Слайд 2«Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая
жизнь даёт спокойную смерть»
Леонардо да Винчи
Слайд 3Леонардо да Винчи (1452-1519г.)
Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо
да Винчи
Слайд 4Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, такой далекий и такой современный. Подобно
радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.
Слайд 5 Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году
15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно.
Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой.
Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии.
Слайд 6Пейзаж в окрестностях Флоренции (1473г. рисунок Леонардо)
Слайд 7Дом, где жил Леонардо с отцом.
Воспитывался Леонардо в доме отца. Его
образование было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь.
Его почерк удивителен. Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.
Слайд 8Андреа Дель Верроккио
(1435-1488)
Отец заметил дарования сына в
искусстве, отобрал несколько его рисунков, отнес их известному художнику Андреа Верроккио, который был его большим другом.
Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках Леонардо, Андреа Верроккио принял мальчика в свою мастерскую.
Слайд 9Картина Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478
«Мадонна с цветком. (Мадонна Бенуа)»
1478 г.
Слайд 10 Портрет Жиневры де Бенчи
1474-1476
Слайд 11Правитель Милана
Лодовико Сфорца
К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако
в 1482 он переехал в Милан.
Он приглашен в коллегию герцогских инженеров в качестве архитектора, гидротехника, инженера гражданских сооружений и конструктора военных машин.
Леонардо предложил правителю Милана свои проекты «очень лёгких и прочных мостов», «пушек, мортир и лёгкого вооружения новой удобной формы, сильно отличающегося от всего известного; вооружённых повозок, неуязвимых и неприступных».
Слайд 12Санта Мария делле Грацие
Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная
вечеря, которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение
А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.
Слайд 13Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня».
Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига.
Слайд 15Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им
за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол.
Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку.
Слайд 16Картина «Дама с горностаем». 1483-90
Слайд 19Картина «Иоанн Креститель». 1513-16
Слайд 23 «Мона Лиза (Джоконда)». 1503-1504
Жена флорентийского купца изображена по пояс, в
легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу и так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины.
Слайд 24Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не
имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию.
Леонардо советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь.
Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.
Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится.
Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше.
Слайд 25Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество
жизни. Окончить - значит убить!
Медлительность творца была притчей во языцех. Он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде.
Почти каждое из его значительных произведений незавершено. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял.
У Мастера был особый состав, с помощью которого он на готовой картине, будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.
Слайд 26Наконец, Леонардо достиг старости; проболев многие месяцы и, чувствуя приближение смерти,
стал усердно изучать все, что касалось религии, истинной и святой христианской веры.
Король Франциск I имел обыкновение часто и милостиво его навещать.
У Леонардо, говорившем как он грешен перед Богом и перед людьми тем, что работал в искусстве не так, как подобало, случился припадок.
Франциск I, поднявшись с места, придерживал ему голову, дабы этим облегчить страдания и показать свое благоволение.
Кло-Люсе, место смерти Леонардо
Слайд 27Энгр "Франциск I у постели умирающего Леонардо".
Слайд 28Могила Леонардо
Памятник Леонардо да Винчи в Милане
Слайд 29Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз.
На могильной плите
была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Слайд 30Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором,
но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.