Слайд 1РУССКОЕ ИСКУССТВО
14-17 ВЕК
Кузнецова Л.В.
Слайд 2Архитектура
Соборы московского кремля:
Архангельский
Благовещенский
Успенский
Колокольня Ивана Великого
Собор Василия Блаженного
Слайд 3Соборная площадь
Нынешний облик площади сложился в течение 16 века.
Здания Соборной площади
строились с участием итальянских зодчих, поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения.
С Соборной площадью связано множество исторических событий:
в Грановитой палате принимались иностранные послы, проходили Земские Соборы.
В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров,
а Архангельский собор служил им усыпальницей.
Слайд 5Успенский собор
Сооружён в 1475 – 1479 г.под руководством итальянского зодчего Аристотеля
Фиорованти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.
Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 17 веке собор был расписан заново, старые росписи не сохранились.
Храм многократно страдал от пожаров, многократно обновлялся и реставрировался. В 1547 г здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.
В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
В 1812 г. собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду.
Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 г., после переезда сюда правительства РСФСР.
Слайд 7Благовещенский Собор
Построен в 1489 году псковскими мастерами на месте старого собора.
В 1572 г. к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.
Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 г. художником Феодосием, сыном Дионисия. Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 г. Андреем Рублевым и Феофаном Греком.
До 18 века являлся домовой церковью Московских государей.
Слайд 9Архангельский собор
Собор был сооружён в 1505 – 1508 гг. под руководством
итальянского зодчего Алевиза Нового. С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей.
Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи).
Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения
В соборе находятся фрески 15-16 веков, а также деревянный иконостас с иконами 17-19 веков.
Служил усыпальницей русских царей и императоров.
Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского.
Слайд 11Колокольня Ивана Великого
Церковь в московском Кремле высотой 81 метр.
В 1329 на
этом месте была построена Церковь Иоанна Лествичника. В 1505 церковь была разобрана, и на её месте Боном Фрязином была сооружена новая церковь. В 1532-1543 зодчий Петрок Малый с северной стороны церкви пристроил прямоугольную звонницу с храмом «Вознесения».
В 1600 году при царе Борисе Годунове к двум ярусам колокольни Иоанна Лествичника был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни:
"Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича / всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя / Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их ".
Вплоть до конца 19 века, когда был построен Храм Христа Спасителя, колокольня Ивана Великого оставалась высочайшим сооружением в Москве.
В 1812 французы взорвали пристройки у Ивана Великого, которые впоследствии были отстроены, но в ином виде. Всего на ней 34 колокола: Успенский — самый большой, далее — Реут, или Ревун. Другие колокола: Медведь — древнейший (1501), Татарин, Лебедь, Голодарь, Корсунский и проч.
Слайд 12Шатровый стиль
Появился в русской архитектуре в 16 веке.
Прообразом были деревянные церкви
русского севера.
Крестово-купольная церковь в верхней части превращается в восьмигранник и завершается устремленным ввысь шатром.
В середине 17 века патриарх Никон запретил строительство шатровых церквей как неканоническое.
Слайд 13Церковь Вознесения
в Коломенском
Слайд 15Собор Василия Блаженного
Покровский собор был построен в 1555-1560 годах по приказу
Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.
Создатели собора - Барма и Постник .
Куполов всего 10. Девять куполов над храмом и один купол над колокольней.
Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань.
Все эти восемь церквей увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божьей Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
В 1588 г. с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название
Собор неоднократно реставрировался. В 17 веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
В 1929 г. закрыт, были сняты колокола. Вновь начал использоваться для богослужения с 14 октября (праздникПокрова) 1991 г..
Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы и России.
Слайд 16Грановитая палата
Построена
в 1487 — 1491 году по указу Ивана III
итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Слайд 17Стены московского Кремля
Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под
руководством итальянских зодчих, в частности,
Пьетро Антонио Солари
Слайд 18Теремной дворец
построен в 1635—1636 годах по приказу царя Михаила Романова мастерами
Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Ларионом Ушаковым. Это первые каменные покои в царском дворце.
Слайд 19Церковь Покрова в Филях.
Московское барокко
Слайд 20Живопись
Иконы
Фрески
парсуны
Художники:
Феофан Грек 1340 — около 1410
Андрей Рублев 1375/80- 1428
Дионисий 1440—1502
Слайд 21Андрей Рублев
Родился около 1340-1350 г.
Монах Спасо-Андроникова монастыря.
Ему присущ свой индивидуальный
русский стиль.
Участвовал в росписи Благовещенского, Успенского соборов в Москве, Успенского собора во Владимире
Воплотил возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
В конце XIV — начале XV веков Рублёв создал свой шедевр — икону «Троица» (Третьяковская галерея). Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублева в древо жизни. Гора воплощает святость Троицы, а дом — Божие Домостроительство. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий Вифлеемскую звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.
Слайд 27Симон Ушаков.
Спас Нерукотворный
Слайд 28Парсуна –портрет, произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи
Скопин-Шуйский
Иван
Грозный
Слайд 29Литература:
«Задонщина» к. 14 в.
«Сказание о Мамаевом побоище» - 15 век
Епифаний Премудрый.
Жития святых. 15 в.
Афанасий Никитин. «Хождение за три моря» - 15 век
«Повесть о Фроле Скобееве» - 17 в.
Слайд 30Афанасий Никитин
Памятник Никитину в Твери
Слайд 31АФАНАСИЙ НИКИТИН
Родился около 1433 г., в семье крестьянина Никиты; прозванье его
было Майков. Совершил путешествие в по Персии, Индии и Турции.
Первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.
Отправившись из Нижнего Новгорода в свите ширванского посла, Никитин был ограблен астраханскими татарами в устьях Волги, не захотел с пустыми руками возвращаться в Русь, где у него были долги, и решился пробраться в Индию с дорогим жеребцом, которого он надеялся выгодно продать там, и, накупивши надобных на Руси товаров, возвратиться в отечество. Но он ошибся в расчёте:
Кроме обманутых надежд относительно торговых выгод Никитин подвергался большим опасностям:
Никитин описывает роскошь южной природы, пышность владельцев и вельмож, великолепие дворцов их, бедность сельского народа, легкую одежду жителей Индии, их легкие нравы.
Наконец Никитин выбрал путь — через Персию к Чёрному морю и далее в Кафу. До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском. Его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, её текст был внесён в Летописный свод 1489 г., был продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Записки были обнаружены Н. И. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря.
Слайд 32Театр.
Возник во второй половине 17 века при дворе Алексея Михайловича.
Иноземные пьесы.
После смерти А. М. прекратил свое существование.