Презентация, доклад по истории Нижегородского края Нижегородский край и церковный раскол (7 класс)

Содержание

План «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона.Патриарх из нижегородских пределов.Протопоп Аввакум из села Григорова.Движение старообрядцев в Нижегородском уезде.Первые поселения старообрядцев на Керженце.

Слайд 1Автор: Романычева Екатерина Игоревна,
учитель истории и обществознания основной школы г.

Лысково

Нижегородский край и церковный раскол история нижегородского края 7 класс (§ 13)

Конкурс методических разработок

Автор: Романычева Екатерина Игоревна, учитель истории и обществознания основной школы г. ЛысковоНижегородский край и церковный раскол

Слайд 2План
«Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона.
Патриарх из нижегородских

пределов.
Протопоп Аввакум из села Григорова.
Движение старообрядцев в Нижегородском уезде.
Первые поселения старообрядцев на Керженце.
План «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона.Патриарх из нижегородских пределов.Протопоп Аввакум из села Григорова.Движение старообрядцев

Слайд 31. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона
В XVII

веке некоторые особенности церковного богослужения вызывали у духовенства и верующих непонимание или недовольство.

А. Рябушинский. Русские женщины 17 столетия в церкви

1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона  В XVII веке некоторые особенности церковного богослужения

Слайд 41. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона
Многогласие – священник

и диакон одновременно читали свои молитвы, в то время как хор пел псалмы.
Хомовое пение – священник, читая молитву, очень сильно растягивал слова и так ставил в них ударение, что терялся смысл фразы.

К. Лебедев. Спаситель посылает апостолов крестить народы.

1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Многогласие – священник и диакон одновременно читали свои

Слайд 51. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона
Против использования этих

приемов выступали некоторые священники. В Москве они объединились в «Кружок ревнителей древнего благочестия». Главную роль в нём играли выходцы их нижегородских земель:
1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Против использования этих приемов выступали некоторые священники. В

Слайд 61. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона
Участники «Кружка» выступали

за:
исправление церковных недостатков,
улучшение нравственного облика духовенства,
незыблемость вековых церковных
традиций и обычаев.
1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Участники «Кружка» выступали за: исправление церковных недостатков, улучшение

Слайд 71. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона
Поначалу «ревнители» действовали

дружно. Отменено многогласие, царь Алексей Михайлович подписал указы об устранении церковных изъянов.
Ситуация изменилась, когда Никон стал патриархом.

Патриарх Никон

1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Поначалу «ревнители» действовали дружно. Отменено многогласие, царь Алексей

Слайд 81. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона
Церковные реформы Никона:
Упорядочение

богослужения,
Троеперстие заменено на двоеперстие,
Богослужебные книги исправлены по греческим образцам.

И. Машков. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон осматривают афонские древности привезённые иеромонахом Арсением из паломничества 

1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона Церковные реформы Никона:Упорядочение богослужения,Троеперстие заменено на двоеперстие,Богослужебные книги

Слайд 91. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона
«Ревнители» усмотрели в

нововведениях Никона отступничество от веры предков и начали борьбу с ним.
Иоанн Неронов гневно обличал патриарха: «Доселе ты друг наш был – на нас восстал. Некоторых ты разорил и на их места поставил иных, и от них доброго и не слыхать. Других ты обвинил за то, что они людей мучат, а сам беспрестанно мучишь».
«Кружок» был закрыт.

Иоанн Неронов

1. «Кружок ревнителей древнего благочестия» и реформа патриарха Никона «Ревнители» усмотрели в нововведениях Никона отступничество от веры

Слайд 102. Патриарх из нижегородских пределов
Будущий патриарх Никон родился в мае 1605

г. в селе Вельдеманово в крестьянской семье.
При крещении дано имя Никита.
В 12 лет он бежал в монастырь, где прожил 8 лет.
Вернувшись домой, женился и работал священником.
Вместе с женой переселился в Москву.
Когда трое его детей погибли, увидел в этом знак Божий.
Принял иноческий постриг в соловецком Анзерском скиту, получил имя Никон.

Патриарх Никон

Соловецкий Анзерский скит

2. Патриарх из нижегородских пределовБудущий патриарх Никон родился в мае 1605 г. в селе Вельдеманово в крестьянской

Слайд 112. Патриарх из нижегородских пределов
Через 3 года Никон перебрался в новгородский

Кожеозёрский монастырь, становится игуменом.
В 1646 г. в Москве он знакомится с царем Алексеем Михайловичем.

Кожеозёрский монастырь

Алексей Михайлович Романов

2. Патриарх из нижегородских пределовЧерез 3 года Никон перебрался в новгородский Кожеозёрский монастырь, становится игуменом.В 1646 г.

Слайд 122. Патриарх из нижегородских пределов
Царь назначает Никона архимандритом московского Новоспасского монастыря.

Между ними завязывается дружба.
С 1649 г. Никон становится Новгородским митрополитом.
В 1652 г. Освящённый собор избрал его на патриарший престол.

Б. Мухин. Патриархи Всероссийские.

Новоспасский монастырь

2. Патриарх из нижегородских пределовЦарь назначает Никона архимандритом московского Новоспасского монастыря. Между ними завязывается дружба.С 1649 г.

Слайд 132. Патриарх из нижегородских пределов
В годы патриаршества (1652-1658 гг.) Никон стал

претендовать на ведущую роль в решении государственных вопросов, пытался главенствовать над царём.
Это привело к конфликту между ними. Никон уединился в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре.

А. Кившенко. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги.

Ново-Иерусалимский монастырь

2. Патриарх из нижегородских пределовВ годы патриаршества (1652-1658 гг.) Никон стал претендовать на ведущую роль в решении

Слайд 142. Патриарх из нижегородских пределов
Противостояние продолжалось 8 лет.
В 1666 г. Никона

лишили сана патриарха и отправили в заточение в Ферапонтов монастырь.
В 1681 г. Никон умер.

С. Милорадович. Суд над патриархом Никоном

Ферапонтов монастырь

2. Патриарх из нижегородских пределовПротивостояние продолжалось 8 лет.В 1666 г. Никона лишили сана патриарха и отправили в

Слайд 153. Протопоп Аввакум из села Григорова
Родился в 1620 г. в Нижегородских

землях в селе Григорове в семье священника.
В 17 лет женился стал священником в селе Лопатицы.
Боролся с безнравственностью и несправедливостью.
Трижды сбегал в Москву из-за конфликтов с местными жителями.
В Москве стал участником «Кружка ревнителей древнего благочестия», познакомился с царём.

Протопоп Аввакум

3. Протопоп Аввакум из села ГригороваРодился в 1620 г. в Нижегородских землях в селе Григорове в семье

Слайд 163. Протопоп Аввакум из села Григорова
Аввакум обвинил Никона и царя в

отступлении от истинной веры при проведении церковной реформы.
Он возглавил движение старообрядцев, выступавших за сохранение старых обрядов.
За это Аввакума вместе с другими старообрядцами отправили в 11-летнюю ссылку в Тобольск.

С. Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири.

Е.Д. Мальцев. Аввакум в Сибири. Фрагмент

3. Протопоп Аввакум из села ГригороваАввакум обвинил Никона и царя в отступлении от истинной веры при проведении

Слайд 17Это нужно запомнить!
Старообрядчество – религиозно-общественное движение в России, отвергавшее церковную реформу

патриарха Никона.

С. Милорадович. Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году.

Это нужно запомнить!Старообрядчество – религиозно-общественное движение в России, отвергавшее церковную реформу патриарха Никона.С. Милорадович. Черный собор. Восстание

Слайд 183. Протопоп Аввакум из села Григорова
В 1666 г. Аввакум вернулся в

Москву и продолжил бороться за старую веру.
Его снова отправили в ссылку, а в 1667 г. признали еретиком и заточили в земляную тюрьму на 15 лет.
В 1681 г. он написал письмо царю Фёдору Алексеевичу с осуждением церковной политики.
14 апреля 1682 г. протопоп Аввакум был сожжён на костре.

Г. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума.

3. Протопоп Аввакум из села ГригороваВ 1666 г. Аввакум вернулся в Москву и продолжил бороться за старую

Слайд 194. Движение старообрядцев в Нижегородском уезде
Против церковной реформы Никона выступали не

только священнослужители, но и миряне.
Власти жёстко пресекали выступления. Это вызывало самосожжения старообрядцев в Княгининской и Мурашкинской волостях, Заволжье. За 28 лет добровольно сожгли себя более 2 тыс. человек.

Г. Мясоедов. Самосожжение старообрядцев в конце XVII века.

4. Движение старообрядцев в Нижегородском уездеПротив церковной реформы Никона выступали не только священнослужители, но и миряне.Власти жёстко

Слайд 204. Движение старообрядцев в Нижегородском уезде
Еще одной формой протеста стало бегство

старообрядцев в малоосвоенные места России, чтобы избавиться от преследования властей.
Беглецы устремлялись на Урал, в Заволжье, на Волжское понизовье.
4. Движение старообрядцев в Нижегородском уездеЕще одной формой протеста стало бегство старообрядцев в малоосвоенные места России, чтобы

Слайд 215. Первые поселения старообрядцев на Керженце
На Нижегородской земле поселения старообрядцев стали

появляться в лесах Арзамаса и Балахны, на реках Узоле, Линде, Усте.
Самым известным местом староверов были глухие керженские леса.

Леса на реке Керженец

5. Первые поселения старообрядцев на КерженцеНа Нижегородской земле поселения старообрядцев стали появляться в лесах Арзамаса и Балахны,

Слайд 225. Первые поселения старообрядцев на Керженце
Первые скиты возникли в 1656 –

1657 гг. возле деревень Ларионовой и Шарпань (Семёновский район). Их основали смоленские монахи Ефрем Потёмкин и Сергей Салтыков.
Соловецкие монахи Онуфрий, Софонтий и Арсений основали деревни Хвостиково, Пафнутово и Деяново.

Вид на скит со стороны реки Керженец.

5. Первые поселения старообрядцев на КерженцеПервые скиты возникли в 1656 – 1657 гг. возле деревень Ларионовой и

Слайд 235. Первые поселения старообрядцев на Керженце
Керженские переселенцы следовали обычаям старины во

всём.
Труд воспринимался ими как главная обязанность человека.

Старообрядцы в Шарпанском скиту.

5. Первые поселения старообрядцев на КерженцеКерженские переселенцы следовали обычаям старины во всём.Труд воспринимался ими как главная обязанность

Слайд 24Вопросы
За что и против чего выступали «ревнители древнего благочестия»?
Кто из

членов «Кружка» были нижегородцами?
Почему протопоп Аввакум и его сторонники выступали против реформ патриарха Никона?
Какие формы протеста нижегородских старообрядцев можно назвать активными, а какие пассивными?
Почему одним из популярных мест для поселений старообрядцев стало Нижегородское Заволжье?

Вопросы За что и против чего выступали «ревнители древнего благочестия»?Кто из членов «Кружка» были нижегородцами?Почему протопоп Аввакум

Слайд 25Домашнее задание
Параграф 13.

Использованные ресурсы:
http://ruvera.ru/gallery/portret#photo18
http://titkov.gallery.ru/watch?ph=EAi-b3foW
http://hobbit.forum2x2.ru/t876-topic
http://www.archiv.nnov.ru/?id=6235
http://www.wikiwand.com/ru/Массовые_самоубийства_в_старообрядчестве
http://aria-art.ru/0/A/Avvakum/1.html
https://cont.ws/@zimin/120922
http://tunnel.ru/post-patriarkh-nikon
http://www.hist.msu.ru/ER/NIKON/IZ19_2.htm
http://www.baltwillinfo.com/2013/mp02-2013/mp-12.html

Домашнее заданиеПараграф 13. Использованные ресурсы:http://ruvera.ru/gallery/portret#photo18http://titkov.gallery.ru/watch?ph=EAi-b3foWhttp://hobbit.forum2x2.ru/t876-topichttp://www.archiv.nnov.ru/?id=6235http://www.wikiwand.com/ru/Массовые_самоубийства_в_старообрядчествеhttp://aria-art.ru/0/A/Avvakum/1.htmlhttps://cont.ws/@zimin/120922http://tunnel.ru/post-patriarkh-nikonhttp://www.hist.msu.ru/ER/NIKON/IZ19_2.htmhttp://www.baltwillinfo.com/2013/mp02-2013/mp-12.html

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть