Презентация, доклад по истории на тему Образ Екатерины II и ее фаворитов в искусстве

Содержание

Парадный портерЕкатерина Великая

Слайд 1Междисциплинарный проект «Екатерина Великая: личность женщины и государственного деятеля в истории и

искусстве»
Междисциплинарный проект «Екатерина Великая: личность женщины и государственного деятеля в истории и искусстве»

Слайд 2Парадный портер
Екатерина Великая

Парадный портерЕкатерина Великая

Слайд 3Алексей Петрович Антропов Портрет Екатерины II
Историческая справка:
Жанр: Портрет
Год:1766
Стиль: Академизм
Музей:

Тверская областная картинная галерея Тверь, Россия
Материал: масло, холст
Тип: Картина
Алексей Петрович Антропов Портрет Екатерины IIИсторическая справка:Жанр: Портрет Год:1766 Стиль: Академизм Музей: Тверская областная картинная галерея Тверь,

Слайд 4Алексей Петрович Антропов Портрет Екатерины II
Анализ портрета:
1.По числу изображенных людей: одиночный.
2.По смысловой

нагрузке: парадный
3.По композиции: полный рост.
4. По способу исполнения (по живописному средству): масляный
5.Стиль исполнения: академизм.
6. Поджанр: исторический портрет
7.По характеру изображения: парадный портрет.
8. По позе: анфас.
9. Жанр: портрет
10 Тип: картина.

Алексей Петрович Антропов Портрет Екатерины IIАнализ портрета:1.По числу изображенных людей: одиночный.2.По смысловой нагрузке: парадный3.По композиции: полный рост.4.

Слайд 5Алексей Петрович Антропов
Императрица изображена в коронационном платье и мантии, в ее

руках держава и скипетр, голову венчает императорская корона, в ушах брильянтовые серьги, на платье бриллиантовая брошь-аграф. В дни важнейших торжеств надевалась высшая награда Отечества- орден Андрея Первозванного, который в виде звезды и креста укреплялся на голубой ленте через плечо.
Алексей Петрович АнтроповИмператрица изображена в коронационном платье и мантии, в ее руках держава и скипетр, голову венчает

Слайд 6Иван Петрович Аргунов Портрет Екатерины II
Историческая справка:
Жанр: Портрет
Год:1762
Стиль: Классицизм


Музей: Государственный Русский музей, Санк-Петербург
Материал: масло, холст
Тип: Картина

Иван Петрович Аргунов  Портрет Екатерины IIИсторическая справка:Жанр: Портрет Год:1762 Стиль: Классицизм Музей: Государственный Русский музей, Санк-ПетербургМатериал:

Слайд 7Иван Петрович Аргунов Портрет Екатерины II
Анализ портрета:
1.По числу изображенных людей: одиночный.
2.По

смысловой нагрузке: парадный
3.По композиции: полный рост.
4. По способу исполнения (по живописному средству: Масляный
5.Стиль исполнения: классицизм.
6. Поджанр: портрет-тип,исторический портрет
7.По характеру изображения: коронационный портрет.
8. По позе: анфас.
9. Жанр: портрет
10 Тип: портрет-картина.
Иван Петрович Аргунов  Портрет Екатерины IIАнализ портрета:1.По числу изображенных людей: одиночный.2.По смысловой нагрузке: парадный3.По композиции: полный

Слайд 8Иван Петрович Аргунов Образ в искусстве
Мастер представил Екатерину II в полный рост,

со всеми необходимыми аксессуарами коронационного портрета: в парчовом платье, малой императорской короне и мантии, подбитой горностаевым мехом, с державой и скипетром, лежащими на бархатной подушке.
Для художника- она матушка –царица – простая, добрая и доступная.
Екатерина II-государыня-либерал.
Иван Петрович Аргунов Образ в искусствеМастер представил Екатерину II в полный рост, со всеми необходимыми аксессуарами коронационного

Слайд 9Ф. Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II»
Историческая справка:
Жанр: Портрет
Год:1766
Стиль:

классицизм
Музей: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материал: масло, холст
Тип: портрет-картина

Ф. Рокотов  «Коронационный портрет Екатерины II»  Историческая справка:Жанр: Портрет Год:1766 Стиль: классицизм Музей: Государственная Третьяковская

Слайд 10Ф. Рокотов «Коронационный портрет Екатерины II»
Анализ портрета:
1.По числу изображенных людей:

одиночный.
2.По смысловой нагрузке: парадный.
По атрибутике: тронный портрет
3.По композиции: полный рост.
4. По способу исполнения (по живописному средству: Масляный
5.Стиль исполнения: классицизм.
6. Поджанр: костюмированный портрет
7.По характеру изображения: тронный, коронационный.
8. По позе: профильный
9. Жанр: портрет
10 Тип: картина.
Ф. Рокотов  «Коронационный портрет Екатерины II»  Анализ портрета:1.По числу изображенных людей: одиночный.2.По смысловой нагрузке: парадный.По

Слайд 11Федор Степанович Рокотов Образ Екатерины II
Екатерина II сидит свободно, слегка повернувшись

в кресле, будто ведёт с кем-то доброжелательную беседу. Величественная осанка Екатерины, ее благородный профиль в сочетании с атрибутами власти и фоном с колонной и драпировкой придают образу идеальный характер императрицы, а величественный жест вносит в портрет черты камерности и динамизм.
В этом портрете Екатерина II воспринималась зрителями того времени как надежда просвещённых людей, идеал правосудия. Ведь в начале своего царствования сама Екатерина поддерживала идеи просветительства и свободолюбия.
Екатерина как либерал

Федор Степанович Рокотов Образ Екатерины II Екатерина II сидит свободно, слегка повернувшись в кресле, будто ведёт с

Слайд 12Д. Левицкий «Портрет Екатерины II– законодательницы в храме Правосудия»
Историческая справка:
Жанр: Портрет


Год:1783
Стиль: классицизм
Музей: Государственный Русский музей, Санкт -Петербург
Материал: масло, холст
Тип: портрет-картина

Д. Левицкий  «Портрет Екатерины II– законодательницы в храме Правосудия»Историческая справка:Жанр: Портрет Год:1783 Стиль: классицизм Музей: Государственный

Слайд 13Д. Левицкий «Портрет Екатерины II– законодательницы в храме Правосудия»
Анализ портрета:
1.По числу

изображенных людей: одиночный.
2.По смысловой нагрузке: парадный
По атрибутике: аллегорический портрет
3.По композиции: полный рост.
4. По способу исполнения (по живописному средству): масляный
5.Стиль исполнения: классицизм.
6. Поджанр: костюмированный портрет
7.По характеру изображения: парадный портрет.
8. По позе: анфас
9. Жанр: портрет
10 Тип: картина-портрет.

Д. Левицкий  «Портрет Екатерины II– законодательницы в храме Правосудия»Анализ портрета:1.По числу изображенных людей: одиночный.2.По смысловой нагрузке:

Слайд 14Дмитрий Григорьевич Левицкий Екатерина II -идеальный правитель и законодательница
Тщательно прописаны перламутровые переливы

парчовой робы, эффектную красную драпировку и блеск атрибутов императорской власти. Алые бархатные драпировки придают всей композиции характер великолепного театрального действа. Императрица торжественно выступает перед нами, как бы воплощая собою саму идею самодержавной власти. Тяжелыми складками ложится затканная двуглавыми орлами горностаевая мантия. На атласе платья сверкает бриллиантовая цепь с изображением св. Андрея Первозванного. Указывая скипетром на стоящий среди колонн бюст Петра I и надпись над ним: “Начатое совершает”, Екатерина тем самым подтверждает верность его преобразованиям. Екатерина II Великая- идеал просвещенной монархини. Левицкий- классицист рославляет идеального героя в образе правосудия. Намерение императрицы служить России, выражено в жесте ее руки, указывающей на алтарь, а сжигаемые маки символизируют «идею утраты «драгоценного покоя» царствующей монархини, ее неустанных забот о государственном благе.
Екатерина Левицкого представлена «неким «орудием Правосудия» - ее фигура, жесты рук, легкий наклон корпуса вправо уподобляют ее атрибуту правосудия – весам « оба конца» которых (чаши) вверены ее государственному попечению». Она сама дает стране законы и сама же является гарантом их безусловного соблюдения. Она сама в одном лице законодатель и судья – богиня Справедливости и Правосудия. Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия показывает, каким должен быть идеальный монарх- «первый гражданин отечества», истинно радеющий за благо своих подданных.

Дмитрий Григорьевич Левицкий Екатерина II -идеальный правитель и законодательницаТщательно прописаны перламутровые переливы парчовой робы, эффектную красную драпировку

Слайд 15Интимный портрет
Екатерина Великая

Интимный портретЕкатерина Великая

Слайд 16Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»
Историческая справка:
Жанр: Портрет
Год:1762
Стиль:

классицизм
Музей: Государственный Русский музей, Санкт -Петербург
Материал: масло, холст
Тип: портрет-картина

Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»Историческая справка:Жанр: Портрет Год:1762 Стиль: классицизм Музей: Государственный Русский музей,

Слайд 17Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»
Анализ портрета:
1.По числу изображенных людей:

одиночный.
2.По смысловой нагрузке: камерный.
По атрибутике: интимный портрет
3.По композиции: полный рост.
4. По способу исполнения (по живописному средству): Масляный
5.Стиль исполнения: сентиментализм.
6. Поджанр: портрет-тип
7.По характеру изображения: камерный портрет.
8. По позе: анфас
9. Жанр: портрет-прогулка
10 Тип: картина-портрет.

Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»Анализ портрета:1.По числу изображенных людей: одиночный.2.По смысловой нагрузке: камерный.По атрибутике:

Слайд 18Владимир Лукич Боровиковский
Портрет Екатерины II написан в русле сентиментализма.
Портрет-прогулка -

портрет гуляющего человека на фоне природы. Жанр камерного портрета -изображение женщин в домашней обстановке — в такой манере написан и портрет Екатерины.65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке, опирающейся на посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна — она одета в шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец, у её ног резвится собака. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов.
Характерные черты сентиментализма — идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней жизни человека.Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Впервые фон портрета становится важным элементом в характеристике героя.
В парадный портрет проникает «естественная простота.
Однако поза императрицы полна достоинства, жест, которым она указывает на памятник своих побед, сдержан и величествен.
В. Л. Боровиковский отказался от традиции изображать Екатерину в виде «богоподобной» царицы, величественной «земной богини» . Его заслугой является то, что он представил Екатерину II как простого обыкновенного человека
Владимир Лукич БоровиковскийПортрет Екатерины II написан в русле сентиментализма. Портрет-прогулка - портрет гуляющего человека на фоне природы.

Слайд 19Выводы исследования
Образ Екатерины Великой в русской живописи второй половины 18 века

Выводы исследованияОбраз Екатерины Великой в русской живописи второй половины 18 века

Слайд 20В живописи XVIII века две традиции изображения Екатерины II -Екатерина-законодательница -

Екатерина – обыкновенная женщина.

Первая традиция связана с идеализацией и с возвеличиванием императрицы. Художники и поэты создают официальный, «парадный портрет» Екатерины, мудрого монарха, который проводит свои дни в трудах и заботах о благе народа.
В живописном искусстве XVIII в.- расцвет портретной живописи, ведущий жанр- парадный портрет. А. П. Антропов и Д. Г.Левицкий – посвятили полотна Екатерине II.
Наиболее ярко образ Екатерины II в предстает в известном «Портрете Екатерины II-Законодательницы в храме Богини Правосудия», Д. Г. Левицкий (1783) .
Именно годы правления Екатерины II знаменуются мощным расцветом русского художественного искусства – литературы, живописи, архитектуры, музыки.
Мотив гуманизма в период правления Екатерины Великой становится характерным для всех сфер культуры. Для новой идеологии главной становится проблема утверждения подлинной человечности во всех областях жизни.

В соответствии со второй традицией изображения Екатерины II императрица представала как обыкновенная земная женщина, не чуждая человеческим чувствам и настроениям (камерные, интимные портреты).


В живописи XVIII века две традиции изображения Екатерины II  -Екатерина-законодательница  - Екатерина – обыкновенная женщина.

Слайд 21Как законодательница в искусстве
Век Просвещения с его новым взглядом на мир,

идеями равенства, уважения к личности, разумного устройства общества был той благодатной почвой, которая питала русскую культуру второй половины XVIII века. Характерная для классицизма – основного художественного направления эпохи – “программа общественных добродетелей” осуществлялась в частности и в искусстве портрета, где важное место занял образ “первой гражданки отечества” – мудрой государыни, пекущейся прежде всего о благе своих подданных. Прославляющие императрицу и ее царствование живописные и скульптурные произведения создавали многие русские и иностранные мастера, работавшие в России во второй половине XVIII века: Рокотов, Левицкий, Шубин, Каравак, Лампи, Рослин.
Классическим образцом подобного изображения может служить портрет Екатерины II, созданный неизвестным художником в конце 1770-х гг.


Как законодательница в искусствеВек Просвещения с его новым взглядом на мир, идеями равенства, уважения к личности, разумного

Слайд 22Фавориты
Фаворитизм в эпоху Екатерины Великой

ФаворитыФаворитизм в эпоху Екатерины Великой

Слайд 23фавориты
Фаворити́зм (фр. favoritisme) — социокультурное явление, существовавшее при монарших (королевских, императорских,

царских) дворах, главным образом, в Европе эпохи абсолютизма и состоявшее в возвышении конкретного лица или группы лиц в связи с личной приязнью к ним монарха. Получил распространение в абсолютных монархиях.
фаворитыФаворити́зм (фр. favoritisme) — социокультурное явление, существовавшее при монарших (королевских, императорских, царских) дворах, главным образом, в Европе

Слайд 24Григорий Григорьевич Орлов
Ф.Рокотов
Портрет графа Г. Г. Орлова в латах
1762-1763г, холст, масло


Государственная Третьяковская галерея, Москва
По атрибутике: военный портрет
Стиль: классицизм
По характеру изображения: парадный, камерный
Григорий Григорьевич ОрловФ.РокотовПортрет графа Г. Г. Орлова в латах1762-1763г, холст, масло Государственная Третьяковская галерея, МоскваПо атрибутике: военный

Слайд 25Григорий Орлов
Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. Она родила в

1762 году от своего фаворита сына - будущего графа Алексея Григорьевича Бобринского. Рассталась Екатерина с Григорием Григорьевичем из-за того, что тот, будучи человеком не менее пылким и увлекающимся, чем сама императрица, имел немало любовных связей на стороне. К тому же, с точки зрения способностей в делах государственных, Орлов оказался полной посредственностью. Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Последний его подвиг - ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве. Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. Она родила в 1762 году от своего фаворита сына - будущего графа Алексея Григорьевича Бобринского. Рассталась Екатерина с Григорием Григорьевичем из-за того, что тот, будучи человеком не менее пылким и увлекающимся, чем сама императрица, имел немало любовных связей на стороне. К тому же, с точки зрения способностей в делах государственных, Орлов оказался полной посредственностью. Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Последний его подвиг - ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве.
Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. Она родила в 1762 году от своего фаворита сына - будущего графа Алексея Григорьевича Бобринского. Рассталась Екатерина с Григорием Григорьевичем из-за того, что тот, будучи человеком не менее пылким и увлекающимся, чем сама императрица, имел немало любовных связей на стороне. К тому же, с точки зрения способностей в делах государственных, Орлов оказался полной посредственностью. Он был человеком лично храбрым, решительным, но не более того. Последний его подвиг - ликвидация в 1771 году чумного бунта в Москве.
Григорий Орлов  Екатерина прожила с Орловым двенадцать лет. Она родила в 1762 году от своего фаворита

Слайд 26Фавориты Александр Семенович Васильчиков.
Неизвестный художник
Портрет А. С. Васильчикова
Портрет-тип
Стиль: классицизм
По характеру изображения:

парадный, камерный
По позе: портрет в анфас.
По формату: погрудный
Фавориты Александр Семенович Васильчиков. Неизвестный художникПортрет  А. С. ВасильчиковаПортрет-типСтиль: классицизмПо характеру изображения: парадный, камерныйПо позе: портрет

Слайд 27Фавориты Александр Семенович Васильчиков.
Григория Орлова сменил другой фаворит - корнет лейб-гвардии Конного

полка Александр Семенович Васильчиков.
Впрочем, фаворитом Васильчиков пробыл недолго. Личностью он оказался довольно бесцветной и, кроме постельных подвигов, ничем не прославился. Впрочем, он и сам особо ни к чему не стремился и просто выполнял свой долг подданного «матушки-императрицы» доступным для него способом. После возвышения Григория Потемкина Васильчиков получил пенсию в 20 тысяч рублей и еще 50 тысяч рублей единовременно на устройство дома в Москве. Остаток жизни он прожил в Первопрестольной, где и скончался в возрасте шестидесяти семи лет.
Фавориты Александр Семенович Васильчиков. Григория Орлова сменил другой фаворит - корнет лейб-гвардии Конного полка Александр Семенович Васильчиков.Впрочем,

Слайд 28
Автор: Иоганн Баптист Лампи(старший)
Портрет князя Григория Александровича Потемкина-Таврического
Жанр: Мужской портрет
По

атрибутике: военный портрет
По характеру изображения: Парадный портрет
Направление: Классицизм
Год: около 1790
Тип объекта: картина
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург



Автор: Иоганн Баптист Лампи(старший)Портрет князя Григория Александровича Потемкина-ТаврическогоЖанр: Мужской портретПо атрибутике: военный портретПо характеру изображения: Парадный

Слайд 29Фавориты Григорий Потемкин
Портрет Г. Потемкина и Екатерины II
Неизвестный автор
Парный портрет.
Парадный портрет.
Стиль: классицизм.

Фавориты Григорий ПотемкинПортрет Г. Потемкина и Екатерины IIНеизвестный авторПарный портрет.Парадный портрет.Стиль: классицизм.

Слайд 30Фавориты Григорий Александрович Потемкин
Фаворитом императрицы был всего два года. Но

он даже после этого остался единственным человеком, которого она считала своим соратником и с которым решала важные государственные вопросы.
Потемкин не был «паркетным» генералом. В чине генерал-майора он участвовал в штурме Хотина, а в 1770 году -в сражении при Фокшанах. В связи с заключением Кючук-Кайнарджийского мира в 1774 году Потемкин был возведен в графское достоинство, ему были пожалованы усыпанная алмазами золотая шпага и орден Святого Андрея Первозванного, а также дано в награду 100 тысяч рублей. В течение двух лет Екатерина наградила своего фаворита не только всеми отечественными орденами, но и многими иностранными: у прусского короля Фридриха II она исхлопотала для него орден Черного орла, у датского короля - орден Слона, у шведского - орден Серафимов, у польского - ордена Белого орла и Святого Станислава.
Потемкину хотелось получить ордена Золотого руна, Святого Духа и Подвязки, но в Вене, Версале и Лондоне Екатерине отказали под предлогом того, что первыми двумя орденами награждались только лица католического вероисповедания, а орденом Подвязки даже британцев награждали в очень редких случаях.
В 1776 Екатерина исхлопотала Потемкину у австрийского императора Иосифа II княжеское достоинство Священной Римской империи. Отныне Григорий Александрович стал величаться светлейшим.
Фавориты Григорий Александрович  ПотемкинФаворитом императрицы  был всего два года. Но он даже после этого остался

Слайд 31Платон Александрович Зубов
Лампи Старший Иоганн Баптист.
«Портрет светлейшего князя Платона Александровича

Зубова»
1793
Холст, масло 107,5 x 88,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва
По характеру изображения: парадный, военный портрет: на фоне колонн битва при Дербенте
По позе: анфас
По формату: во весь рост
Стиль: академизм
Поджанр: Репрезентативным
Костюмированный
Платон Александрович Зубов (1767-1822) — с 1793 года граф, с 1796 — светлейший князь. Генерал от инфантерии. Последний фаворит императрицы Екатерины II, в конце ее царствования фактически сосредоточивший в своих руках всю власть.
Платон Александрович ЗубовЛампи Старший Иоганн Баптист. «Портрет светлейшего князя Платона Александровича Зубова»1793Холст, масло 107,5 x 88,2Государственная Третьяковская

Слайд 32Фавориты- Платое Зубов
Императрица души не чаяла в новом фаворите. Но окружающие ее

вельможи были не в восторге от Платона Зубова. Самый лаконичный отзыв о нем дал Храповицкий: «Дуралеюшка Зубов». Не пользовался он уважением и у известного вельможи екатерининского царствования - канцлера Безбородко. Безбородко находил Зубова человеком бездарным и грубым.
По описанию современников, «все ползало у ног Зубова, он один стоял и потому считал себя великим. Каждое утро многочисленные толпы льстецов осаждали его двери, наполняя его прихожие и приемные... Развалясь в креслах, в самом непристойном неглиже, засунув мизинец в нос, с глазами, бесцельно устремленными в потолок, этот молодой человек с лицом холодным и надутым едва удостаивал обращать внимание на окружавших его...».

Светлейший князь (с 1796) Плато́н Алекса́ндрович Зу́бов,
Автор: Иоганн Баптист Ла́мпи Старший
Фавориты- Платое ЗубовИмператрица души не чаяла в новом фаворите. Но окружающие ее вельможи были не в восторге

Слайд 33Александр Дмитриевич Ланской
Д. Г. Левицкий (1782), холст, масло,151х117 см
Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.
По характеру изображения: парадный,
военный(изображен в мундире генерал-майора инженерных войск с орденами св.Станислава (на шее), звездой и лентой польского ордена Белого Орла).
По формату: поколенный
По позе: портрет анфас
Стиль: классицизм

Александр Дмитриевич ЛанскойД. Г. Левицкий (1782), холст, масло,151х117 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург.По характеру изображения: парадный,военный(изображен в мундире

Слайд 34Фавориты Александр Дмитриевич Ланской
Конногвардеец Александр Дмитриевич Ланской был одно время адъютантом светлейшего

князя Таврического и по приказу Потемкина отправился «на службу» в спальню императрицы. Там его «достоинства» пришлись по душе Екатерине. В 1780 году, когда он стал фаворитом императрицы, ему шел 23-й год. То есть он был моложе Екатерины на 29 лет. Современники отмечали его привлекательную внешность, он любил искусство, был добр и отзывчив.
Екатерина мечтала сделать из Ланского своего помощника. Екатерина осыпала его наградами и драгоценностями. Его богатство по подсчетам современников составляло 7 миллионов рублей. Одни пуговицы на его кафтане стоили около 80 тысяч рублей.
Неизвестно, сумела бы Екатерина сделать из Ланского государственного деятеля масштаба Потемкина - он скоропостижно скончался в июне 1784 года, умер после падения с лошади во время конной прогулки.
О честности и бескорыстности Ланского можно судить по его последним распоряжениям - ни один из фаворитов ничего подобного не совершил. Часть своего колоссального богатства он перед кончиной распорядился передать в казну. Императрица, однако, распорядилась передать все имущество Ланского его родственникам.
Щедрые дары
Смерть Александра Ланского так потрясла Екатерину, что она не сразу нашла себе нового фаворита. Но чувственная натура стареющей императрицы взяла свое, и вскоре в ее спальне появился Александр Петрович Ермолов.
Он был ее давним знакомым. Еще в 1767 году, путешествуя по Волге, Екатерина остановилась в имении его отца и взяла тринадцатилетнего мальчика с собой в Петербург. Потемкин взял его в свою свиту, а почти два десятилетия спустя предложил его кандидатуру Екатерине в качестве фаворита. Ермолов был высоким и стройным блондином, угрюмым, неразговорчивым, честным и чересчур простым. Из-за этих своих качеств Ермолов ненадолго задержался в спальне Екатерины, получив в июне 1786 года полную отставку, около 400 тысяч рублей, 4 тысячи крестьянских душ и пятилетний отпуск с правом выезда за границу.
Фавориты Александр Дмитриевич ЛанскойКонногвардеец Александр Дмитриевич Ланской был одно время адъютантом светлейшего князя Таврического и по приказу

Слайд 35Станислав Август Понятовский
Иоганн Баптист Лампи
(1751-1830)
Портрет Станислава - Августа Понятовского
Вторая половина 18

в, xолст, масло. 69x55 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
По формату: поясной портрет
По позе: портрет анфас
Подтип: камерный, парадный
Стиль: классицизм

Станислав Август Понятовский Иоганн Баптист Лампи(1751-1830)Портрет Станислава - Августа ПонятовскогоВторая половина 18 в, xолст, масло. 69x55 см

Слайд 36Станислав Август Понятовский
Известный своими изящными манерами польский аристократ древнего рода Станислав

Август Понятовский впервые встретился с Екатериной в 1756 году. Он много лет жил в Лондоне и в составе английской дипмиссии оказался в Петербурге. Понятовский не был официальным фаворитом, но все же его считали любовником императрицы, что придавало ему вес в обществе. При горячей поддержке Екатерины II Понятовский стал королем Польши. Возможно, признанная Петром III великая княжна Анна Петровна на самом деле дочь Екатерины и польского красавца. Петр III сетовал: «Бог знает, откуда моя жена беременеет; я не знаю наверное, мой ли этот ребенок и должен ли я признавать его своим».


Станислав Август ПонятовскийИзвестный своими изящными манерами польский аристократ древнего рода Станислав Август Понятовский впервые встретился с Екатериной

Слайд 37Фавориты Петр Васильевич Заводовский
Иоганн Баптист Б. Лампи
Портрет графа П. Заводовского,

(1795)
Анализ портрета:
1.По числу изображенных людей: одиночный.
2.По смысловой нагрузке: парадный
По атрибутике: камерный портрет
3.По композиции: погрудный портрет.
4. По способу исполнения (по живописному средству): масляный
5.Стиль исполнения: классицизм.
6.По характеру изображения: парадный портрет.
7. По позе: анфас
8. Жанр: портрет
Фавориты Петр Васильевич Заводовский Иоганн Баптист Б. Лампи Портрет графа П. Заводовского, (1795)Анализ портрета:1.По числу изображенных людей:

Слайд 38Петр Васильевич Заводовский

Пётр Васильевич Завадовский (1739 — 1812) — русский государственный

деятель, кабинет-секретарь и фаворит Екатерины II, первый министр народного просвещения Российской империи (1802-10).
На этот раз Екатерину привлек Завадовский — представитель известного казацкого рода. Ко двору его привел граф Петр Румянцев, фаворит другой императрицы — Елизаветы Петровны. Обаятельный мужчина с приятным характером — Екатерина II в очередной раз поражена в самое сердце. К тому же она находила его «потише и смирнее» Потемкина.
В 1775-м он был назначен кабинет-секретарем. Завадовский получил звание генерал-майора, 4 тысячи крестьянских душ. Он даже поселился во дворце. Подобное приближение к императрице встревожило Потемкина, и вследствие дворцовых интриг Завадовский был удален — уехал в свое имение. Несмотря на это, он хранил ей верность и страстно любил долгое время, женившись лишь спустя 10 лет. В 1780 году он был отозван императрицей обратно в Петербург, где занимал высокие административные должности, в том числе стал первым министром народного просвещения.


Петр Васильевич ЗаводовскийПётр Васильевич Завадовский (1739 — 1812) — русский государственный деятель, кабинет-секретарь и фаворит Екатерины II,

Слайд 39 Фавориты Иван Николаевич Римский-Корсаков
С миниатюры, принадлежащей г. Вейденбауму, в Москве
Анализ портрета:
1.По числу

изображенных людей: одиночный.
2.По смысловой нагрузке: парадный
По атрибутике: камерный портрет
3.По композиции: погрудный портрет.
4. По способу исполнения (по живописному средству): масляный
5.Стиль исполнения: классицизм.
6.По характеру изображения: парадный портрет.
7. По позе: в три четверти поворота направо
8. Жанр: портрет

Фавориты Иван Николаевич Римский-Корсаков С миниатюры, принадлежащей г. Вейденбауму, в МосквеАнализ портрета:1.По числу изображенных людей:

Слайд 40 Фавориты Иван Николаевич Римский-Корсаков
Иван Николаевич Римский-Корсаков был сержантом лейб-гвардии Конного полка,

который князь Потемкин считал чем-то вроде «кадрового резерва» и откуда он брал все новых и новых фаворитов для страстной императрицы. Римский-Корсаков отличался редкой красотой и не менее редким невежеством. Рассказывали, что, уже став фаворитом императрицы, Римский-Корсаков пожелал составить себе библиотеку и для этого послал за книгопродавцем. На вопрос последнего, какие книги ему нужны, он ответил: «Ну, знаете, большие тома внизу, а маленькие книжки вверху - как у Ее Величества».
Римский-Корсаков был фаворитом императрицы около года. А «прокололся» он вот на чем. В один роковой для себя момент Римский-Корсаков решил закрутить интрижку с фрейлиной Екатерины и ее лучшей подругой графиней Брюс. Причем не просто за милой беседой, а в кровати императрицы, в позе, которая недвусмысленно говорила о цели их совместного нахождения в монаршьей постели. Возмущенная подобной черной неблагодарностью, Екатерина в шею выгнала из дворца и фаворита-изменника, и подругу-предательницу.
Фавориты Иван Николаевич  Римский-Корсаков  Иван Николаевич Римский-Корсаков был сержантом лейб-гвардии Конного

Слайд 41Фавориты Семен Гаврилович Зорич
Портрет Семена Гавриловича Зорича. Россия. Конец 18 века. Государственный

Эрмитаж (Санкт-Петербург).Приобретен в 1997 г. в Париже в частном собрании одной из русских эмигрантских семей. Изображен С.Г.Зорич (1745−1799, настоящая фамилия — Неранчич).
Анализ портрета:
1.По числу изображенных людей: одиночный.
2.По смысловой нагрузке: парадный
По атрибутике: камерный портрет
3.По композиции: поясной портрет.
4. По способу исполнения (по живописному средству): масляный
5.Стиль исполнения: классицизм.
6.По характеру изображения: парадный портрет.
7. По позе: в три четверти поворота налево
8. Жанр: портрет

Фавориты Семен Гаврилович ЗоричПортрет Семена Гавриловича Зорича. Россия. Конец 18 века. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).Приобретен в 1997 г.

Слайд 42Фавориты Семен Гаврилович Зорич
Премьер-майор русской службы Максима Зорича. Зачисленный в 1754 году

в гусары, участвовал в Семилетней и первой турецкой войнах и сделал стремительную карьеру. Тридцати лет отроду "писаный красавец", "необыкновенный храбрец", "ограниченный, без всякого образования, но добрейший из смертных", при этом страстный игрок и мот, Зорич стал адъютантом всесильного Потемкина, командиром лейб-гусар и лейб-казачьих полков, флигель-адъютантом, генерал-майором, кавалером ряда высших орденов, владельцем дома близ Зимнего дворца и богатых имений, в том числе местечка Шклов. Однако фавор длился недолго. В 1778 году Зорич был удален от двора и поселился в Шклове, где зажил на широкую ногу, продолжая транжирить деньги и картежничать. Запутавшись в долгах и бесконечных тяжбах с кредиторами, он окончательно упал в глазах Екатерины II, отправившей его в отставку.
Фавориты Семен Гаврилович ЗоричПремьер-майор русской службы Максима Зорича. Зачисленный в 1754 году в гусары, участвовал в Семилетней

Слайд 43Фавориты Александр Петрович Ермолов
Анализ портрета:
1.По числу изображенных людей: одиночный.
2.По смысловой нагрузке: камерный
По

атрибутике: камерный портрет
3.По композиции: поясной портрет.
4. По способу исполнения (по живописному средству): масляный
5.Стиль исполнения: классицизм.
6.По характеру изображения: парадный портрет.
7. По позе: портрет анфас
8. Жанр: портрет

Фавориты Александр Петрович ЕрмоловАнализ портрета:1.По числу изображенных людей: одиночный.2.По смысловой нагрузке: камерныйПо атрибутике: камерный портрет3.По композиции: поясной

Слайд 44Фавориты Александр Петрович Ермолов
Портрет Алексея Петровича Ермолова
Автор: Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего

Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Анализ портрета:
1.По числу изображенных людей: одиночный.
2.По смысловой нагрузке: камерный
По атрибутике: военный портрет
3.По композиции: по коленный портрет.
4. По способу исполнения (по живописному средству): масляный
5.Стиль исполнения: классицизм.
6.По характеру изображения: парадный портрет.
7. По позе: портрет, изображающий лицо с затылка
8. Жанр: портрет


Фавориты Александр Петрович ЕрмоловПортрет Алексея Петровича ЕрмоловаАвтор: Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Анализ портрета:1.По

Слайд 45Александр Петрович Ермолов
Сын небогатого Сергачского помещика поручика Петра Леонтьевича, известен только

тем, что в течение 16 месяцев был близок к Императрице Екатерине II, пользуясь ее особым расположением.
Путешествуя по Волге в 1767 г., Екатерина провела день в усадьбе Ермолова, в с. Черновском, и здесь увидела его 15-летнего сына. Поцеловав его, Императрица поздравила мальчика капралом Конной гвардии и взяла его с собой в Петербург, а Потёмкин позднее сделал его своим адъютантом и, почти 20 лет спустя после первой встречи, выдвинул его на пост официального фаворита.
Высокий и стройный блондин, с хорошим цветом лица, Ермолов обращал на себя внимание своей красивой наружностью, и только широкий, плоский нос, за который Потемкин прозвал его «lе negre blanc », портил его лицо. В половине 1784 г. Императрицу постигло тяжелое горе: она лишилась сильно любимого ею Ланского, которого поэтому ей трудно было заменить. Среди обычных интриг, Потёмкин выставил Ермолова, и в феврале 1785 г. он переехал во дворец; пожалован в флигель-адъютанты, генерал-майоры и действительные камергеры.
Не лишенный ума, Ермолов был угрюм и неразговорчив. Чрезвычайно добрый, честный и простой, он отличался особенной откровенностью и прямотой, но не имел достаточно гибкости, качества, столь необходимого фавориту среди придворных интриг. В искреннем желании делать добро и противодействовать своим влиянием злу, он охотно оказывал защиту всем просившим об этом, покровительствовал Державину, заслуживал похвалы от многих, но нажил себе еще больше сильных врагов.
Сам Потемкин, разочаровавшись в Ермолове, успешно устроил его быстрое падение. Императрица охотно избавилась от скучного фаворита, предложив ему 29 июня 1786 г. отправиться за границу в путешествие. Не обладая жадностью других любимцев, Ермолов получил сравнительно немного: 4 тысячи душ и около 400 тысяч деньгами; он не заботился также и об обогащении всей своей родни, как это делали другие.
Вернувшись в Россию, Ермолов поселился в Москве, в своем доме на Тверской, и здесь вскоре женился на княжне Елизавете Михайловне Голицыной, от которой имел 3 сыновей: Петра Александровича , отца Александра Петровича-мл., женатого на Анастасии Николаевне Ермоловой, урожденной княжне Щербатовой; Михаила Александровича , женатого на дочери французского генерала графа де-Лассаль, Жозефине-Шарлотте, от брака с нею имевшего дочь Елену — за французским маркизом, римским князем Де-Подена и Фёдора Александровича , без потомства (в январе 1855 г.) и женатого на Анастасии Николаевне Щербатовой, по смерти его вышедшей за племянника своего мужа.
В 1800 г. Ермолов навсегда уехал за границу: зимой жил в Вене, летом в замке Фросдорф, в Штирии. Сыновья жили с отцом и воспитывались в Австрии под руководством католических аббатов. Ермолов умер в Вене 24 марта 1834 года.

Александр Петрович ЕрмоловСын небогатого Сергачского помещика поручика Петра Леонтьевича, известен только тем, что в течение 16 месяцев

Слайд 46Список фаворитов Екатерины II
Во сколько обходилась казне Российской империи личная

жизнь императрицы?
Список фаворитов Екатерины IIВо сколько обходилась казне Российской империи  личная жизнь императрицы?

Слайд 47Глоссарий:
Коронационный портрет — торжественное изображение монарха «в день его коронации», вступления

на престол, в коронационных регалиях (короне, мантии, со скипетром и державой), обычно в полный рост (иногда встречается сидячий тронный портрет).
Постоянные атрибуты:
колонны, призванные подчеркнуть стабильность правления
драпировки, уподобленные только что распахнувшемуся театральному занавесу, открывающему зрителям чудесное явление
Тронный портрет - разновидность парадного портрета - торжественное изображение монарха, сидящего на троне.

Камерный портрет - портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.
Аллегорический портрет - разновидность костюмированного портрета, в котором образ портретируемого представлен в форме аллегории.
Интимный портрет - камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между
художником и портретируемой особой.
Парный портрет - два портрета, написанных на разных холстах, но согласованных между собой по композиции, формату и колориту. Обычно парные портреты изображают супругов.
Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары


Глоссарий: Коронационный портрет — торжественное изображение монарха «в день его коронации», вступления на престол, в коронационных регалиях

Слайд 48Виды портрета
Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное

изображение человека с передачей его внутреннего мира.
На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.
На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль.
Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый.

Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д.
Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм, кубизм, поп арт и т.

Виды портрета Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего

Слайд 49Глоссарий Направления в живописи
Классицизм- стиль и направление в искусстве 17 начала 19

в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема – торжество общественных начал над личными, долга над чувством.
Во второй половине ХVIII в. в русском искусстве формируется стиль классицизм. Своеобразие русского классицизма: мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, ни стремились к простоте, естественности и человечности. В классицизме нашли свое художественное воплощение идеи абсолютистского государства, пришедшего на смену феодальной раздробленности. Абсолютизм выражал идею твердой власти , пропагандировалась вечность абсолютистского строя.
Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Сентиментализм
Характерные черты — идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности, интерес к внутренней жизни человека.
Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». «Впервые в русском искусстве фон портрета становится важным элементом в характеристике героя. Художник воспевает бытие человека среди естественного окружения, трактует природу как источник эстетического наслаждения».
Сентиментализм признает главной в человеке сферу чувств. Живописец любит изображать уединившегося на фоне природы человека, предающегося своим мечтам и грезам. Он любит изображать покой и негу. И хотя сентиментализм не выработал своего изобразительного словаря и проявлялся на классической основе, в его мире выразительны не только лица, но и жесты, мелкие детали и движения.

Глоссарий Направления в живописиКлассицизм- стиль и направление в искусстве 17 начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть