Слайд 1Тема занятия
«Культура и самосознание осетинского народа»
Учитель истории МБОУ СОШ №
17 имени В. Зангиева г. Владикавказ
Абрамян П. А.
Слайд 2Религия
Материальная культура и повседневная жизнь
Стиль и нормы поведения
Народное искусство
Устная история
План урока
Слайд 3Религия осетин
Важнейшая особенность духовной истории Осетии состоит в сохранении исконной осетинской
веры, несмотря на распространение двух мировых религий – христианства и ислама. Это объясняется не только древностью и традиционностью осетинской религии, но прежде всего ее главными чертами.
Слайд 4Задание. Вспомните, что означают понятия «культура» и «самосознание»?
Национальное самосознание — одно из свойств
нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.
Слайд 5Под культурой в плане общественного выражения обычно подразумевают следующее:
совокупность достижений человека
в разных сферах общественной жизни .
Задание. Внимательно послушайте рассказ о религии осетинского народа и подумайте над вопросом:
-Какое место в жизни осетина занимала религия?
-Почему христианство и ислам не смогли вытеснить древнюю религиозную систему?
Слайд 6Главные черты осетинской религии
Единобожие (монотеизм)
Единый Бог (Хуыцау) «Великий (Стыр)» «Единочтимого (Иунаг
Цытджын)»
Слайд 7Особое место в религиозных верованиях осетин занимает культ Уастырджи. Уастырджи главный
персонаж пантеона осетинских божеств и самый популярный из них.
Уастырджи
Покровитель мужчин и путников
Слайд 8Во всех сферах деятельности осетины обращаются за помощью к Уастырджи. По
их представлениям, Уастырджи является посредником между Богом и людьми.
Слайд 9Уацилла
Повелитель грома и молний
Земледельческий труд породил божеств-покровителей, среди которых главный –
Уацилла. Уацилла – аграрное божество уже более развитого культа: он не только покровитель хлебных злаков, но и всего земледельческого труда, а также повелитель стихийных сил природы – грома, молнии и дождя. К нему обращались с молениями, чтобы хорошо уродился хлеб.
Слайд 10Фалвара
Покровитель домашнего скота
Скотоводческое хозяйство породило также многочисленные верования и обряды. Покровителем
домашнего (мелкого рогатого) скота считался Ф æ л в æ р а.
Слайд 11Образы божеств и покровителей охоты, лесных духов, широко распространены в мировой
мифологии.
Виктор Цаллагов. Афсати.
В охотничьей мифологии осетин почетное место занимает божество охоты и владыка рогатых зверей – Афсати.
Слайд 12Афсати посвящено много народных песен, он является также героем различных сказаний.
Образ Афсати, которым он наделен в фольклоре, свидетельствует о значительном распространении охотничьего занятия среди осетинского населения на протяжении веков.
С диких скал свергаясь,
Воет водопад;
С двух сторон, сверкая,
Ледники висят,
Камни с грозным шумом Катятся с высот...
Лесом скрыт угрюмым,
Фсати здесь живет.
Стол его, сиденье –
Все хрусталь сплошной.
Из рогов оленьих –
Ложе под сосной.
Шерсть на нем медвежья,
Козий пух лежит...
Фсати утром свежим
Беззаботно спит.
Слайд 13Сафа
Покровитель домашнего очага
Очаг – святилище семьи, алтарь, у которого потомки приносили
предкам жертвы, посвящали им поминальную пищу. У очага совершались и освящались важнейшие события в жизни семьи, все ее начинания. Очаг служил символом единения семьи, неразрывности рода. Очагом как святыней клались, под защиту его приходил даже враг, кровник семьи.
Слайд 14Создателем и покровителем цепи считался небесный Сафа. В силу этого он
и покровитель вообще очага, семьи и ее благополучия. В былое время, при брачном обряде шафер обводит невесту вокруг очага и поручает ее покровительству Сафа, произнося при этом: «Уæлартон Сафа, прими ее под свое покровительство и защиту».
