Слайд 1План урока № 4
Тема: «Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Образование
и наука.
Культура Серебряного века»
Цель урока: сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы — противоречии между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью. Сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Беседа.
Оснащение урока: Компьютер, демонстрационный телевизор, презентация в PowerPoint 09-04
I. Организационный момент. Раздать тетради, авторучки, учебники, атласы. (2 минуты)
II. Проверка домашнего задания. (4 минуты)
III. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты)
IV. Новый материал. (26 минут)
V. Обобщение изученного на уроке материала. (5 минут)
VI. Подведение итогов урока. Завершение урока. Собрать тетради и авторучки. (1 минута)
Слайд 2
Россия в ХХ – начале XXI века
История
9 класс
Слайд 3
Политическая жизнь в 1907-1914 гг. Образование и наука. Культура Серебряного века
§§
7-9
Слайд 4Актуализация знаний
Назовите итоги и значение революции 1905-1907 гг.
Охарактеризуйте отношение крестьянства к
аграрной реформе.
Слайд 5План урока
III Государственная дума.
Ужесточение национальной политики.
Нарастание революционных настроений.
IV Государственная дума.
Просвещение.
Наука.
Литература.
Живопись.
Скульптура и
архитектура.
Музыка, балет, театр.
Слайд 61. III Государственная дума
III Государственная дума избиралась по новому закону.
Закон коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу землевладельцев. Население 10 областей Средней Азии и Сибири было лишено представительства в Думе.
Это была первая Дума, отработавшая все предусмотренные пять лет. Председателями III Государственной думы были октябристы – Н.А. Хомяков, затем А.И. Гучков и М.В. Родзянко.
Слайд 72. Ужесточение национальной политики
Опасаясь нараставшего в годы революции национального движения,
правительство стремилось унифицировать порядки в стране независимо от национальной специфики территорий.
Озабоченность правительства вызывало положение в Финляндии, власти которой, по его мнению, проводили курс, ведущий к полному её обособлению.
Слайд 8Весной 1910 г. в Думу был внесён законопроект, в соответствии с
которым определялось, что общеимперские законы, затрагивающие Финляндию, должны приниматься только Государственной думой и Государственным советом.
Новый избирательный закон 1907 г. сократил польское представительство в Думе. В 1907-1908 гг. были закрыты все национальные культурно-просветительные общества, выступавшие в годы революции центрами националистических настроений.
Слайд 93. Нарастание революционных настроений
Отношение общества к политике Столыпина было сложным.
Антиправительственные настроения были по-прежнему сильны. Значительная часть населения не доверяла власти.
Крестьяне были разочарованы тем, что им не отдали помещичьи земли, а предлагали ехать за землёй невесть куда. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя вековых устоев и узурпатора власти.
Слайд 10Либеральная интеллигенция не могла простить главе правительства военно-полевых судов, приверженности к
самодержавным формам правления.
Осенью 1910 г., когда стало ясно, что политических реформ в стране в ближайшее время не предвидится, оживилось оппозиционное движение.
7 ноября 1910 г. в Петербурге, Москве и других городах прошли массовые демонстрации студентов и рабочих. В ответ правительство в январе 1911 г. запретило для студентов любые собрания.
Слайд 114. IV Государственная дума
IV Государственная дума открылась 15 ноября 1912
г. По своему партийному составу она почти не отличалась от III. По своим настроениям IV Дума была более оппозиционной.
Лидер кадетов П.Н. Милюков строил планы создания в Думе «прогрессивного блока» из депутатов, приверженных умеренным реформам, для оказания давления на правительство.
Слайд 125. Просвещение
Модернизация предъявляла высокие требования к уровню образования людей. Государственные
расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в пять раз.
Городские и сельские начальные школы постепенно вытесняли церковно-приходское образование. Росло число гимназий и реальных училищ.
По инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища.
Слайд 13
Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных,
судоходных, землемерных и др.
К 1914 г. в России действовало более 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. Свыше 60% студентов не принадлежало к дворянскому сословию.
Слайд 146. Наука
Физик П.Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности,
присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.).
Выдающиеся открытия в теории и практике самолётостроения сделал Н.Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С.А. Чаплыгин.
Слайд 15
У истоков космонавтики стоял самородок, учитель калужский гимназии К.Э. Циолковский.
09_04 Константин Циолковский.avi
В.И. Вернадский получил мировую известность благодаря учениям о биосфере и ноосфере, которые заложили основу современной экологии.
Русский физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
09_04 Иван Павлов.avi
Слайд 167. Литература
В традициях русской реалистической школы работал Л.Н. Толстой. В
своих произведениях он пытался показать, как может личность противостоять закоснелым нормам жизни («Живой труп», «После бала», «Отец Сергий»).
А.П. Чехов создал в эти годы пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», в которых он отразил происходившие в начале века социальные изменения.
Слайд 17
И.А. Бунин с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о
переменах, происходивших в душах людей («Деревня», «Суходол»).
А.И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, духовную опустошённость офицеров («Поединок»).
Впервые литература обратилась к образам рабочих. Зачинателем этой темы стал М. Горький («Враги», «Мать»).
Слайд 188. Живопись
Прочные позиции в русской живописи удерживали представители реалистической школы.
Действовало Общество передвижников.
И.Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно «Заседание Государственного совета».
Историческая живопись В.И. Сурикова вдохновлялась интересом к народу, к человеку в истории.
Верность реализму хранили М.В. Нестеров, братья В.М. и А.М. Васнецовы.
Слайд 19
Однако законодателем моды стал модерн. Он повлиял на творчество таких
крупных художников-реалистов, как К.А. Куприн, В.А. Серов.
Сторонники нового стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства». Мирискусники утверждали, что искусство – это самостоятельная, самоценная сфера человеческой деятельности и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.
Его задача – привносить красоту в жизнь людей.
Слайд 209. Скульптура и архитектура
Значительный вклад в искусстве Серебряного века оставил
С.Т. Конёнков.
Он прошёл путь через увлечение Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А.П. Чехов»), сохранив яркую творческую индивидуальность.
Слайд 21
Во второй половине XIX в. перед архитектурой открылись новые возможности.
Быстрый рост городов, развитие транспорта.
Не только в столицах, но и в сотнях провинциальных городов строили вокзалы, рестораны, магазины, рынки, театры. Продолжали возводить и дворцы, особняки, усадьбы.
Поиски нового стиля привели к рождению архитектуры модерна, например, творчество Ф.О. Шехтеля.
Слайд 2210. Музыка, балет, театр
В начале ХХ в. творческий взлёт переживали
великие русские композиторы-новаторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов.
Русская вокальная школа была представлена именами выдающихся певцов: Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой.
09_04 Шаляпин Ф..mp4
К.С. Станиславский – основатель психологической актёрской школы.
Слайд 23Проверим наши знания
Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915
г. заметно не увеличивались.
Председателями III Государственной думы были октябристы – Н.А. Хомяков, затем А.И. Гучков и М.В. Родзянко.
Да Нет
Да Нет
Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя вековых устоев и узурпатора власти.
Да Нет
В 1904 г. первым из русских учёных Нобелевскую премию получил И. Павлов.
Да Нет
А.П. Чехов с болью писал об оскудении дворянских усадеб, о переменах, происходивших в душах людей («Деревня», «Суходол»).
Да Нет
К.С. Станиславский – основатель психологической актёрской школы.
Да Нет
Слайд 26Составитель презентации
Тарасов Олег Александрович