Слайд 1
РЕФОРМАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВЕКА
МБОУ Верхнесоленовская СОШ
Учитель истории
и обществознания Семикин Андрей Андреевич
Слайд 2Актуальность темы урока
Религиозные конфликты отмечены в истории развития всех религий,
они влекут за собой расколы, ереси, образование радикальных сект и религиозные войны.
Религиозные войны во французском обществе и государстве во второй половине XVI века актуальны и для современной эпохи, ведь до сих пор проблемы толерантности и веротерпимости, сглаживания межконфессиональных конфликтов волнуют наших современников.
Слайд 3 Цель урока - показать учащимся, что толерантность каждого
человека может помочь в предотвращении религиозно - политических конфликтов.
Задачи урока:
рассмотреть ситуацию во Франции накануне религиозных войн;
выявить основные причины послужившие началом религиозно-политических конфликтов;
исследовать основные этапы и хронологию религиозных войн во Франции;
проанализировать последствия религиозно-политических конфликтов в истории Франции;
проследить связь религиозных конфликтов во Франции второй половины XVI и в современном мире.
Цель и задачи урока
Слайд 4Франция накануне религиозных войн
К 1561 году численность протестантов
разрасталась, в городах (Париж, Руан, Орлеан, Ним и других), также в южной части Франции.
Генрих II организовал подавление гугенотов. В 1547 года Парламентом была «Огненная палата», нацеленная на преследование протестантов.
Страна переживала экономический спад, что вызывало в первую очередь разорение народа. Обнищание народных масс способствовало обращению народа к протестантской вере.
Заключение Като - Камбрейзийского мира высвободило большое количество дворян, лишившихся жалованья. Общий кризис в стане разорял дворян и приводил на сторону протестантов, добавив к религиозным требованиям политическое направление и военную защиту.
Слайд 5Причины послужившие началом религиозно-политических конфликтов
Недовольство французского народа в
разных сферах жизни было основной предпосылкой к началу гражданских войн.
Народные массы возмущены бедностью;
буржуазия экономическим упадком хозяйства, не дающим благоприятных условий для обогащения;
дворянство лишением привилегий и налогами;
аристократы недовольны централизованной властью и отстранением от политических дел;
католики ненавидели протестантов, протестанты католиков; назревала реформация церкви, но церковь отстаивала свои права.
И все не довольны внутренней и внешней политикой королевской власти.
Слайд 6Религиозные войны во Франции
Процессы Реформации и Контрреформации во Франции второй половины
XVI века приняли форму религиозных войн, начавшихся в 1562 году и продолжавшихся в течение почти сорока лет, и завершившиеся Нантским эдиктом 13 апреля 1598 года.
К завершению политико-религиозных конфликтов Франция оказалась на грани национальной катастрофы ведущей к потере независимости, но продуманная, не всегда честная политика Генриха IV Бурбона, смогла удержать страну и начать ее восстановление.
Слайд 7В религиозных войнах во Франции участвовали все слои населения: дворянская аристократия,
крупное и среднее дворянство, богатые купцы и банкиры, профессиональные солдаты, широкие слои горожан, сельское население южных и юго-западных областей Франции, где преобладало протестантство. Особую роль в религиозных войнах сыграло население Парижа, поддерживающее Католическую лигу и входившее в Парижскую лигу.
Для дворян и политической элиты деление на гугенотов и католиков зачастую носило второстепенный характер, религиозный вопрос использовался как тактический прием. Дворяне католики и протестанты меняли свое вероисповедание в зависимости от необходимости решения политических вопросов.
Слайд 8
Первый этап религиозных войн
На первом этапе (1562 - 1570) годы
войны были направлены на религиозные противостояния и на привлечение королевской власти на свою сторону.
В 1570 году между католиками и протестантами во имя единства Франции, заключен Сен-Жерменский мир, временно приостановивший вражду и дающий гугенотом свободу исповедания и возможность участвовать в решении государственных вопросов.
Гаспар де Колиньи Карл IX (1550-1574)
(1519-1572)
Слайд 9Варфоломеевская ночь
Переломный момент в борьбе католиков и протестантов - Варфоломеевская ночь
24 августа 1572 года.
На фоне приведения в исполнение политических и личных целей, Екатерины Медичи и католической элиты, произошел неконтролируемый всплеск религиозного фанатизма.
Слайд 10Последствия Варфоломеевской ночи были ужасающими и непредвиденными. «Полагают, что в Париже
погибли около 2 тыс. человек - гугенотская знать и члены их семей, парижане, подозреваемые в кальвинизме. Общее число погибших по всей Франции в погромах конца августа - начала сентября составляет не менее 5 тыс. человек»
Слайд 11 Второй период религиозных войн
Период войн с
1580 по 1594 год был охарактеризован не всегда логичными поисками Генриха III выхода из сложившейся ситуации, которые еще больше осложняли обстановку в стране.
В борьбу за трон вступает Генрих Наваррский, а от Католической лиги выдвигается - кардинал Бурбон.
После смерти Генриха III, и очередной смены веры с протестантской на католическую - Генрих Наваррский в сложной борьбе занимает трон 17 февраля 1594 года.
Генрих IV (1553-1610) Карл де Бурбон (1523-1590)
Слайд 12 Нантский эдикт, как итог религиозных
войн
Нантский эдикт от 13 апреля 1598 года, изданный Генрихом IV, привел к реформированию религии. Нантский эдикт был первой попыткой, позволяющей легально принять религиозные убеждения меньшинства. Для своего времени этот документ играл большую роль, как для Франции, так и для всей Европы в вопросе веротерпимости и мирному сосуществованию разных религиозных течений.
Католичество осталось господствующей религией, но гугеноты получили свободу вероисповедания и гарантированное право на участие во всех сферах жизни французского государства и общества. За ними остались крепости и собственная армия.
Слайд 13Итоги религиозных войн
При помощи Нантского эдикта был достигнут
религиозный и политический компромисс, позволивший Франции передохнуть от кровопролития и заняться восстановлением хозяйства, пострадавшего в период войн.
Протестанты получили возможность занимать государственные должности; иметь представителей при дворе;
исповедовать свою религию и получать средства на нужды богослужения;
содержать армию и иметь во владении двести городов.
Внутри Французского государства, по завершении конфликтов, возникло гугенотское государство, которое принималось с относительной религиозной терпимостью.
Однако это еще не было концом политических противостояний на религиозной почве.
Слайд 14
В событиях религиозно-политических конфликтов во французском государстве католики виноваты также как
протестанты. Обе стороны являлись активными участниками религиозного конфликта.
Любая религиозная группировка, находящиеся в меньшинстве или подавляемая государством и основной религиозной общностью, требует равенства прав и религий, признание властью.
Слайд 15Связь религиозных войн с современностью
На сегодняшний день, когда по всему миру
остаются не урегулированные религиозные конфликты, человечество должно задуматься над тем, главным, чему учит нас любая религия - это любовь и сострадание к другим людям. К сожалению, и до сегодняшнего дня, нет политических партий и религиозных общностей, которые бы не принимали борьбу, как способ устранения тех, кто не приемлет их направленность или учение.