Слайд 1Учитель Лошкарева И.Р.
Наука, литература
и искусство периода
«застоя»
Я выбираю Свободу,
Но
не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой
В.Высоцкий
Слайд 3Культурная политика периода «застоя»
В период «застоя» изменилась культурная политика. Усилился
идеологический диктат в искусстве. Вскоре после отставки Н.С. Хрущева в стране началась кампания по реабилитации Сталина. О его преступлениях велено было забыть. Все чаще о недавно развенчанном диктаторе говорили в положительном смысле.
Слайд 4Культурная политика периода «застоя»
В 1966 г. 25 видных советских ученых и
деятелей искусств направили Л.И. Брежневу письмо с протестом против реабилитации Сталина. Среди тех, кто его подписал, были мастера театра и кино О.Н. Ефремов и М.И. Ромм, писатели К.Г. Паустовский и В.П. Некрасов. Однако протест творческой интеллигенции не дал никакого результата. Тема сталинских преступлений в искусстве была закрыта на многие годы.
О.Н. Ефремов
М.И. Ромм
К.Г. Паустовский
В.П. Некрасов
Слайд 5Культурная политика периода «застоя»
Знаковым событием, связанным с изменениями в советской культурной
политике, стало отстранение в 1970 г. писателя А.Т. Твардовского от руководства журналом «Новый мир».
Слайд 6В 1960—1970-е гг. в СССР появилось литературное течение, условно названное деревенской
прозой. Его представляли писатели В.П. Астафьев, В.И. Белов, ФЛ. Абрамов, С.П. Залыгин, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин, В.Л. Солоухин, В.М. Шукшин и др. Они обращались к проблемам сельского быта, к характерам сельских жителей, усматривая в них те здоровые начала, которые отражают истинную душу народа.
Культурная политика периода «застоя»
Слайд 7Складывался новый взгляд па прошлое, особенно на события Великой Отечественной войны.
В суровой прозе Ю.В. Бондарева («Горячий снег»)Г.Я. Бакланова («Пядь земли»), К.Д. Воробьева («Убиты под Москвой»), Е.М. Носова («Усвятские шлемоносцы»), Б.Л. Васильева («А зори здесь тихие»), К.М. Симонова («Живые и мертвые»), В.О. Богомолова («В августе сорок четвертого»), В.В. Быкова («Третья ракета», «Сотников»).
Культурная политика периода «застоя»
Слайд 8Культурная политика периода «застоя». Диссиденты
В период «застоя» заметно ужесточилась цензура. Из
библиотек и книжной торговли массами изымали книги писателей, историков, философов, которых власть считала идеологически вредными. В их число попали многие писатели-шестидесятники: А.И. Солженицын, В.Н. Войнович, В.П. Аксенов и другие.
А.И. Солженицын
В.Н. Войнович
В.П. Аксенов
Слайд 9Самиздат
Критически мыслящая интеллигенция откликнулась на цензурные запреты созданием «самиздата»: люди нелегально
печатали, копировали и распространяли на территории СССР романы, статьи, письма, стихи запрещенных авторов. Помимо отдельных произведений, выходили целые самиздатовские журналы: «Синтаксис», «Бумеранг», «СМОГ».
Слайд 10Самиздат
Помимо «самиздата» существовал еще «тамиздат». Некоторые авторы, которые по цензурным соображениям
не имели возможности печататься в СССР, пересылали свои рукописи за границу. С точки зрения советского государства, это было уголовно наказуемое преступление.
В 1966 г. состоялся судебный процесс над двумя писателями: А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем, которые нелегально пересылали свои произведения за границу.
Слайд 11Самиздат
«Чем вы занимаетесь?»
А в 1964 году в Ленинграде судили Иосифа Бродского.
В 1961 году введена уголовная ответственность за тунеядство.
«Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю...»
Никаких «я полагаю». Стойте как следует! У вас есть постоянная работа?
«Я писал стихи! Я думал, что они будут напечатаны».
«Отвечайте, почему вы не работали?»
«Я работал. Я писал стихи».
«А вы учились этому?»
«Я не думаю, что это дается образованием. Я думаю, это... (растерянно)... от Бога...».
«Я лично с Бродским не знаком, но хочу сказать, что, если бы все граждане относились к накоплению материальных ценностей, как Бродский, нам коммунизм долго не построить».
«Я лично с Бродским не знаком. Он не просто тунеядец, он воинственный тунеядец. С людьми подобными Бродскому надо действовать без пощады». (Аплодисменты)
Слайд 12Самиздат
Нет, И. Бродский не был одинок, на суде его защищали литераторы.
Его поэтический дар высоко оценили К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.А. Ахматова.
«Мы сегодня судим не поэта, а тунеядца. Он принадлежал к компании, которая сатанинским хохотом встречала слово «труд»… Говорят об одаренности Бродского. Но кто это говорит?»
Пять лет ссылки удалось сократить до полутора лет.
Слайд 13Бульдозерная выставка
Власть безжалостно расправлялась с неугодным ей искусством. Осенью 1974 г.
в Москве состоялась печально знаменитая «бульдозерная выставка».Представители неофициального искусства не могли выставлять свои произведения в государственных выставочных залах. Поэтому они решили на окраине столицы, на пустыре, устроить выставку своих работ.
Слайд 14Бульдозерная выставка
Люди из органов, одетые в штатское, вырывали из рук живописцев
холсты и швыряли их на подъезжавшие самосвалы. Против участников выставки были применены бульдозеры . Художники бросались под ножи бульдозеров, спасая свои работы. Некоторые участники выставки получили по 15 суток ареста за «хулиганство». Ничего подобного русское искусство не переживало за всю свою историю.
Слайд 15Голоса протеста
Немало деятелей отечественной культуры в период «оттепели» искренне поверили в
необратимость демократических перемен и теперь не хотели мириться с идеологическим диктатом, цензурой и преследованием инакомыслящих. В 1967г. А.И. Солженицын обратился к четвертому съезду советских писателей с требованием отменить цензуру в стране. Это был, пожалуй, первый в послевоенные годы открытый протест против одного из самых постыдных явлений советской действительности.
Слайд 16Голоса протеста
Он прожил нелегкую жизнь. Участвовал в Великой Отечественной войне. После
ее окончания почти 10 лет отсидел в сталинских лагерях, болел раком. В период хрущевской «оттепели», как вы уже знаете, была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». С этого момента писатель стал знаменитым.
Слайд 17Голоса протеста
После прихода к власти Л.И. Брежнева на сталинскую тему наложили
запрет. Однако писатель не согласился с этим. Он подготовил большую документальную книгу «Архипелаг ГУЛАГ». Затем написал роман «В круге первом» о жизни и работе специалистов-заключенных.
Слайд 18Голоса протеста
Все эти произведения вышли за границей, и в 1970г. А.И.
Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе. А еще через четыре года писателя арестовали, выслали из СССР и лишили советского гражданства.
Слайд 19Голоса протеста
Деятелей культуры, проявлявших несогласие с политикой компартии, ожидала расправа. Правда,
такие сталинские методы, как пытки и расстрелы, уже не применялись. Редки были и случаи заключения, как в деле с А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем. Власть предпочитала другие, более «цивилизованные» средства: исключение из творческих союзов, принудительное лечение в «психушке», лишение советского гражданства, высылку из страны.
Слайд 20Эмиграция деятелей культуры из СССР
Политика всевозможных запретов и травли привела к
массовой эмиграции деятелей культуры из СССР. Из страны уезжали писатели, художники, музыканты, артисты балета, театра и кино. Одни уезжали добровольно, желая за границей полнее реализовать свой талант. По этой причине не вернулся из зарубежных гастролей один из лучших танцоров советского балета Р.Х. Нуриев.
Слайд 21Эмиграция деятелей культуры из СССР
С некоторыми государство поступало хитрее. Знаменитому музыканту
М.Л. Ростроповичу и его жене певице Г.П. Вишневской разрешили выехать для работы за границу, а там уже объявили о лишении их советского гражданства. При этом музыкантов лишили не только родины, но также государственных наград и почетного звания народного артиста СССР, а Ростропович был еще исключен из Союза композиторов.
Слайд 22Эмиграция деятелей культуры из СССР
В 1972 г. И.А. Бродского заставили эмигрировать.
В 70-е — начале 80-х гг. страну покинули многие известные деятели отечественной культуры, в том числе писатели А.А. Галич, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович, кинорежиссер А.А. Тарковский, театральный режиссер Ю.П. Любимов.
А. Тарковский
Ю. Любимов
А. Галич
Слайд 23Официальное искусство. Скульптура.
В стране стали сооружаться мемориальные комплексы, посвященные Великой Отечественной
войне. Еще в конце 40-х гг. Е.В. Вучетич создал памятник воину-освободителю в Берлине: советский солдат, повергающий мечом фашистскую свастику, держит на руках маленькую девочку.
Слайд 24Официальное искусство. Скульптура.
В 60-е гг. скульптор руководил созданием самого грандиозного советского
мемориала, посвященного войне. Он был установлен на Мамаевом кургане в Волгограде в честь героев Сталинградской битвы. Центральное место в мемориальном ансамбле занимает многометровая статуя «Родина-мать зовет»: женская фигура с мечом в руке красноречивым жестом призывает на борьбу с врагом.
Слайд 25Официальное искусство. Кино.
В советском кино работало немало талантливых мастеров. Одним из
них был Сергей Федорович Бондарчук .Его имя стало известно еще в годы «оттепели» благодаря фильму «Судьба человека» (по повести М.А. Шолохова), в котором С.Ф. Бондарчук выступил одновременно как режиссер и как исполнитель главной роли.
Слайд 26Официальное искусство.Кино.
В 1967 г. Сергей Федорович осуществил один из самых грандиозных
проектов в истории отечественного кино – четырехсерийный фильм «Война и мир» .Он был удостоен премии «Оскар», присуждаемой Американской академией киноискусств.
Слайд 27Официальное искусство.Кино.
Иным было отношение власти к талантливому режиссеру Андрею Арсеньевичу Тарковскому
. За годы работы в СССР Тарковский снял несколько замечательных фильмов: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис». Фильмы режиссера трудно вписывались в рамки официального киноискусства. Методом соцреализма А.А. Тарковский не руководствовался, поэтому ему всячески мешали работать.
Слайд 28Официальное искусство. Театр.
В душной атмосфере «застоя» особое значение приобрел театр. Люди
шли туда за глотком свежего воздуха. Правда, строгая цензура не позволяла говорить со сцены о многих проблемах, волновавших общество, однако драматурги, актеры, режиссеры умело использовали эзопов язык. И зрители хорошо понимали его.
Слайд 29Официальное искусство. Театр.
Правда, в этом смысле особой привлекательностью обладал московский Театр
на Таганке, которым по-прежнему руководил Ю.П. Любимов и где играл всенародный любимец актер Владимир Высоцкий.
Слайд 30Официальное искусство.Театр.
Высоко держал планку мастерства Московский художественный театр, давно получивший почетное
звание академический (МХАТ). В 1970 г. сюда в качестве главного режиссера из «Современника» перешел О.Н. Ефремов.
Слайд 31Официальное искусство.Театр.
В Ленинграде славился Большой драматический театр (БДТ), которым руководил один
из лучших советских режиссеров Георгий Александрович Товстоногов . В театре собралась блестящая труппа актеров: Олег Басилашвили, Кирилл Лавров, Алиса Фрейндлих и многие другие.
Слайд 32Официальное искусство. Балет.
Мировую славу советскому балету принесли Г.С. Уланова, М.М. Плисецкая,
М.Э.Лиепа, Е.С.Максимова и В.В. Васильев.
Слайд 34Официальное искусство. Музыка.
Композитор Арам Ильич Хачатурян, написал балет «Спартак». Известный балетмейстер
Ю.Н. Григорович с успехом поставил «Спартак» на сцене Большого театра.
Слайд 35Официальное искусство. Музыка.
Композитор Родион Константинович Щедрин написал музыку к балетам «Анна
Каренина» и «Кармен-сюита». Лучшим исполнителем Кармен считается супруга Щедрина выдающаяся балерина XX в. М.М. Плисецкая.
Слайд 36Официальное искусство. Музыка.
Бурно развивался жанр эстрадной песни. Популярными были эстрадные певцы
Л.Г. Зыкина, И.Д. Кобзон, Л.В. Лещенко, М.М. Магомаев, А.Б. Пугачева, С.М. Ротару.
Слайд 37Неофициальное искусство. Авторская песня
Барды