Слайд 3Цицерон
- Не знать истории — значит всегда быть ребенком;
История — свидетель
прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины;
История — учительница жизни
Слайд 4Сервантес
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для
настоящего, предостережение для будущего
Слайд 5Лоренс Питер
История вынуждена повторяться, потому что никто её не слушает
Слайд 7
Вольтер
Признавал неизбежными спутниками истории искажения истины и неправды (Вольтер, как известно,
делил всех историков на тех, кто лжет, тех, кто ошибается, и тех, кто просто ничего не знает)
Слайд 8Рене Декарт
Главное следствие увлечения прошлым состояло в растущем невежестве относительно настоящего
Слайд 9Георг Гегель
Говорил о бесплодности исторического знания как знания о единичных, уникальных,
неповторимых и преходящих событиях прошлого: единственное, чему мы можем научиться у истории, – это тому, что она никого и ничему не учит
Слайд 10Поль Валери
Не принимал историю как науку, считая ее «самым опасным продуктом»
интеллектуальной деятельности ученых
Слайд 12Признаки науки
Наличие объекта и предмета исследования;
Объект исследования - это та часть
научного знания, с которой исследователь имеет дело;
Предмет исследования - это аспект какой-либо проблемы
Слайд 132) Наличие методологии, методов и методик исследования;
Методология – теоретический фундамент науки;
Метод
– способ познания;
Методика – частное выражение метода
Слайд 16Подумайте
Обладает ли история перечисленными признаками?
Слайд 181) Объект и предмет исторической науки
Объект - это совокупность обществ, составляющих
человечество;
Предмет - это изучение закономерностей развития общества
Слайд 192) Методология истории
1) Цивилизационный подход к изучению истории (А. Тойнби, О.
Шпенглер);
2) Формационный подход Карла Маркса;
3) Концепция М. Вебера;
4) Миросистемный анализ (И. Валлерстайн, Ф. Бродель, А. Г. Франк, А.И. Фурсов)
Слайд 203) Первоисточники
Письменные (законы, указы, летописи, письма, мемуары и пр.);
Устные (мифы, легенды,
былины, сказания и пр.);
Археологические (монеты, предметы быта, оружие и пр.);
Этнографические (традиции и обычаи разных народов)
Слайд 21Выводы
История является наукой, так как имеет все главные признаки
науки:
1) Объект и предмет исследования;
2) Методологию;
3) Первоисточники
Слайд 22Домашнее задание
Прочитать и законспектировать пр. 2 (пункты 1, 2)