Презентация, доклад по истории на тему Московская Русь (10 класс)

Содержание

Первое каменное здание Успенского собора было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом Петром (его память Православная Церковь будет праздновать 6 сентября), и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под

Слайд 1Московская Русь
Выполнила учитель истории Ахметова Альбина Миниварисовна
г.Стерлитамак, РБ

Московская РусьВыполнила учитель истории Ахметова Альбина Миниварисовнаг.Стерлитамак, РБ

Слайд 2Первое каменное здание Успенского собора было заложено в 1326 году первым

Московским митрополитом Петром (его память Православная Церковь будет праздновать 6 сентября), и князем Иваном Калитой. В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создавать новую резиденцию в Москве, и первое. что сделал - задумал перестройку кремлевского Успенского собора. По повелению князя строительство было доверено итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Новый собор был построен в 1479 году.
Первое каменное здание Успенского собора было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом Петром (его память Православная

Слайд 3Пророческий ряд иконостаса Благовещенского собора Кремля.

Пророческий ряд иконостаса Благовещенского собора Кремля.

Слайд 4Белокаменный Кремль

Белокаменный Кремль

Слайд 5Иконостас Благовещенского собора Московского кремля 1405. Феофан Грек (около 1340 —

около 1410)
Иконостас Благовещенского собора Московского кремля 1405. Феофан Грек (около 1340 — около 1410)

Слайд 6Иконостас Благовещенского собора Московского кремля 1405. Феофан Грек

Иконостас Благовещенского собора Московского кремля 1405. Феофан Грек

Слайд 7М.Грек (1374г) расписывал иконостас Благовещенского собора в Москве.
«Столпники»

Апостолы Матфей и Лука

из сцены "Страшный суд»

М.Грек (1374г) расписывал иконостас Благовещенского собора в Москве.«Столпники»Апостолы Матфей и Лука из сцены

Слайд 8Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и

почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован РПЦ в лике преподобных. Ученик Ф.Грека.

«Троица»

«Апостол Павел»

Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной

Слайд 9Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря

Слайд 10РУБЛЕВ Андрей (ок. 1360-70- ок. 1430), русский живописец, крупнейший мастер московской

школы живописи. Иконы и фрески Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона "Троица"). Участвовал в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-27), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е гг.). Рублеву приписывают фрагменты фресок Успенского собора в Звенигороде, иконы из Звенигорода, ряд миниатюр.

Богоматерь Владимирская Конец XIV- начало XV века Андрей Рублев

«Спас Вседержитель Андрей Рублев 1410 - 1420-е гг».

РУБЛЕВ Андрей (ок. 1360-70- ок. 1430), русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Иконы и фрески Рублева

Слайд 11Даниил Черный (около 1350 — 1428). аниил Черный был не только

старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно знаменитой «Духовной грамоте» Иосифа Волоцкого), но и абсолютно самодостаточным и опытным художником, отличавшимся от многих своих современников не только поистине уникальным даром живописца, но и умением работать с композицией, цветом и характером рисунка. Среди авторских работ Даниила Черного встречаются как фрески, так и иконы, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча»  (Успенский собор Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра)

«Иоанн Предтеча»

Фреска «Лоно Авраамово»

Даниил Черный (около 1350 — 1428). аниил Черный был не только старшим товарищем и наставником Рублева (cогласно

Слайд 12Даниил Черный (около 1350 — 1428). совместные работы Даниила Черного с

Андреем Рублевым поставили перед историками непростую проблему разделения их произведений, интересное решение которой предложил художник-искусствовед Игорь Грабарь. Иконами и фресками авторства Даниила Черного нужно признать те, в чертах которых просматриваются приметы предшествующей школы письма XIV века. Безукоризненная логика такого решения такова: в сравнении с Рублевым Даниила Черного можно считать художником старшего поколения, следовательно и все приметы «старого» иконописания — дело его рук.  

