Слайд 1КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
1917 – 30-ые гг
Слайд 3В 20-е г.в начала складываться «пролетарская культура». «Пролеткультами называли просветительские организации,
которые охватил около 400 000 человек и ставили задачу сформировать новую культуру.
Этот процесс получил название «культурная революция».
В 1920 г. возникает Театр рабочей молодежи(С.Эйзенштейн, И.Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин).
В 1925г.-соз- дается Российская ассоциация пролетарских писа-телей.Ей передали ряд цензорских функций.
Слайд 4Анатолий Луначарский – первый народный комиссар Просвещения ( с 1917 по
1929 гг)
После Кронштадтского мя-тежа большевики усили-ли контроль над духов-ной сферой жизни обще- ства.В августе 1921 г.бы -ла «разоблачена» Пет-роградская боевая орга-низация.По обвинению в принадлежности к ней были расстрелянв Н.Гу-милев,М.Тихвинский и др.деятели науки и куль-туры.В 1922 г.из страны выдворили 160 ученых- Н.Бердяева,С.Булгакова, А.Кизеветтера,П.Сороки на и др.
Слайд 5В 1919г.совнарком принял декрет о борьбе с безграмотностью.Все люди воз-расте от
8 до 50 лет должны были обучиться грамоте на родном, или русском языке , для этого по всей стране были созданы специальные школы.
Слайд 6В учебных заведениях были отменены старые учебники, обучение проводилось по новым
стандартам. Модернизировалась вся структура образования. Принятая в 1918 г Конституция гарантировала бесплатное образование.
При поступлении в ВУЗы преимуществом пользовалась беднота.
Для того чтобы рабочие и колхозники могли учиться в ВУЗах при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспе-чивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.
Слайд 7Литература
После революции продолжали работать такие уже известные литераторы как С.Есенин («Москва
кабацкая», «Черный человек»), А.Блок (поэма «Двенадцать»)
Слайд 8Появилась плеяда талантивых писателей-М.Шолохов, К.Тренев, И.Бабель,
А.Фадеев, Д.Бедный, Д.Фурманов
и др.
В живописи
на первый план вышло искусство агитационного плаката
(В. Дени,Д.Моор)
Слайд 9Не приняли идеи революции такие деятели культуры как писатели З.Гиппиус, Бунин,
Куприн; художник Кандинский ; оперный певец Шаляпин; композитор Рахманинов
Оставшиеся на родине деятели Серебряного века оказывались в сложном положении. Некоторые (Н.Гумилев) были репрессированы или их творчество преследовалось гонениям (сатирические рассказы М.Зощенко, Анна Ахматова (на снимке) ,
детский писатель К.Чуковский, автор знаменитого «Мойдодыра» и «Мухи-Цокотухи», М.Булгаков («Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Бег», «Дни Турбиных»)
Слайд 10
На фото : композитор С.Рахманинов , писатель М.Булгаков
В 1922 г. по
инициативе В.Ленина из страны одновременно было выслано 160 деятелей культуры, критикующих советскую власть. Этот процесс был названи «философский пароход»
Слайд 11М.Горького (А.Пешков) называли «пролетарским писателем». В 1921 г. он еузжает в
Италию, однако, в 1931 г возвращается на родину. Одобрял диктатуру Сталина. Его фраза «Если враг не сдается, его уничтожают» стала крылатой.
В.Маяковский стал революционным агитатором, работая в «Окнах РОСТа». Пишет пьесы «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф», поэму «Ленин». Писал и стихи для детей («Что такое хорошо ?») называли «пролетарскими писателями»
Слайд 12В 1922г.был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру всей печатной продукцией.
до 1925 г.
в культуре сох ранялась относительная духовная свобода. Пар-тийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии.
С возвышением Сталина в 1929 г.ситуация изменилась - началась идеологизация художественного творчества.
Слайд 13На снимках : ученые-биологи И.Павлов, И.Мичурин (внесли вклад в советскую науку
в 20-30-ые гг)
Большевики стремились привлечь к сотрудничес-тву знаменитых ученых, т.к. От их деятельности зависела обороноспособ-ность страны. Этим лю-дям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что работать надо на благо Родины и поэтому не разделяли идеологию большевиков.
Слайд 14И.Мечников (изучение иммунитета человека, создатель первой бактериологической станции)К.Тимирязев (создание новых сортов
растений), К.Циолковский (основоположник космонавтики)
Слайд 15В 1920-е гг. возникают многочисленные новые группировки художников , объединяющие как
художественную молодежь, так и маститых мастеров.
Ассоциация художников революционной России ста-вила задачу отображения «революционных буд-ней».
