октября 1917 года)
Слайд 21Партийный состав выглядел следующим образом:
фракция русских националистов и умеренно правых насчитывала
86 членов,
земцев-октябристов - 66,
правых - 60,
"народной свободы" - 48 членов и 7 примыкающих,
фракция прогрессистов - 33 члена и 8 примыкающих,
группа центра - 36 членов, группа "Союз 17 октября" - 20, независимая группа - 13,
трудовая группа - 10,
польское коло - 9,
социал-демократическая фракция - 7,
мусульманская группа и белорусско-литовско-польская группа - по 6,
российская социал-демократическая рабочая фракция - 5,
правых октябристов -5;
было два прогрессиста и два левых.
Слайд 22Правительство пошло по пути внесения в Государственную думу незначительных законопроектов (в
1912—1914 гг. свыше 2 тысяч - т. н. "законодательная вермишель"), в то же время широко практикуя внедумское законодательство.
С началом 1-й Мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы.
Деятельность четвертой Государственной думы
Слайд 23На чрезвычайной сессии 1914 года все фракции, кроме социал-демократов, проголосовали за
военные кредиты. 3-я сессия была созвана для принятия бюджета.
Поражения русских войск весной и осенью 1915 года вызвали резкую критику правительственной политики со стороны Государственной думы.
Слайд 24В целом в Думу четвертого созыва было внесено (к 9 декабря
1916 года) 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.
Царским указом от 26 февраля 1917 года деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.
27 февраля 1917 года частным совещанием членов Думы был создан Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля 1917 года принял решение "взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка".
В результате 2(15) марта в результате переговоров с Исполкомом Петроградского совета (эсерами и меньшевиками) комитет сформировал Временное правительство.
Слайд 25Почему Первую Думу в народе называли «Думой народных надежд»;
Вторую прозвали
«Думой обреченной»; Третью Государственную Думу «недостаточной достаточности»; а Четвертую Думу «парадоксом истории»?
Слайд 26Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и
орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).
Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган.
В большинстве стран состоит из двух палат.
Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций, при которой учреждается постоянно действующий избираемый населением представительный орган, призванный принимать верховные решения в форме законов.
Слайд 27Как называется парламент в Российской Федерации?
Что записано в статье 95 Основного
закона страны?
Слайд 28Как формируется Совет Федерации?
Что относится к ведению Совета Федерации?
Слайд 29Сколько депутатов в Государственной Думе?
Кто может быть депутатом Государственной Думы?
Что относится
к ведению Государственной Думы?
Кем и при каких условиях может быть распущена Государственная Дума?
Какой тип избирательной системы действует в РФ?
Слайд 30Село Верхний Нерген
Законодательный орган –
Совет депутатов
Состоит из 7 человек.
Из них
5 депутатов представляют партию «Единая Россия».
Председатель совета депутатов – Гайда Альбина Евгеньевна.
Слайд 31Написать эссе на тему «Если депутатом выбрали меня».
Домашнее задание