Слайд 15Мады- Майрам
Покровительница женщин и детей
Женское Святилище (Осетия-Алания)
Слайд 16В осетинском нартовском эпосе владыка загробного мира – «Страны мертвых». В
соответствии с земными деяниями людей Барастыр отправляет их либо в рай, либо в ад.
Барастыр
владыка загробного мира
Слайд 17Главные черты осетинской религии
Осетинская религия универсальна - во всех уголках Осетии
исповедовалась единая вера. Любое осетинское святилище было посвящено самому Богу или одному из общеосетинских святых
Верхний Цей. Святилище "Реком".
Тхосты Дзуар. селение Цмити Куртатинское ущелье
Слайд 20Материальная культура
Осетины располагали свои поселения в местах, удобных для обороны, вблизи
водных источников. Чтобы не занимать под жилье хозяйственные угодья, обычно выбирали крутой холм, уступ или склон горы, защищенные от лавин и камнепадов.
Слайд 21Осетинская архитектура
На территории проживания осетин расположено большое количество архитектурных памятников, самыми
выдающимися из которых являются средневековые башни и замки, широко распространенные в горной зоне. Оборонительные сооружения осетин подразделяются на боевые («мæсыг») и полу-боевые жилые башни (гæнах»), замки («галуан»), наскальные и пещерные крепости, заградительные стены. Для каждого из этих видов памятников характерны определенные способы сооружения, особая планировка и определенное назначение.
Слайд 22Дома чаще строили из камня, в один или два этажа, с
плоской крышей.
Слайд 23В ущельях, богатых лесом, и в предгорных долинах юга и севера
строили деревянные дома с двускатной или четырехскатной крышей.
Слайд 24Главными и обязательными помещениями в осетинском доме были «хадзар» и «уат».
Разрез
дома –крепости с жилой башней. Селение Хуссар-Ламардон
Помещение для гостей
Спальня, очаг
хлев
Слайд 25Хадзаром называли большую комнату с очагом, делившим ее на мужскую и
женскую половины. В хадзаре собирались все домочадцы, у каждого было свое место, определяемое возрастом и положением в семье.
Слайд 26Уат — это помещение с лучшей мебелью и убранством, предназначенное для
гостей. Достойный прием гостя был для осетина долгом чести. Неожиданное появление гостей расценивалось как привилегия, дарованная Богом.
Слайд 27Архитектуру горной Осетии трудно представить без боевых, сторожевых и жилых башен.
Сторожевые башни строились гражданской общиной (а позднее и сильнейшими феодалами) для наблюдения за подступами к границам своей территории.
Слайд 28Боевые башни («мæсыг») имеют в среднем 5-6 ярусов (самые высокие до
семи), малую площадь основания и наклонные стены, предназначавшиеся для создания рикошетирующей поверхности и увеличения поражающего эффекта сбрасываемых камней.
Слайд 29Самые ранние башни строились насухо, без связующего раствора, позднее стал широко
применяться известковый и песчано-известковый раствор. Обычный строительный материал используемый для постройки — камень, обломки скального плитняка, распространенного в данной местности
М. Туганов. Иллюстрация к поэме К. Хетагурова "Плачущая скала".
Слайд 30Полу-боевые жилые башни («гæнах») - строения, предназначенные и для жилья, и
для обороны, т.е. укрепленные жилища. Обычно они имеют три-четыре этажа, первый использовался как хлев, на втором этаже размещался очаг и спальня, на третьем и четвёртом были помещения для гостей («уазæгдон») и кладовые («къæбиц»).
Жилые башни в с. Лисри. Мамисонское ущелье, РСО-Алания.
Слайд 31В центре жилой башни обычно находился опорный столб, выложенный из обработанного
камня. На нём держались балки перекрытий. Самым главным и значимым местом в таких сооружениях был очаг, над которым висела надочажная цепь. Место очага и надочажная цепь были для осетин особо значимыми и очень оберегались. Над очагом давали клятвы, нередко прощали кровников. Последний этаж жилых башен нередко использовался для обороны, стены верхнего этажа возвышались над кровлей, образуя парапет. Это значительно усиливало боевые возможности защитников башни, которые вели бой с кровли.
Слайд 32Крупные феодалы жили в замках-крепостях. Такой замок (по-осетински «галуан») обычно господствовал
над окружающей местностью, возвышаясь на неприступной скале. Галуан состоял из боевой башни, жилых и хозяйственных построек, обнесенных высокой каменной стеной.
Замок-галуан в селении Ханаз Дигорского общества
Слайд 33Многообразием отличалась архитектура погребальных сооружений. Умерших хоронили в каменных фамильных склепах
или земляных могилах. Над могилой устанавливали надгробный камень-памятник с изображением узоров-символов и реальных предметов, сопровождавших человека в земной жизни и, по убеждению осетин, необходимых ему для жизни вечной. Эта традиция восходит к скифским каменным изваяниям.
Слайд 35Домашняя утварь и мебель изготовлялись местными мастерами. Необходимой частью имущества каждой
семьи были «фынг» (круглый столик на трех ножках), деревянные скамьи, кресла, кровати (у бедняков заменяемые нарами), деревянная и глиняная посуда, медные котел и «гогон» (высокий кувшин для воды).
Слайд 37Стиль жизни и нормы поведения.
В Осетии XV-XVIII вв. рыцарские нормы были
общенародным достоянием, им равно следовали и феодал, и крестьянин.
Эти нормы включали: почтение к старшему
Слайд 38Уважение к женщине
Положение женщины в осетинском обществе было высокое. Мужчины вставали,
чтобы приветствовать проходящую мимо них женщину. Женщина могла одним взмахом платка остановить кровопролитие.
Слайд 39строгие законы гостеприимства и кровной мести
Слайд 40Народное искусство
Венцом любого народного празднества было соревнование лучших сказителей, приглашенных из
разных обществ Осетии. Рассевшись на игорном поле, они состязались в напевности, поэтической выразительности и сюжетной отточенности Нартовских сказаний.
Слайд 41«Даже если бы осетины создали только один танец "Симд", они были
бы великой нацией»
народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсым Кулиев
«Только по одному этому танцевальному шедевру ["Симд"], можно определить высокую культуру народа, которому этот танцевальный праздник принадлежит»
Серж Лифарь великий французский балетмейстер.
Народная хореография осетин поражала знатоков редким разнообразием стилей, строгостью и богатством выразительных средств.
Слайд 42Задание.
Единый осетинский Бог, которому возносится первая молитва и в радости и
в горе ______________________________________
Повелитель грома и молний _____________________________
Покровительница женщин и малолетних детей ____________
Покровитель домашнего очага ___________________
Покровитель стад ______________________________________
Единый Бог (Хуыцау)
Мады- Майрам
Уацилла
Афсати
Сафа
Слайд 43Домашнее задание
§ 28. Ответить на вопросы 1-5 стр. 92
Подготовить сообщения по
теме «Устное народное творчество осетин»
«Нартовский эпос как историческая память народа»
Слайд 45Источники:
М.М. Блиев, Р.С. Бзаров «История Осетии» Владикавказ: Ир, 2010 г.
Исторический атлас
Осетии. Владикавказ «Ремарко» 2002 г.
Слайд 46http://osinform.su/31423-materialnaya-kultura-i-prikladnoe-iskusstvo-osetin-proshlogo.html
http://chidag.ru/yetika/vzaimouvazhenie/dagestan-vzaimouvazhenie.html
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
http://agdau.ucoz.ru/blog/osetinskie_svjatye/2011-10-26-1
https://www.google.ru/search?tbm=isch&q=мады%20майрам&gws_rd=ssl#newwindow=1&tbm=isch&q=%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B8%
http://osetialove.ru/aul/
http://vk.com/wall-41259558?q=А&offset=160
Слайд 47http://iratta.com/stati/15945-prestuplenie-protiv-vseh-nas.html
http://thebestartt.com/doma-osetin