Слайд 1
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ, СКУЛЬПТУРЫ,
ЖИВОПИСИ
Слайд 3
Це́рковь Покрова́ Пресвятой Богородицы на Нерли́. Владимирская область
середина XII века
Белокаменный крестово-купольный
шедевр старорусского зодчества, образец архитектуры владимиро-суздальской школы. Секрет его изящества — в гармоничных пропорциях и прекрасном сочетании церкви с пейзажем русской равнины. Храм считается одним из красивейших в России и внесен в реестр мировых памятников ЮНЕСКО
Слайд 5Кижи. Карелия
Две деревянные церкви XVIII в.
и восьмигранная деревянная колокольня (1862
г.)
Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским
мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, «деревянные кружева».
По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро,
окончив свой труд без единого гвоздя.
Слайд 7Андрей Рублев «Тро́ица»
1-я половина XV века
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Икона «Троица»,
написанная Андреем Рублевым,
одна из самых прославленных русских икон, узнаваема, известна всему миру. Говоря о русской художественной культуре, многие первым делом вспоминают именно ее.
Слайд 9
Спасская башня Московского Кремля (до 1658 - Фроловская)
Башня была построена в
1491 году по проекту миланского архитектора Пьетро Антонио Солари, впоследствии надстроена английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским мастером Баженом Огурцовым.
Спасская башня (высота со звездой — 71 метр) наиболее известная из 20 башен Московского Кремля, выходит на Красную площадь вблизи Лобного места и Покровского собора. Шатёр башни украшают
часы-куранты, сделавшие Спасскую башню
собирательным символом Кремля и Москвы в целом.
Слайд 11Храм Покрова Божией Матери (Собор Василия Блаженного)
Москва, Красная площадь
Дата постройки
- 1556 год
В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова.
В состав собора входит 10 приделок, каждая из которых возведена в честь определенного святого. Центральная часть посвящена Пресвятой Богородице, боковые постройки «принадлежат» Святой Троице, Николе Великорецкому, Александру Свирскому, Василию Блаженному,
а также Входу Господня в Иерусалим.
Слайд 13Зимний дворец. Санкт-Петербург
Архитектор - Франческо Растрелли
Дата возведения - 1754 год
Зимний
дворец является главным императорским сооружением Санкт-Петербурга. Здание построено
в стиле Елизаветинского барокко, украшено богатыми вензелями, колоннами, покрытыми сусальным золотом.
В настоящее время в Зимнем дворце располагается исторический музей - Эрмитаж.
Слайд 15
«Медный всадник». Санкт-Петербург.
Автор – Этьен-Морис Фальконе. 1782 год
«Медный всадник» — памятник Петру
I
на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Является самым первым памятником
в Санкт-Петербурге.
Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина,
хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
Слайд 17Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825)
Портрет Марии Ивановны Лопухиной, 1797 год
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Эта картина - признанный шедевр Боровиковского - представляет абсолютное воплощение эстетических идей сентиментализма.
Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией, которая ощущается во всех художественных и живописных элементах картины: в позе героини, повороте очаровательной головки, выражении лица.
Однако художника особенно привлекают нюансы в состоянии модели, ее ускользающая красота, глубокая грусть души
Слайд 19Храм Христа Спасителя. Москва
Архитектор - Константин Андреевич Тон
Построен в 1812
году
Храм Христа Спасителя - одна из главных святынь России. На стенах храма изображены (вылеплены из глины)
русские воины, положившие свою жизнь за родину
во время Отечественной войны 1812 года
с Наполеоном Бонапартом.
Во время сталинской реформы здание храма было разрушено, но в 1994 году восстановлено заново.
Слайд 21Па́мятник Ми́нину и Пожа́рскому, Москва
Выполнен по проекту архитектора Ивана Мартоса в
1818 году
Скульптурный монумент, посвящённый предводителям народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России.
Является первым крупным скульптурным памятником в Москве. Памятник выполнен в стиле классицизма, что объясняется монументальностью форм и плавностью объёмов.
Монумент состоит из бронзовой скульптурной группы и гранитного пьедестала с бронзовыми барельефами. Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россія. Лѣта 1818».
Высота памятника (без террасы) составляет примерно 8,3 м.
Слайд 23Орест Адамович Кипренский (1782 —1836)
Портрет А. С. Пушкина, 1827 год
Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Этот портрет великого русского поэта считается одним из лучших прижизненных изображений. Особенное очарование и привлекательность ему придает тот факт, что художник всегда писал свои картины только с натуры, поэтому точности изображения можно полностью доверять. К тому же, мастер считается лучшим русским портретистом того времени,
с невероятным мастерством воспроизводившим
не только мельчайшие детали, но и умело передававшим душевные переживания персонажа.
Слайд 25Карл Брюллов (1799-1852)
«Последний день Помпеи», 1833 год
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Последний
день Помпеи» - шедевр эпохи романтизма в России первой половины XIX века.
Вальтер Скотт просидел целый час за её просмотром, после чего признал: «Это не картина, это целая поэма».
На полотне Брюллов изобразил и самого себя –
слева от центра, с ящиком с красками и кистями.
Слайд 27Павел Андреевич Федотов (1815—1852)
«Сватовство майора», 1848 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина «Сватовство
майора» является наиболее известным полотном русского художника Павла Андреевича Федотова.
Сюжет ее тесно связан с реальными историями того времени. Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерьми купцов, который позволял им получить богатое приданое. Таким образом, они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, ее не было ни с одной, ни с другой стороны.
Современники встретили картину с одобрением, о ней писали ведущие газеты Петербурга, указывая на подобные свадебные сделки
как на позорное пятно на нравах своего времени
Слайд 29Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
«Девятый вал», 1850 год
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Один
из главных шедевров, которыми славится русская живопись,
написан известнейшим русским художником-маринистом
Иваном Айвазовским.
Основой произведения стало когда-то популярное среди моряков поверье, будто каждая девятая по счету волна оказывается сильнее и выше других и несет смертельную опасность.
Слайд 31 Александр Андреевич Иванов (1806-1858)
«Явление Христа народу», 1857 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Самая известная картина Александра Иванова, одна из самых загадочных картин в истории русской живописи.
Художник писал картину около двадцати лет и скоропостижно скончался после того, как она была завершена.
В основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, фундаментальным в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.
Слайд 33Исаакиевский собор. Санкт-Петербург
построен в 1858 году
по проекту известного архитектора
Антонио
Ринальди
Собор преподобного Исаакия Долматского - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга.
Главный купол Исаакиевского собора выполнен
из сусального золота, фасад из серого камня,
а колонны главного входа отлиты из бронзы.
Слайд 35Алексей Саврасов (1830-1897)
«Грачи прилетели», 1871 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов -
великий русский пейзажист, художник-передвижник и учитель Левитана, Коровина и Нестерова,
но его нередко называют «художником одной картины».
Речь, конечно, о полотне «Грачи прилетели».
Алексея Саврасова считают основоположником «лирического пейзажного стиля». «Грачи прилетели» — действительно символическая и самая знаменитая работа художника,
которая является прекрасной элегией весне.
Слайд 37Илья Репин (1844-1930)
«Бурлаки на Волге», 1873 год
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Репин –
гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Темой картины «Бурлаки на Волге»
стало жестокое угнетение простых людей и бедняков, порицание общества, которое делает из людей рабов. Полотно словно бы служит призывом к милосердию.
Слайд 39Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
«Неизвестная», 1883 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник-передвижник Иван Крамской
создал
одну из самых загадочных картин - «Неизвестную»,
которую также часто называют «Незнакомкой».
С кем только её ни соотносили. И с Анной Карениной,
и с дочерью художника Софьей, и с крестьянкой Матреной Саввишной, которая стала женой дворянина Бестужева.
Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка.
Слайд 41 Василий Иванович Суриков (1848-1916)
«Боярыня Морозова», 1887 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Жанр картины «Боярыня
Морозова» - историческая живопись.
На внушительном, 304 на 586 см, полотне изображена историческая сцена церковного раскола в России XVII века.
В центре картины зритель видит розвальни, рассекающие толпу на приверженцев и противников нового учения с главной героиней – боярыней Феодосией Прокопьевной Морозовой, женщиной с несгибаемой силой духа и убеждений.
Слайд 43Валентин Серов (1865-1911)
«Девочки с персиками», 1887 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Именно эта
картина прославила художника Валентина Серова; невозможно ее не вспомнить, думая о работах, которыми может похвалиться русская живопись XIX века.
Для картины художнику позировала двенадцатилетняя Вера, дочь известного русского мецената Саввы Мамонтова.
Слайд 45Иван Шишкин (1832-1898)
«Утро в сосновом лесу», 1889 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Самого
знаменитого русского пейзажиста Ивана Шишкина называли «лесным богатырем-художником»,
«царем леса», «стариком-лесовиком».
Одной из культовых картин Шишкина стало полотно
«Утро в сосновом бору».
Слайд 47Михаил Врубель (1856-1910)
«Демон Сидящий», 1891 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Одного из самых
трагических русских художников,
Врубеля называли творцом искусства,
близкого по природе ночным сновидениям.
Врубель обладал особым видом зрительной образной памяти, когда человек не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или образ, а видит его,
как на фотографии или на экране.
Слайд 49Виктор Васнецов (1842-1926)
«Богатыри», 1898 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Васнецов - великий русский
художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
Его называли «истинным богатырем русской живописи».
Виктор Васнецов работал над картиной «Богатыри»
около тридцати лет. И хотя немало его картин посвящены русскому былинному эпосу, именно эта работа
стала апогеем творчества художника,
которым может гордиться русская живопись.
Слайд 51Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)
«Купание красного коня», 1912 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петров-Водкин работал
во множестве жанров –
от иконописи до театральной графики и модерна.
Один из шедевров художника – картина «Купание красного коня».
Она с самого начала вызывала многочисленные споры,
в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает.
Однако художник утверждал, что этот цвет он перенял
у древнерусских иконописцев.
Картина «Купание красного коня» стала символом перемен XX века.
Слайд 53Казимир Малевич (1879-1935)
«Черный квадрат», 1915 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Казимир Малевич –
«отец супрематизма» и создатель «Черного квадрата», ставшего символом авангарда. Несмотря на эксперименты почти во всех жанрах живописи, сам художник считал «Черный квадрат»
своей главной картиной.
Слайд 55
Марк Захарович Шагал (1887-1985 гг.)
«Над городом», 1918 год
Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Картины Марка Шагала сюрреалистичны, неповторимы.
Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.
Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла,
летят над их родным Витебском (Белоруссия).
Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг.
Когда просто летишь от счастья.
Слайд 57
Скульптура «Рабочий и колхозница». Москва
Автор — Вера Мухина
1937
год
«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи»,
представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом.
Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали.
Высота около 25 м.
Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.
В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница»
стала символом киностудии «Мосфильм».
Слайд 59Главное здание Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
на Воробьёвых
горах
Построено в 1949—1953 годах по проекту архитекторов Бориса Иофана Льва Руднева, Сергея Чернышёва, Павла Абросимова, Александра Хрякова
и инженера Всеволода Насонова.
Над скульптурным оформлением фасадов работала мастерская Веры Мухиной.
До 1990-х годов здание было самым высоким в Европе Высота со шпилем — 240 м.
Слайд 61Скульптура «Родина-мать зовёт». Волгоград
Проект известного советского скульптора
Евгения Вучетича. 1967 год
Скульптура
«Родина-мать зовёт» - композиционный центр
памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы»,
расположенного на Мамаевом кургане..
Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса.
Общая высота памятника — 85—87 метров.
Слайд 62Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://surzhyk.org/
http://opisanie-kartin.ru/
https://wikiway.com/
http://www.1000mest.ru/medny_vsadnik
https://diletant.media/ и др.