Богоматерь Даниил Черный, Андрей Рублев

Апостол Павел 15 век, 1425-1427 г. Даниил Черный, Андрей Рублев

Даниил Черный (около 1350 — 1428). совместные работы Даниила Черного с Андреем Рублевым поставили перед историками непростую

Слайд 13Дионисий. (около 1440 — 1502). Богоматерь Одигитрия.
Икона «Сошествие во ад» кисти

Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев.
Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.
В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года — образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.
Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием — фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Дионисий. (около 1440 — 1502).  Богоматерь Одигитрия. Икона «Сошествие во ад» кисти Дионисия. Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй,

Слайд 14Дионисий.

Икона Дионисия "Сошествие во ад". Накануне великого двунадесятого

Дионисий. Распятие.

Дионисий. Икона Дионисия

Слайд 15Дионисий.
Дионисий. Икона "Сергий Радонежский в житии", XV век.
Фреска Дионисия в

соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Дионисий. Дионисий. Икона

Слайд 16Гурий Никитин (1620 — 1691)
Гурий Никитин. Обращение Савла. Фреска Троицкого собора

Ипатьевского

Фрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина — не только пример великолепия и символичности русской иконописи, но по-настоящему уникальное для его времени сочетание декоративизма и монументальности в рамках одного произведения. Дело в том, что именно на период творческой зрелости Никитина — а это приблизительно 60-е годы XVII столетия — приходится подъем русского монументально-декоративного искусства — и эти тенденции не обходят стороной молодого мастера.
В непростом для русской церкви 1666 году Гурий Никитин принимает участие в возобновленных работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля — кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.
Однако, пожалуй, главным «профессиональным достижением» Гурия Никитина стала стенопись в ярославской церкви Ильи Пророка и костромском Ипатьевском монастыре. В эти годы он уже руководил группой иконописцев, выполняя при этом самую сложную часть работы — он в одиночку вычерчивал контуры всех фресок, которые потом дорисовывали ученики.
Интересный факт: если верить Дозорной книге 1664 года, выясняется, что Никитин — не фамилия, а отчество знаменитого иконописца. Полное имя мастера — Гурий Никитин (Никитович) Кинешемцев.

Гурий Никитин (1620 — 1691)Гурий Никитин. Обращение Савла. Фреска Троицкого собора ИпатьевскогоФрески костромского художника-иконописца Гурия Никитина —

Слайд 17Архангельский собор — второй по значимости, после Успенского, храм Кремля. Вплоть до XVIII

века служил родовой усыпальницей великих московских князей и царей.

1505—1508. Гравюра 1870-х гг. Архангельский собор Московского Кремля

Архангельский собор Московского Кремля.

Архангельский собор — второй по значимости, после Успенского, храм Кремля. Вплоть до XVIII века служил родовой усыпальницей великих московских

Слайд 18Архангельский собор Московского Кремля.
Архангельский собор был заложен Иваном Калитой на месте

деревянной церкви в 1333 году и освящен во имя архангела Михаила, почитаемого на Руси как покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. Собор был перестроен и приобрёл современный вид в начале XVI века, строительством руководил итальянский архитектор Алевиз Новый.
Помимо своего основного предназначения, вплоть до XVIII века служил ещё и родовой усыпальницей великих московских князей и царей. Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, первый русский царь Иван Грозный, царевич Дмитрий, цари Михаил и Алексей Романовы. После 1929 года в подклет собора были перенесены усыпальницы цариц и великих княжон. Всего в некрополе расположено 47 надгробий и 2 раки.
Архангельский собор знаменит своей уникальной «портретной галереей» — стены собора украшены изображениями великих князей и их прославленных предков, всего более 60 изображений известных исторических деятелей.
Среди членов княжеской семьи существовала традиция: перед опасными военными походами самодержцы приходили в Архангельский собор просить помощи и заступничества у своих умерших предков. Так, Дмитрий Донской пришёл поклониться праху своих предков перед Куликовской битвой. Обычай предполагал посещение храма и после удачного сражения — следовало поблагодарить молитвою своих заступников. Кроме того, среди государственных правителей обязательным было посещение Архангельского собора на Страстной и Пасхальной неделях, в дни памяти родных и на престольные праздники.
Собор сильно пострадал после Отечественной войны 1812 года — в алтаре храма французы устроили походную кухню лично для Наполеона, а также пищевой склад. Часть храмовых святынь была утрачена.
  Мне нравится