Студия М.Грекова работает над военной тема тикой,
А.Герасимов, И.Бродский-уделяли внимание «будням великих строек». И.Шадр,А.Матвеев тво-рили в жанре револю-ционной романтики. В.Татлин спроекти-ровал «Башню III Интерна-ционала», заложил основы современного индустри-ального дизайна.
Новые направления в изобразительном искусстве :
Модернизм
Футуризм
Авангард
Абстракционизм
Сюрреализм
Слайд 16«ЛЕФ» - «Левый Фронт» ( Л.С. Попова, А.М. Родченко, В.Ф.
Степанова, В.Маяковский)
Слайд 17
Родченко А. М. ,
Л. С. Попова.
Главным лозунгом конструктивистов
стало революционное преобразование жизни, поиск новых принципов конструирования жизненной среды.
Слайд 18АХРР (Ассоциация Художников Революционной России)
Ф.С. Богородский,
А.М. Герасимов,
И.И. Бродский,
Б.В.
Иогансон
Слайд 19Ф. С. Богородский «Беспризорники» и «Фотография»
Слайд 20А.Герасимов
«Ленин на трибуне»
«После дождя»
Слайд 21Агитационные плакаты первых лет советской власти
Слайд 22Художник Д.Моор – создает самый известный плакат периода Гражданской войны «Ты
записался добровольцем ?»
Слайд 23М.Греков - художник-самоучка, участник Гражданской войны. Прославился как художник-баталист, изображающий военные
события.
Слайд 24Кузьма Петров-Водкин - «Петроградская Мадонна» , «Тревога»
Слайд 25«Смерть комиссара» , «Утренний натюрморт»
Слайд 26И.И. Бродский
«В.
И. Ленин на фоне Кремля»
«Выступление Ленина на митинге рабочих Путиловского завода»
Слайд 28Игорь Грабарь – писал пейзажи, натюрморты, являлся директором Третьяковской галереи. Жил
и работал до 1960 г.
Слайд 29Константин Юон – художник - пейзажист
«Мартовское солнце» , «Утро в
Угличе»
Слайд 30Михаил Нестеров – до революции 1917 г увлекался религиозными исканиями. На
протяжении 20-30-ых гг создал много образов известных людей России.
«Скульптор В.Мухина» , «Портрет Льва Толстого»
Слайд 31Архитектор А.Щусев. Работал с конца 19 в до 1949 г.
1
-Казанский вокзал. Проект - 1913 год. Полностью завершён в 1941 году.
2-Храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле
3-Мавзолей на Красной площади
Слайд 32Конструктивизм – новое направление в архитектуре. 1920-ые гг. ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ :
Конструктивизм сложилось в прежде всего на базе кубизма и футуризма. Целью художников стало освоение и осмысление прогресса. Отвергая традиционные виды творчества, конструктивизм должен был создать новые бытовые вещи, изменить рекламу, орнамент тканей как прообразы будущего. Конструктивизм породил искусство дизайна.
Слайд 33КИНЕМАТОГРАФ
С.М.Эйзенштейн –
Кинорежиссер с мировым именем, создатель фильма «Броненосец «Потемкин», получившего международную
премию в 1925г. Фильм посвящен событиям революции 1905 г.
Слайд 35Театральное искусство
Большой театр в 20-е годы
Слайд 36Театр Революции. Позднее был переименован в театр Маяковского
1922-1924гг. - театром руководил
Всеволод Мейерхольд – сторонник революционного обновления искусства. Поставил пьесы Маяковского «Баня», «Клоп». При Сталине был репрессирован.
Слайд 37Евгений Вахтангов – еще один театральный новатор. Увлекался конструктивизмом, ставил авангардные
пьесы. Одна из самых известных «Принцесса Турандот». Создал театр, носящий ныне его имя.
Слайд 38Борьба большевистской власти с религией.
Борьба с религией была вызвана аттеистическими воззрениями
партийных лидеров и стремлением убрать конкурента из духовной сферы.
В 1918 г.школа была отделена от церкви, а церковь -от государства. Началось закрытие храмов и монастырей и конфис-кация их имущества.
Однако - Ленин восстановил патриаршество, но патриарх Тихон занял антисоветс-ую позицию,что обострило отношения церкви и государства.
Слайд 39Взрыв Храма
Христа Спасителя
В 1922 г. имущество церкви было реквизировано в фонд
борьбы с голодом.
Это привело к выступлени- ям верующих.В ответ власть перешла в наступление.
Весной 1922 г.в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены , а Тихон посажен в тюрьму .
В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Петр , взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки.
Слайд 40
К рубежу 1920-1930-х годов нереалистические направления были запрещены полностью; некоторые художники
уехали в другие страны; иные были репрессированы или, поддавшись жестокой неизбежности, оставили авангардные поиски.
Слайд 42Образование
1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г.- к
се-милетке . В школу возвратились уроки, твердое расписание, отметки и т.д.Были созданы новые программы и учебники. В 1934 г. Было восстановлено преподавание истории и географии , а затем и другие дисциплины.
Слайд 43В стране было открыто 20 тыс новых школ. В к. 30-х
гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся.
По переписи 1939 г. грамотность составила 87 %. Развивались среднее специальное и высшее образование.
По числу учащихся и студен-тов СССР вышел на 1-е место в мире .Тираж книг составил 700 млн экземпляров. Они выходили на 110 языках народов СССР.
Слайд 44Наука
Развитие науки в СССР шло под идеологическим прессом. Несогласные с официальной
идеологией подвергались травле и репрессиям .
В биологии группа во главе с Т.Лысенко подвергла травле советских генетиков - Н.Вавилова, Н.Кольцова, А.Серебровского.
Свои действия Лысенко объяснял защитой дарвинизма и мичуринской теории.
Многие генетики были репрессированы, а сама генетика запрещена.
Слайд 45
С.Вавилов, Н.Кольцов, А.Серебровский
Слайд 46
физики - А.Иоффе и П.Капица
Представители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов.
Физики : С.Вавилов (оптика), А. Иоффе (физика крис-таллов), П.Капица (мик-рофизика) , И.Курчатов (ядерная физика) .
Химики : Н.Зелинский,
С. Лебедев сделали открытия в области получения искусственных веществ и органических продуктов.
Слайд 47В. С. Пустовойт
Мирового признания добились биологи-
Н. Вавилов , В . Пустовойта
.
Развитие в этот период приобрели геология и география . Это было связано с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока.
Были открыты новые залежи полезных ископаемых : нефти в Поволжье, угля в Подмосковье и Кузбассе , железа –на Урале
Слайд 48Губкин Иван Михайлович— русский учёный-геолог, основатель советской нефтяной геологии.
Александр Чижевский
впервые в мировой науке установил роль отрицательно заряженных ионов кислорода воздуха в обеспечении жизненных процессов и предложил лечебные мероприятия с использованием ионизации
Слайд 49Папанин Иван Дмитриевич - советский арктический исследователь, контр-адмирал (1943), дважды Герой
Советского Союза (1937 и 1940). В 1937—38 возглавил первую дрейфующую станцию «Северный полюс»
Слайд 50Легендарный беспосадочный перелет Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку. В
экипаж входили также летчики Георгий Байдуков и Александр Беляков
Слайд 51Владимир Вернадский – основоположник нескольких наук – радиогеологии, геохимии и биогеохимии.
С 1919 г – первый президент Академии Наук. Создал учение о ноосфере. Занимался научной деятельностью с конца 19 века до 1945 г.
Слайд 52Художественная культура
В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыслия в художественной культуре
Отныне искусство должно следовать одному направ-лению - социалистическому реализму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в представлении партийных вождей . Искусство стало насаждать мифы и создавать иллюзию, что счастливое время уже наступило.
Слайд 53Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф Документальная хроника освещала
в нужном свете текущие события.
В 1931 г. в СССР был поставлен 1-й звуковой фильм- «Путевка в жизнь».
Особой популярностью пользовались историчес-кие ленты – «Чапаев»,
«Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме.
Слайд 54Накануне войны появилась целая серия патриотических лент «Александр Невский» , «Петр
I», «Минин и Пожарский».
Слайд 55Особой популярностью у зрителей пользовались музыкальные ленты-
«Волга-Волга», «Веселые ребята», «Свинарка
и пастух», «Сердца четырех» и др.
Начал складываться детский кинематограф-
«Тимур и его команда», «Золотой Ключик», «Белеет парус одинокий».
Наиболее известными режиссерами были - С.Эйзенштейн , Г.Александров ,И.Пырьев, В.Пудовкин.
Слайд 56Любовью зрителей пользовались актеры : Л. Орлова, Л. Целиковская, В. Серова,
М.Жаров, Б. Бабочкин, М.Ладынина
Слайд 57И.Дунаевский
и В.Лебедев-Кумач.
Развитие музыки было связано с именами
С.Прокофьева, Д.Шостаковича,
Т.Хренникова, И.Дунаевского.
При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей , поэтому жесткой критике подвергся Д.Шостакович.
Своего расцвета достигло песенное творчество . Произведения И.Дуна-евского, Б.Мокроусова, М.Блантера, знала вся страна.
Слайд 58В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника , а идейная
направленность сюжета, соответствие принципам социалистического реализма.
Его классиком стал Б.Иогансон, чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена всевоз-можными наградами .
В этом стили работали
А. Дейнека, Ю.Пименов, М.Нестеров.
В жанре пейзажа смогли утвердиться М.Сарьян,
П. Кончаловский , А. Лентулов.
Слайд 59Б.Иогансон
«Рабфак идет»,
«На старом Уральском заводе»
Слайд 60И.Бродский : «Ленин в Смольном» , «Портрет Сталина», «Выступление Ленина перед
рабочими Путиловского завода»
Слайд 61И.Бродский «Опавшие листья», «Аллея Летнего сада осенью»
Слайд 62П . Кончаловский : «А.Н.Толстой в гостях у художника» , «Портрет
В.Э.Мейерхольда»
1937
Слайд 63Герасимов С.
«Колхозный праздник», «Белое море . Вечер»
Слайд 65Александр Дейнека : «Донбасс», «Оборона Петрограда», «Будущие летчики»
Слайд 66Юрий Пименов «Новая Москва» ,
Константин Юон «Утро индустриальной Москвы»
Слайд 68Скульптор Иван Шадр (Иванов) – «Девушка с веслом» ,
«Булыжник –
оружие пролетариата»
Слайд 69Скульптор Сергей Коненков –
портреты А.Чехова и Ф. Достоевского
Слайд 70Скульптор Вера Мухина. За скульптуру «Рабочий и колхозница» получила золотую медаль
на международной выставке. Скульптура была выставлена на ВДНХ в Москве.
Слайд 71Архитектор Алексей Щусев - Гостиница «Москва». Здание НКВД (ФСБ)
на Лубянской площади
Слайд 72В Москве строится архитектурно-парковый комплекс, демонстрирующий достижения народного хозяйства СССР -
ВДНХ
Слайд 73Строгая цензура наложила отпечаток на качество ли-тературы. Из печати выходило много
произведений - однодневок. Тем не менее в этот период творили многие талантливые писатели. М.Горький пишет «Жизнь Клима Самгина», «Егор Булычев и другие». А.Толстой заканчивант «Хождение по мукам» и начинает работу над романом «Петр I».
Огромный вклад в историю литературы внесли М. Шолохов, В.Каверин, А.Платонов Н.Погодин и др.
Алексей Толстой – возвращается из эмиграции в Россию. Помимо взрослых серьезных произведений создавал и произведения для детей. Автор «Приключение Буратино»
Слайд 74Михаил Шолохов пишет «Тихий Дон»( о событиях на Дону в период
Гражданской войны и «Поднятая целина» ( о создании колхозов)
Слайд 75Популярной была тема революции и Гражданской войны.
А.Фадеев пишет «Разгром»,
Н.Островский «Как закалялась сталь»,
М.Горький – роман «Мать», А.Серафимович – «Железный поток»,
Д.Фурманов – «Чапаев» (На фото – А.Фадеев и Д.Фурманов)
Слайд 76Сталинская диктатура наложила особый отпечаток на творчество деятелей культуры. Большое количество
их было репрессировано. Деятели культуры были поставлены в жесткие условия. Инакомыслие пресекалось.
Слайд 77Театр
В к. 20-х гг. на сценах со-ветских театров начинают утверждаться пьесы
советских драматургов .
«Человек с ружьем» Н.Пого-дина, «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, «Таня» А.Арбузова – составили «золотой фонд» репертуара многих театров.
По всей стране с успехом шли пьесы М.Горького.
Приобщение советских людей к культуре шло благодаря быстрому росту числа театров, музеев, филармо-ний, би блиотек. По всей стране проводились смотры талантов.
Б.Щукин в роли Ленина
В спектакле по пьесе Н.Погодина
«Человек с ружьем»
Слайд 78В 1934 г. состоялся Первый Съезд советских писателей, на котором М.Горький
призвал авторов работать в рамках «социалистического реализма» и провозгласил создание Союза писателей.
После 1932 в СССР разделение искусства на “официальное” и “неофициальное” окончательно закрепилось после разгона всех художественных группировок и началом образования единого Союза художников, Союза писателей, поставленных под строгий идеологический контроль. В “подполье” оказались все направления, не отвечающие канонам социалистического реализма: как авангардистские, так и более традиционные,
С момента запрета группировок социалистический реализм был объявлен обязательным методом отражения реальности. Социалистический реализм, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения “основного метода” литературы, искусства и критики, который “требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии”