Слайд 2СОФИЯ ФРЕДЕРИКА АВГУСТА
(Д/Р1729-1796)
(Д/П 1762-1796)
Слайд 5Фовритка Петра III Воронцова Елизавета Ромновна
Слайд 7Екатерина в день переворота на балконе зимнего дворца, 28 июня 1762
г
Слайд 9Собственноручная записка екатерины II о первых годах ее царствования
При вступлении моем
на престол, в 1762 году, я нашла империю в следующем состоянии:
После кончины покойной Императрицы, Елисаветы Петровны, война, которая началась в 1756 году с прусским королем, в которой из ауксилярных австрийского дома мы сделались главною воюющею державою, кончена была по воле Петра III, не смотря ни на какие обязательства, таким миром, коим возвращена была Пруссия королю того имени, и кроме мира, не видно, чтоб России выгода какая была приобретена в сем случае. 28 числа 1762 года армия была еще за границею и не получила осьмой месяц жалованья. На штатс-конторе было семнадцать миллионов долгу. Ни единый человек в государстве не то, чтоб знал, сколько казне было дохода, ниже не ведал званий доходов разных. Повсюду народ приносил жалобу на лихоимство, взятки, притеснения и неправосудия разных правительств, а наипаче приказных служителей.
Все ветви коммерции почти отданы были частным людям на откуп. Флот был в упущении, армия в расстройке, крепости разваливались. В Сенате за излишество почитали государственные дела слушать, ландкарту имев пред собою на столе, и оттого сделалось, что иногда сами не знали о чем судят. Стыдно сказать, что и карты печатанные не были в Сенате, и что первую карту я, быв в Сенате, послала купить в Академии. Тюрьмы были так наполнены колодниками, что хотя при смерти своей Императрица Елисавета Петровна освободила до семнадцати тысяч колодников, однако при коронации моей 22 сентября 1762 года оных еще до осми тысяч было. К заводам приписных крестьян я нашла сорок девять тысяч в явном ослушании и открытом бунте против заводчиков и, следовательно, власти той, которая их приписала к заводам. Монастырских крестьян и самых помещичьих почиталось до полутораста тысяч, кои отложились от послушания и коих всех усмирить надлежало. Поверенности же к правительству никто не имел, но всяк привык был думать, что иное учреждение не могло выходить как вредное общему благу. Жестокие пытки и наказания за безделицу, как за тяжкое преступление, ожесточили так умы, что многим казалось, что тот-то и самый порядок правосудия, а не иной какой.
Слайд 10Задачи правления:
Главная цель – благополучие отечества и благоденствие подданных;
Воспитание народа –
необходимое условие соблюдения законов и их успешного функционирования;
Преобразование социальной структуры общества, и прежде всего создание третьего сословия (ремесленников и торговцев). Для этого правительство должно было способствовать развитию торговли и предпринимательства.
Слайд 11реформы
1763 г. – реформа Правительствующего Сената
Созданный Петром
I как орган государственного управления, призванный при необходимости заменять самого государя, Сенат со временем превратился в чисто бюрократическое учреждение с присущей бумажной волокитой и нерасторопностью в решении вопросов.
Сенат теперь делился на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал дела государственные внутренние и политические, II – судебные, III – дела по губерниям, находившимся на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губ., Нарва), IV – дела военные и морские. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI – судебными.
Слайд 12 2) 1764 г. – проведена секуляризация (изъятие земель и крестьян
из церковной собственности);
3) 1764 г. – ликвидировано гетманство на Украине. Остатки автономии и былой казачьей вольности ликвидировались. Екатерина назначила П.А. Румянцева новым генерал – губернатором;
4) 1764 – 1766 гг. – Екатерина сама пишет «Наказ» Комиссии о сочинении проекта нового Уложения, в основе которого были труды Ш.Монтесье и др. европейских философов;22 главы, 655 статей. Осуждалось рабство, провозглашалась возможность ограничения свободы личности, отменялась пытка и формировалось понятие презумпции невиновности; 5) 1769 г. – учрежден орден Св. Георгия.
Слайд 131775-1785 – губернская реформа. Вводилось новое административно-территориальное устройство: страна была поделена
на губернии (41, потом увеличилось до 50), которые в свою очередь делились на уезды с населением в 300-400 тыс. человек;
Впервые судебная система была отделена от исполнительной. Уголовное судопроизводство отделялось от гражданского, НО судебные органы были устроены по сословному принципу, что отвечало интересам дворян и противоречило идеям всех остальных сословий.
Слайд 14С 1770 – нач. 1780 гг – законодательно закреплены понятия частной
собственности, свободы предпринимательства, установлены налоговые льготы, ликвидированы некоторые монополии. Впервые введены бумажные деньги (картинка на след. Слайде);
1782 г. – «Устав благочиния или полицейский» – закон о полиции. В городах создавались полицейские управления во главе с городничим.
Слайд 1529 декабря 1768 года первые бумажные деньги
Слайд 1621 апреля 1785 г. - Жалованная грамота дворянству: оценивались заслуги того
сословия, давалось определение дворянина, перечислялись его привилегии. Документ подтверждал право выбора или отказа дворян от службы, сохранял особые права в вопросах землевладения, суда, налогообложения, телесных наказаний. Указывалось, что дворянин может владеть крестьянами, покупать и продавать их, заводить фабрики и заводы, торги и ярмарки. Право на создание уездных и губернских собраний (для защиты своих интересов). Позволялось посылать специально выбранные для ходатайства о своих нуждах к самой императрице.
Слайд 1721 апреля 1785 г. – Жалованная грамота городам: в городах появились
органы самоуправления. Главный из них – «Собрание градского общества», которое созывалось раз в три года. На нем обсуждались важнейшие вопросы городской жизни и выбирался постоянно действующий исполнительный орган – Городская дума;
Присоеденены Крым, Кубань, Правобережная Украина, Литва, Белоруссия, Курляндия
1773 г. – указов Екатерины был открыт Петербургский публичный театр;
Институт благородных девиц в деревне Смольный;
Слайд 19Фёдор Иванович Янкович (де Мириево)
Слайд 20При его участии создана Учительская семинария, где преподавали молодые ученые из
Петербургской академии наук, а воспитанники становились учителями;
Издал более 70 школьных учебников;
Им создан «Устав народным училищам в Российской империи». В соответствии с ним, занятия продолжались с 8 (летом с ) до 11 утра, и после перерыва – с 14 до 16 часов вновь шли уроки. Он придумал следующее: одна большая классная доска, на которой учитель делает записи, перекличка в начале урока с целью отметить отсутствующих, поднятая рука при желании ученика ответить, классный журнал, обязательные экзамены и, наконец, каникулы.