Слайд 1Старооскольская национальная праздничная одежда
Слайд 2Русский национальный костюм —традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими
в повседневном и праздничном обиходе. В этом аспекте следует рассматривать многообразие её видов: сезонной, будничной или повседневной, праздничной, приспособленность к климату, хозяйственному укладу, семейному быту.
Слайд 3Своеобразие старооскольского народного костюма обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения
местности.
В нем проявились сходные черты, характерные как для общеславянской, так и для общерусской и южнорусской культур.Типично южнорусскими можно считать преобладание черного цвета в понёвах и сарафанах, их яркая декорировка ярусами лент и ковровой вышивкой, многосоставные головные уборы.
Слайд 4Орнамент
Орнаментальное искусство, основа основ народного творчества, достигло своего наивысшего развития
в старооскольском костюме.
Слайд 5В колорите старооскольской вышивки преобладал красный цвет, традиционным было также сочетание
черного и красного цветов.
Вышивка же черной шерстью, распространенная в восточных районах Старооскольской области, уникальна как для русской одежды, так и для русского костюма в целом.
Слайд 6Понёва — одна из самых древних деталей русского костюма.
Понёва, в
отличие от более поздних видов одежды, имела ритуальное значение. Она символизировала совершеннолетие и надевалась в момент половой зрелости, давая понять окружающим, что девушку можно сватать.
Слайд 7Поневы в с Роговатое
Только замужние женщины имели право носить понёвы, которые
надевали поверх рубахи.
Основной цвет понев - красный, однако в каждом селе со своими оттенками. Зеленые, темно- синие, бордовые полосы обозначали дороги. А черные окна квадратов символизировали участки поля, по размеру которых судили о наличии у крестьян земли.
Первая понёва – красная, для женщин до 40 лет, самая красивая и богатая «по полотну». От 40 лет – голоклетка. А понёвы для пожилых назывались старушечьи полосы. Чем меньше зелёных полос было на понёве, тем старше женщина. Понёву «об одной зелёнке» носили женщины 70-80 лет.
Слайд 8Вышивали поневы такими швами, как роспись, набор, счетная гладь. Каждая женщина
имела до 10 и более понев.
Слайд 9Пояс
Понёвы , сарафаны подпоясывались длинными полосатыми домоткаными поясами. Их старались
украсить вышивкой, кружевом, лентами, блестками.
Однотонные и узорчатые, украшенные кистями, бахромой, парчой, бисером, пояса служили дополнительным цветовым акцентом как в женском, так и мужском костюме.
Слайд 10Головной убор
Одна из самых интересных и загадочных составляющих народного костюма
— головной убор. Всевозможные виды кокошников и сорок, бытовавших в старооскольских селах.
Слайд 12Головной убор невесты с Роговатое
Свадебный головной убор невесты, состоящий из рожек,
кички и самой оправы
После венчания в церкви девушке надевают оправу и прикидывают рожки. Из одной девичьей косы ей делают две, завязывают их крест-накрест и укладывают в виде рожек. И голова покрывается платком-повязкой и косынкой.
Слайд 13 Использование символического изображение рожек в головном уборе вошло в русскую
культуру с языческих времен. Женщина , в представлении древних народов являлась олицетворением лунной стихии. Наличие так называемых рожек - месяца на голове,свидетельствовало о связи их обладательницы с космосом. По одной версии, от этих рожек и пошло название села Роговатое.Отголоски этой традиции наблюдаются и в наши дни, когда женщины покрывая свою голову платком, завязывают узел на затылке, тем самым на макушке создается архаичный образ рожек
Слайд 15Характерные особенности
Первая черта костюма -конструктивность. Это предельная простота, доступность в
изготовлении.
Слайд 16Вторая черта костюма — непревзойдённая декоративность. Она достигалась путём комбинирования тканей
разного качества и цвета, наличия вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения.
Слайд 17Третья черта костюма –комплексность костюма, преимущественно женского, связана не только с
социально- бытовыми факторами, но и с возрастными традициями: девочка, девушка, невеста, молодуха, замужняя женщина зрелого и преклонного возраста, старуха.
Слайд 18Повседневный детский костюм
Для мальчиков и девочек рубаха выглядела одинаково в полотняная
косоворотка длиной до пят. Матери всегда украшали детскую рубаху вышивкой. Все узоры обладали оберегающими смыслами. Как только дети переходили в новый этап, им полагалась первая рубаха из новой ткани. В три года, первая рубаха из новины.
Слайд 19Признак народного костюма — его комплексность, отражённая во всех регионах Белгородского
края: комплекс поневный, с андараком, сарафанный и парочка .
Слайд 20Белгородский костюм
Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов,
украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех народов.
Слайд 21Костюм праздничный женский.
Белгородская область,
Алексеевский район,
с. Подсереднее .
Слайд 22Праздничный костюм
В русских селах в праздничные дни мужчины надевали черные поярчаттые
шляпы с небольшими полями и высокой тульей, которые украшали золотой или серебряной нитью, лентами, цветами.
Праздничный костюм девушки считался неполным, если она не прикрыла шею и грудь жерёлком, гайтаном, бусами, цепочками – разными «украсами».
Слайд 23Свадебный костюм
К женскому свадебному костюму приобретали ожерелья, низанные из круглых перламутровых
зерен, часто дополненные серебряными монетами, и серебряные серьги. Головной убор дополнялся букетами бумажных цветов, лентами.
Нарядность мужской рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.
Слайд 24Нарядность мужской рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом.
Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов.
Слайд 25Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани
Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках
из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.