Архангельский собор Московского Кремля. Архангельский собор был заложен Иваном Калитой на месте деревянной церкви в 1333 году

Слайд 19Никитин Гурий (Кинешемцев)
Никитин Гурий (Кинешемцев) (1620/25-1691).

Кирик и Улита. Ярославль. Г.Никитин. 80-е

годы XVII века.

Никитин Гурий (Кинешемцев)Никитин Гурий (Кинешемцев) (1620/25-1691).Кирик и Улита. Ярославль. Г.Никитин. 80-е годы XVII века.

Слайд 20Симон Ушаков (1626 — 1686)
Спас нерукотворный, Икона С.Ушакова,1658 г.
Фаворит царя Алексея

Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства, непревзойденный мастер рисунка и цвета, Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.
Многие исследователи сходятся на том, что Ушакову не было равных в писании ликов — и именно по тому, как он писал их проще всего отследить, какие изменения — логичным образом совпавшие с церковной реформой патриарха Никона — произошли с русской иконописью. У Ушакова традиционный для русской иконописи лик Спасителя приобрел «новые, неведомые ему дотоле черты. Новгородский Спас был грозным Богом, новый Спас бесконечно ласковее: он Богочеловек. Это очеловеченье Божества, приближение его к нам внесло теплоту в суровый облик древнего Христа, но в то же время лишило его монументальности».
Еще одной важнейшей исторической особенностью творчества Ушакова становится тот факт, что в отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывает свои иконы. На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени — если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь — и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу — то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.
Интересный факт: Симон Ушаков активно занимался преподаванием иконописи. Среди прочих учился у него и Гурий Никитин.

Симон Ушаков (1626 — 1686)Спас нерукотворный, Икона С.Ушакова,1658 г.Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых

Слайд 21Симон Ушаков.
Киккская икона Богоматери Елеусы, написанная Симоном Ушаковым

Троица.
Симон Ушаков.Киккская икона Богоматери Елеусы, написанная Симоном Ушаковым

Слайд 22Симон Ушаков.
Богоматерь Казанская Россия.
Икона представляет собой замечательный образец творчества Симона

Симон Ушаков.Богоматерь Казанская Россия.Икона представляет собой замечательный образец творчества Симона

Слайд 23Симон Ушаков.
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ Симон Ушаков, 1676 г.
Спас Вседержитель. Икона письма Симона

Ушакова. XVII в.
Симон Ушаков.АРХАНГЕЛ МИХАИЛ Симон Ушаков, 1676 г.Спас Вседержитель. Икона письма Симона Ушакова. XVII в.

Слайд 24Симон Ушаков.
Тайная вечеря. Икона.
Интересна другая икона Симона Ушакова - "Древо

Московского государства
Симон Ушаков.Тайная вечеря. Икона. Интересна другая икона Симона Ушакова -

Слайд 25Федор Зубов (около 1647 — 1689)
Икона «Илья Пророк в пустыне»
На

миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне» кисти Федора Зубова.Исследователи русской иконописи сходятся на том, что главнейшей заслугой Федора Зубова стало стремление вернуть изображаемым ликам святых духовную значительность и непорочность. Иначе говоря, Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.
Как и Симон Ушаков, Зубов работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.
Интересный факт: «жалованным иконописцем» царского двора, то есть, мастером, ежемесячно получающим жалованье и через это — определенную уверенность в завтрашнем дне, Федор Зубов стал по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что в начале 1660-х годов семья Зубова осталась практически без средств к существованию, и иконописец был вынужден написать челобитную царю.

Федор Зубов (около 1647 — 1689)Икона «Илья Пророк в пустыне» На миниатюре: Икона «Илья Пророк в пустыне»

Слайд 26 Икона 'Чудо Георгия о змие.
Святой воин, освобождая царевну, побеждает дракона.

После Куликовской битвы это изображение московские князья любили помещать на своих печатях, монетах, чашах.
Икона 'Чудо Георгия о змие.  Святой воин, освобождая царевну, побеждает дракона. После Куликовской битвы это

Слайд 27Шапка Мономаха это первая корона, которую носили русские правители

Шапка Мономаха это первая корона, которую носили русские правители

Слайд 28Шапка Мономаха это первая корона, которую носили русские правители
Шапка представляет собой

среднеазиатский головной убор[1]. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту»[2].
В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим»[

Шапка Мономаха это первая корона, которую носили русские правителиШапка представляет собой среднеазиатский головной убор[1]. Не исключено, что

Слайд 29Пушечный двор
Пушечный двор (Москва) — центр пушечно-литейного производства в России в XVI—XVII

вв. Возник в конце XV века на базе пушечной избы, первое летописное упоминание о которой относится к 1475 году. Располагался в Москве на реке Неглинной (в районе современной Лубянской площади и Пушечной улицы, предположительно на месте здания Детского мира). С середины XVI века Пушечный двор представлял собой государственную мануфактуру с плавильными печами, кузницами, литейными амбарами и другими предприятиями, был одним из передовых в техническом отношении производств своего времени. С середины XVII века кузнечные молоты двора приводились в движение с помощью воды. На предприятии работало до 400—500 мастеров, подмастерьев и учеников 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.). Отливались орудия, в том числе с раструбом и казнозарядные, а также колокола.
Бронзовая пищаль русского мастера Якова была отлита на Пушечном дворе в 1483 году (хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге). Замечательным образцом пушечно-литейного искусства XVI—XVII вв. является Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в 1586 и Царь-Колокол, отлитый русскими мастерами И. Ф. Маториным и М. И. Маториным в 1733-35 годах, экспонируемые в Кремле. Подобные дворы в XVI—XVII вв. существовали в Устюге, Вологде, Новгороде, Пскове и других русских городах. В XVIII веке в связи с созданием ряда военных заводов в разных районах России значение Пушечного двора в Москве упало; в конце века он стал хранилищем оружия, боеприпасов и знамён. В 1802—03 здания П. д. были снесены.

Пушечный двор Пушечный двор (Москва) — центр пушечно-литейного производства в России в XVI—XVII вв. Возник в конце XV

Слайд 30Царь пушка
Царь колокол

Царь пушкаЦарь колокол

Слайд 31Афанасий Никитин - тверской. «Хождение за три моря»

Афанасий Никитин - тверской. «Хождение за три моря»

Слайд 32Зарождение вольнодумцев – еретиков.
Святой Нил Сорский. 15 век. Жил в глухом

лесу на р. Соре. Предлагал монахам повторить путь С.Радонежского – молиться за людей, уходя от мирской суеты, отказываясь от богатств, не владея селами крестьянами.

Прп. Иосиф Волоцкий, основал Иосифо-Волоколамский монастырь, собирал оброки с крестьян, торговал разными товарами, а на вырученные деньги строил каменные стены и палаты, где давал приют бездомным.

Зарождение вольнодумцев – еретиков.Святой Нил Сорский. 15 век. Жил в глухом лесу на р. Соре. Предлагал монахам

Слайд 33При Иване III

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР В МОСКВЕ.


Грановитая Палата - главный парадный приёмный

зал великокняжеского
При Иване IIIБЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР В МОСКВЕ.Грановитая Палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского

Слайд 34Успенский собор. (Аристотель Фиорованти в 1475 г)

Успенский собор. (Аристотель Фиорованти в 1475 г)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть