Слайд 1 ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Слайд 2Содержание.
I. Истоки язычества.
II. Языческие боги Восточных славян
Градация славянских языческих божеств.
Этапы
язычества
3. Имена языческих богов и их предназначение.
Слайд 3
Язычество» - крайне неопределённый термин, возникший в церковной среде для обозначения
всего нехристианского, дохристианского. Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий вариант религиозных первобытных представлений. Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса. .
Истоки язычества.
Слайд 4Восточные славяне были язычниками. В те далёкие времена человек лучше всего
знал самого себя, поэтому на все другие существа и явления он переносил человеческие свойства. Язычество появилось, когда люди стали задумываться об окружающем мире. в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.
Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера».
Слайд 5
Славяне в дохристианский период
не обладали религией, единой для всех племен. Однако их представления о природе, окружающем мире, властвующих в нем стихиях очень близки друг другу. Это позволяет говорить о существовании у древних славян особой народной веры, т. е. язычества. Язычество — это национальная религия. В отличие от великих мировых религий, христианства, ислама и буддизма, не признающих национальных границ, язычество обращено только к славянам, или только к германцам, или только к кельтам и т.д., воспринимая каждый народ как родовую семейную общность и противопоставляя его остальному миру.
Слайд 6
Источники изучения славянских верований.
Изучение
язычества представляется весьма непростым делом из-за ряда факторов. Во-первых, это огромная территория расселения славянских племен и, как следствие, разные внутренние тенденции их развития и отличное влияние внешних факторов. Во-вторых, – неравномерность темпа исторического развития в разных зонах расселения славянских народов; в-третьих, – отсутствие достоверных мифологических и религиозных текстов; в-четвертых, – разрушение традиционной картины мира и мифо-религиозных представлений привнесенным христианством.
Слайд 7 Из-за разрозненности языческих верований, так
и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то довольно скупых. Славянские мифологические тексты не сохранились. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), и летописи. Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты общеславянской мифологии
Слайд 8Градация славянских языческих божеств.
Высший уровень характеризуется наиболее
обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом. К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а так же увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине гор, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина распри — похищение Велесом скота,людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождем, приносящим плодородие
Слайд 9К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами
и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян ит.п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.
Слайд 10К низшему уровню относятся разные классы неиндивидуализированной(часто и не человекообразной) нечести,
духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судачки у западных славян; из животных — медведь, волк.
Слайд 11Этапы язычества
1 этап - представления об упырях и берегинях
2 этап -
культ Рода и Рожаниц (Лады и Лели) - земледельческий этап
3 этап - многобожие и впоследствии культ Перуна
Слайд 12 Для язычника никогда не вызывало сомнений, что мир, окружающий
его, живой. У всех вещей и пространств в мире есть хозяин, тот, кто печется и заботится о них.
В лесу хозяйничают лешие, в реках и озерах - водяные, среди болот — болотники, в полях - полевые; есть и хозяева "помельче": луговики (живущие на лугах), кустницы (маленькие духи, обитающие в кустах), колодезники (хозяева колодцев), подгрибовники или боровики (опекающие грибное царство).
Слайд 13Упыри - это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло.
Берегини же,
связанные со словом беречь, оберегать, - добрые, помогающие человеку духи.
Слайд 15Домовой
Сверхъестественное существо, добрый или злой дух, якобы живущий в доме и
охраняющий его». Наши предки не могли представить себе дома без чудесного покровителя. У каждого жилища был свой домовой. Каждый домовой жил сам по себе: домовые-соседи не дружили, а нередко враждовали.
Слайд 16 Водяной - хозяин вод. Вообще, он добрый, но иногда любит
водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь человека, чтобы он его развлекал.
Водяного представляли в виде старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую бороду, усы. Обитает чаще в омутах
Слайд 17Леший живет в лесной чащобе. Он охраняет лес и лесных зверей.
Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной.
Глаза у Лешего горят зеленым огнем, волосы длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем похож на человека только весь с головы до пят в шерсти.
Леший
В час урочный полнолунья,
С тёмным лесом наравне, —
Говорит молва-вещунья, —
Кто-то бродит в тишине.
Пономарь пройдёт ли пеший,
Псарь проедет ли верхом,
Всяк, крестится, молвит: «Леший
Загулял не пред добром!»
Слайд 19Барабашка встречается в мифологиях разных народов и в частности в славянской
мифологии это - хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту.
Слайд 20Живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают
будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.
БЕРЕГИНИ
Слайд 21Культ Рода и Рожаниц, божеств плодородия, связан с земледелием. Эти божества
связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род принимал участие в создании Вселенной: он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.
Рожаниц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. Имя ей было Лада. Лада считалась также матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности, нежности. Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае.
Слайд 22Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он
едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Род –повелитель земли и всего живого, он – языческий бог-творец
Слайд 24 СВАРОГ
Сварог – повелитель
Вселенной, властитель огня, кузнечного дела,
семейного очага.
Небесный кузнец и великий воин.
Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом.
Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо.
Слайд 25ДАЖДЬБОГ
Имя его означает - "дающий Бог", "податель
всех благ".
Славяне верили, что Даждь - бог ездит
по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых коней с золотыми крыльями.
Слайд 27(Символ -Солнечный диск.
Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного
лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он — веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака и прилежно обслуживается придворными и очень красивыми девами. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем. Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят, что землетрясения — знак плохого настроения пары.
Слайд 28
. О Дажьбоге – Солнце – говорили как о первом правителе,учредителе
календарного счета дней, законодателе. Дажьбог зображался летящим на колеснице, в которую запряжены грифоны - собаки с птичьими крыльями, спутники богов плодородия, в руках бога – ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника.
Даждьбогу прислуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя открывает дворцовые ворота утром.
Зоря Вечерняя закрывает их вечером. Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудны хлошадей Даждьбога.
Слайд 29Хорс -
бог Солнца
Сын Сварога.
Супруг Зари-Зареницы. Вместе с другими
богами освобождал Перуна из заточения.
Слайд 30Языческий храм восточных славян
Дажьбог был богом
солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом Солнца был Хорс. Представление о том, что солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим народам;
Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец –
хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать
зажжённые колеса, также символизировавшие светило.
Слайд 32Языческий храм восточных славян
Спутником богов солнца и
плодородия был Семаргл (Симорг) – крылатый пёс,
охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. Символ – Мировое дерево. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле –защитнике посевов – как о
чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз.
Слайд 33
Ярило – бог весны и веселья. Священные животные и растения- пшеница,
зерно. Веселый Ярило —покровитель весенних растений. Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы и шкивами зерна. Он представле нсоломенным идолом. Мати-Сыра-Земля — его жена. Бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, он был одновременно и прекрасным и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде ,в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой в другой. Яриле, как богу смерти и воскрешени яприносилась в жертву молодая овца, кровью которой окроплялась пашня, дабы сделать урожай более обильным
Слайд 34Ярило - ярый бог пробуждающейся природы и вешнего света. Ярила знаменовал
торжество плодотворящей любви. Ярила давал хороший урожай, здоровое потомство, он изгонял зиму и холода. После прихода весны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянется к солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной Лады. Ярило, растопляя снега, живит матушку – землю талой водой. Ярило - солнце в образе молодого, полного сил жениха скачет на коне к своей Ладе. Спешит создать семью и народить детей (урожай, детенышей зверей, птиц, рыб и т.д.). К летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им и любит его.
Слайд 35СТРИБОГ
Стрибог - бог ветра. Стрибог может вызвать и
укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим.
Стрибога молили так же мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».
Слайд 37МОКОШЬ
Мокошь - Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе,
а также покровительница женских рукоделий - на Земле. Попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности
и достатку в доме.
Связана с Землей и Водой.
Слайд 39Лада - мать богов, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, урожая,
плодородия.
Богиня Земли.
Лада связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства.
Слайд 40Леля была единственной и любимой дочерью Лады. В славянской мифологии это
богиня весны, первой зелени, цветов, нежности и юных девушек. Отсюда и пошло слово "лелеять", значит относиться- бережно.
Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах и будущем урожае.
Леля – богиня незамужних девушек,богиня весны и первой зелени. Ее имя встречается в словах связанных с детством: “ляля”, “лялька” - кукла и обращение к девочке; “люлька”;“лелеко» – аист, приносящий детей; “лелеять” – заботиться о маленьком ребенке. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей
молодой зелени),водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка-«Леля» одаривала подруг заранее приготовленными венками.
Слайд 43Купала – бог лета, веселья, любви
Купала – бог лета, веселья, любви
Купала
– бог лета, веселья, любви
Слайд 44Морена ( Марена) – богиня мира мертвых (ее имя имеет общий
корень со словом смерть и мор) и плодородия земли.
разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай . Морена следила за умиранием и воскрешением природы в течение всего года. Но со временем ее роль стала проще: Марой, Моржаной или Мореной славяне стали называть соломенное чучело, которое наряжали в женскую одежду и насаживали на шест. Это чучело представляло собой зимнюю стужу, а на масленицу его разрывали и разбрасывали по полям или же сжигали, чтобы следующий урожай был богатым.
Слайд 453 этап
Официальных культов было два: культ Перуна и культ Велеса. Теперь
Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а Велес, почитание которого было повсеместным, в пантеон не попал. Новые идолы поставлены не в отдалении "на холме", как стоял Перун во времена Игоря, а непосредственно рядом с княжеским дворцовым комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение в узком придворном кругу, а "вне двора теремного", в самом центре киевской крепости
Слайд 46Перун — бог, повелевающий небесными явлениями (громом и молнией), бог-мироправитель, покровитель
князя и дружины (бог войны)
Слайд 47И кудри серебряные бога грома
взвихрены ветрами горными!
А за спиной его крылья
орлиные…
Слайд 48Велес – владыка мира мертвых. Велес – одновременно бог мудрости и
поэзии.
Слайд 49Бог торговли и зверей. Также известен как- Хранитель стад.
Символ- Сноп
зерна или зерно, связанное в узел. Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница, кукуруза. Волос — благосклонный бог,
который регулирует товарообмен и убеждается, что обещания держатся. Клятвы и договоры
приведены к присяге его именем. Когда Перун стал величайшим богом войны, он распознал, что, в отличие от Сварожича, ему нужна хладнокровная голова, чтобы посоветовать. В связи с этим, он привлек Волоса быть его правой рукой и советником.
Слайд 50С развитием у славян Земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по
прежнему богом мертвых . Еще со времен скотоводческого образа жизни славяне почитали Велеса как бога богатства. В древней Руси Велес был покровителем купцов. образ Велеса восходит к образу Медведя как могущественного божества, бог долго сохраняет черты зверя, представляется мохнатым. Соединение этих представлений о боге дает ключ к пониманию слова»волхв» – это языческий жрец, облаченный в звериную шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделен великой мудростью и поэтическим даром, - он могущественный маг и возможно пророк.
Слайд 51
Не счесть было богатств у Велеса — и под землей, и
на земле. Огромные стада коней, коров, свиней и овец паслись на зеленых лугах. И золота у бога было много, и плодов земных в кучи насыпано — видимо-невидимо, считано-несчитано. В народе прозвали Велеса «царем Змиуланом», ведь умел он и змеем оборачиваться.
Чем больше богател Велес, тем больше он завидовал небесным стадам Перуна. Какие справные коровы-тучи водились у громовержца, какие славные барашки-облака выгуливались по небесному своду!
Однажды обернулся Белес огромным змеем, согнал стада Перуна с небес и упрятал весь скот в свои подземные пещеры.
Не стало туч на небе, прекратились благодатные дожди, стала иссыхать мать сыра земля. Опечалились без дождя люди. Лишь Велес был доволен: «Теперь я богаче всех, никто со мной не сравнится!»
Разгневался Перун, узнав о похищении. Загрохотал он по небу на своей огненной колеснице, подъехал к пещере, где Велес-змей укрылся, и кричит: «Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу твою размечу!»
— А я от тебя спрячусь, — отвечает из пещеры Велес.
— Никуда от меня не уйдешь, везде тебя достану, — грозит Перун.
Слайд 52Перун побеждает Велеса-змея. Выскользнул Велес из пещеры, бросился прочь, а Перун за
ним — мчится на колеснице, молнии-стрелы мечет. Обернулся Велес человеком в косматой шубе, затем превратился в корову, а потом в коня. Но каждый раз узнавал его Перун по золотой отметине, точно поражал своими калеными стрелами. Спрятался Велес под дерево, а Перун то дерево в щепки разнес, укрылся хитрый змей под камнем — и его разбил бог-громовержец.
Бросился тогда Белее в воду и притаился на дне. «Вот там и сиди, там тебе и место», — вскричал Перун. Разбил он своими молниями ворота каменных пещер, выпустил стада-тучи на небо. Два дня шел теплый дождь. Напилась влаги мать сыра земля, вернулось на землю плодородие, обилие, богатство.
С тех пор люди стали почитать Перуна как главного бога, а Велес уже не смел из-под земли да из-под воды выходить.
Слайд 56Перунов день - 21 июля . Все мужчины, присутствующие на зачине,
обязаны иметь при себе оружие (нож, топор). Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней. После славлений Перуну, воины приступают к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие. В жертву приносится бык, а за неимением его петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец мажет кровью чело каждого воина, после чего те надевают на голову красные. Над жертвенным огнём освящаются воинские обереги.
Слайд 57После зачина начинается обрядовый бой «Перуна» с «Белесом», посвящённый победе Перуна
над Велесом (Перун побеждает Велеса и возвращает стадо небесных коров).По окончании боя воины несут ладью с дарами и ставят на краду. Старейшина, раздевшись, поджигает краду. После того, как костёр прогорит, воины насыпают над пеплом могилу и начинают тризну (обрядовые бои на могиле).
Затем совершается страва, на которой поминают всех павших Славянских воинов.
Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши.
Из напитков: мёд, красное вино, пиво, квас.
Слайд 58С громом небесным связана легенда о происхождении жемчуга. Славяне считали, что
он зарождается из отражения молнии, запечатленной в глазах моллюска-жемчужницы в момент, когда тот испуганно захлопывает створки раковины при виде грозы
Слайд 59Оружием Перуна первоначально были камни, в дальнейшем — каменные топоры и
наконец — золотая секира: Боги прогрессировали» вместе с людьми. Топору — оружию Громовержца — с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали. что тем самым будет «подсечена» и изгнана Смерть.
Слайд 60Топор крест-накрест перебрасывали через скотину, чтобы она не болела и хорошо
плодилась. Топором чертили над больным Солнечный Крест, призывая на помощь сразу двоих братьев-Богов. А на лезвиях топоров часто выбивали символические изображения Солнца и Грома. Подобный топор, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой нечисти, стремящейся проникнуть в человеческое жильё.
Слайд 61Громовый знак.
Символ Перуна — так называемый громовый знак, похожий на колесо
с шестью спицами. Учёные полагают, что древние люди использовали здесь форму снежинки, ведь святилища Перуна устраивались как можно ближе к тучам и Небу — на вершинах гор (во всяком случае, на самых возвышенных местах), где раньше всего появляется снег. Этот знак до сих пор можно видеть на избах старой постройки. Его резали и для красоты, и из чисто «практических» соображений — в качестве громоотвода
Слайд 62Дерево и цветок Перуна.
Есть у Перуна своё дерево — дуб, есть
и любимый цветок, который в Болгарии до сих пор зовут «перуникой». У него шесть лилово-голубых лепестков (громовый знак!), поросших золотистыми волосками (молния!). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы. Цветок этот очень красив, и мы зовём его ирисом — по-гречески «радужным», потому что различные сорта ирисов бывают самого разного цвета.
Слайд 64Животное Перуна
Перуну было посвящено животное — дикий тур, огромный, могучий лесной
бык.
Туры отличались размерами: бык достигал в холке почти двух метров — и ещё цветом: быки были чёрными, с белым «ремнём»—полосой вдоль хребта, а коровы-«турицы» — гнедыми (темно-рыжими с чёрными хвостами). Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. Хищные звери против него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка.
А 21 июля туры якобы сами выбегали из леса и позволяли себя заколоть для священного пира. Позже, когда люди прогневали чем-то Богов, туры перестали появляться, и по деревням специально откармливали жертвенных быков.
Слайд 67НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ КУЛЬТУРНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, НЕ ЗНАЯ ИСТОРИИ РОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, МНОГИЕ
КОРНИ КОТОРОЙ УХОДЯТ В ГЛУБИНЫ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА С ЕГО ДУХАМИ И БОГАМИ.
Слайд 68Интернет ресурсы
http://drevnerus.ru/wp-content/uploads/2010/07/svarog1.jpg - Сварог
http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/eugenio19.40/0_3b9ec_478019_L- Даждьбог
http://godsbay.ru/slavs/images/slav0751.jpg - Перун
http://2.bp.blogspot.com/_zJnqTwt9lsk/SeZRk5V6nQI/AAAAAAAAANs/OsEZV0ftp50/s320/strbog.jpg - Стрибог
http://www.lostcivilization.info/uploads/posts/2010-02/1265832505_veles_t.jpg - Велес
http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2009-06/1246171811_lelja.jpg
- Мокошь
http://godsbay.ru/slavs/images/slav17.jpg- Лада
http://i043.radikal.ru/0710/91/86e5c58ec679t.jpg- - Купала
http://www.supercook.ru/images-skazki-vypusk/vs-ivanov-3-15.jpg - Святилище
http://slavs.org.ua/img/paintings/ivanov/08t.jpg- Языческий храм
http://www.pagan.ru/slowar/i/zbridol000th.gif - Идол
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/1%2862%29.jpg- Жертвоприношение
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/Jrec-Chernoboga-2007.jpg - Кудесник
http://foto.rambler.ru/preview/r/1000x800/4a399921-985b-87f1-ffe2-1cab673e2e6b - Волхвы
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3//42/3/42003086_19935025_87vodyanoy.jpg -Водяной
http://i024.radikal.ru/1003/1c/dfff264e0213.jpg - Леший
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3//41/880/41880539_Domovoy.jpg - Домовой
http://oboiny.ru/wp-content/uploads/2010/12/96282_128259.jpg -Кикимора
Слайд 69
http://myfhology.info/monsters/barabashka.jpg- Барабашка
http://static.diary.ru/userdir/4/3/9/3/439320/17839898.jpg- Берегини
http://www.stihi.ru/pics/2010/11/10/6884.jpg - Ярило
http://niceworld.biz/wpcontent/uploads/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%B0.jpg –
Коляда
http://slavlib.ru/images/kolyadovanie_1.jpg - Коляда
http://pozdravimka.com/wp-content/uploads/2010/02/maslenica1.jpg -Масленица
http://www.vseminfo.ru/netcat_files/Image/ol/015_Olshanskiy_Noch_na_Ivana_Kupalu.jpg - Ивана Купала
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//71/535/71535987_beregini.jpg - Сёмик
http://rusfolklor.ru/wp-content/uploads/2009/06/1-300x240.jpg - Ильин день
http://www.artlib.ru/objects/gallery_84/artlib_gallery-42300-s.jpg- Яблочный спас
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//63/688/63688344_trip_22.jpg - Осенины
http://www.xrest.ru/images/collection/00171/354/original.jpg - Жар птица