Слайд 1Презентацию выполнила библиотекарь
МОУ «СОШ № 43» г. Воркуты
Острова Татьяна Геннадьевна
19 ноября
1711 –
04 апреля 1765
Михаил Васильевич Ломоносов
Слайд 2Вступление
Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений
можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества.
Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия - вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”.
В то время, когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения – славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия.
Однако требования высших кругов общества не позволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме как читать и писать, по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием.
Слайд 3Место рождения
д. Мишанинская
Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии
Слайд 4Деревня Мишанинская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове, против
города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатые выгоны для скота, а главное - открытый выход в море.
Слайд 5Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье черносошного крестьянина помора Василия Дорофеевича
Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урожденной Сивковой.
Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного. Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.
В начале XVIII века семья Ломоносовых имела Средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом - около 67 сажен, но главным источником благосостояния являлся морской промысел.
Слайд 6Галиот «Чайка»,
принадлежащий семье Ломоносовых
Слайд 7Плавания в суровых северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в
артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили одной семьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам.
Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком - старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то есть знал навигационное дело.
В 1722 отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753, Ломоносов писал, что отец «довольство кровавым потом нажил».
Слайд 8Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом
в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десяти лет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью. Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора». .. (Вернадский «Ломоносовский Сборник», II, 144).
Слайд 9Первые учебники
В 11-12 лет Михайло начал учиться грамоте.
Его первым учителем был дьячок местной церкви. Он прочитал все, что было под рукой. У соседа нашлись славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого. Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.
Слайд 10» «принужден был читать и учиться…в уединенных и пустых местах
Слайд 11
Ещё от матери Ломоносов научился читать и получил
охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нём поморами-старообрядцами.
Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Слайд 12Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение
- оставить родной дом и отправиться в Москву.
Годы, проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.
Слайд 14В Москву Ломоносов ушёл с ведома отца, произошло это в конце
1730 года; один из местных крестьян поручился даже во взносе за него податей; но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах». Уход из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городах России - в Москве, Киеве и Петербурге - можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву.
Слайд 15Путь Ломоносова В Москву
Холмогоры
Москва
Слайд 16Славяно-греко-латинская академия
Слайд 17
В «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую
академию, Ломоносов вступил в 1731 и пробыл там около 5 лет. Никто не ожидал в Москве юношу с далёкого Севера. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И. И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. Позже Ломоносов вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться».
Слайд 18
В научном отношении пребывание в академии принесло ему
немалую пользу: он не только приобрёл вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился и вообще с тогдашней «наукой», хотя и в обычной для того времени схоластической форме разных «пиитик», «риторик» и «философий».
Удивительная целеустремлённость была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, он читал летописи, книги духовного и светского содержания в библиотеке Заиконоспасского монастыря.
Слайд 20
В ноябре 1735года в числе 12-ти
лучших учеников Ломоносова отправили в Петербургскую академию наук.
Михаил Васильевич Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук, когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было уже сложившееся научное учреждение, которое имело большой для того времени штат сотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины того времени.
Слайд 21
Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный помор с
первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. Под руководством Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».
Слайд 22Ведя, длительную переписку по поводу приезда из Москвы новых студентов, Академия
Наук так и не позаботилась об их устройстве. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в конце 1736 года переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова около Невы. Здесь Ломоносов прожил почти полгода до отъезда в Германию. По отчётам о расходах за февраль-апрель 1736 года, затраченных на нужды 12 студентов, можно представить их скромный быт в Петербурге. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д.
Слайд 24В 1736 трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены
Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет:
- около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля;
- около года провел он в переездах, был в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова.
Слайд 25С ноября 1736 года (после 4 числа) Михаил Ломоносов жил в
доме вдовы марбургского пивовара, члена городской думы и церковного старосты Генриха Цильха, Екатерины-Елизаветы Цильх (урожденной Зергель).
Слайд 26Возвращение в Москву
Возратясь в Москву в 1745 году, Ломоносов стал первым
русским профессором, членом Академии наук
Слайд 27Он занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию,
философии, истории
Слайд 28Химия
Ломоносов по-новому осознал роль и значение химии, её место среди наук,
изучающих природу.
«Слово о пользе
Химии»
Слайд 29Ломоносов в своей
химической лаборатории
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой
проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751
Слайд 30Открытия в области химии
Открыл первую химическую лабораторию в России
Составил рецепт для
приготовления фарфоровых масс
Разработал принципы новой науки «Физической химии»
Слайд 31Открытия в области физики
Открыл закон сохранения материи
Сконструировал термометр
Слайд 32Открытия в области астрономии
Усовершенствовал подзорную трубу, которую называл «ночезрительной» прибор
«для сгущения света»
Открыл атмосферу на Венере
Слайд 33Открытия в области поэзии и литературы
Разработал правила русского языка, составил
книгу «Русская грамматика»
В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова»
Слайд 34Открытия в области истории
Написал 1-ый том Российской истории
Составил «Краткий Летописец с
родословием»
Слайд 35Открытия в области географии
*составил «Полярную карту»;
* разработал приборы для морского кораблевождения;
*доказал
существование материка на Южном полюсе (Антарктиды);
*доказал возможность Северного морского пути в Индию.
Слайд 36Открытия в области геологии
Ломоносов первым в России обратил внимание на историю
самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России.
*Теория возникновения минералов и металлов
*О причине землетрясений
Слайд 37Ломоносов - художник
* Открыл секрет изготовления смальты
* Изготовил 40 мозаичных картин
*
Избран почетным членом Петербургской Академии художеств
* Открыл мозаичную мастерскую
Слайд 38Смерть М.В.Ломоносова
Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает от
случайной простуды 4 апреля 1765 года в возрасте 53 года
Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробие М. В. Ломоносова – мраморная стела с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом. Мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина, 1760-е годы.
Слайд 39Могила М.В.Ломоносова
в Александро – Невской лавре
Слайд 40В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан
Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян
Слайд 41НАГРАДЫ – Орден Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в
государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Слайд 42Потомки Ломоносова
Так как Михаил Васильевич не имел сыновей, линия рода Ломоносовых,
которую он представлял, пресеклась.
Единственная оставшаяся в живых дочь Елена Михайловна Ломоносова (1749-1772) вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова, домашнего библиотекаря императрицы Екатерины II. От брака Елены Ломоносовой и Алексея Константинова родился сын Алексей (ок. 1767-1814) и три дочери Софья (1769-1844), Екатерина (ок. 1771-1846) и Анна (ок. 1772-1864). Софья Алексеевна Константинова вышла замуж за Николая Николаевича Раевского-старшего, генерала, героя Отечественной войны 1812 года.
Все дети, внуки, правнуки и последовавшие поколения, происходящие от Алексея Алексеевича и Елены Михайловны Константиновых, являются непрямыми потомками М. В. Ломоносова.
Слайд 43Источники:
1. Артемов, В. В. Русские ученые и изобретатели [Текст]
/ В. В. Артемов; [ил. А. Н. Позиненко]. – М.: Росмэн-Пресс, 2003. – 334, [1] с.: ил. – (Великие русские).
2. Астафуров, В. И. М. В. Ломоносов: для славы народа российского [Текст] : книга для учащихся 8-11 кл. / Владимир Иванович Астафуров. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.: ил.
3. Баландин, Р. К. Великие русские люди: детство и юность [Текст] / Р. К. Баландин. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 259, [2] с.
4. Варшавский, А. Сыны Отечества / А. Варшавский. – М.: Детская литература, 1987. – 301, [2] с.: ил. – (Люди. Время. Идеи).
5. Воскобойников, В. М. Жизнь замечательных детей [Текст] : [для младшего и среднего школьного возраста] / Валерий Михайлович Воскобойников. – М.: ОНИКС, 2008. – 220, [2] с.: ил.; 22 см. – (Библиотека российского школьника). – (Читаем по школьной программе).
6. Ишлинский, А. Ю. М. В. Ломоносов – великий русский ученый / А. Ю. Ишлинский, Г. Е. Павлова; редкол. И. В. Петрянов, И. Л. Кнунянц, А. Л. Нарочницкий. – М.: Педагогика, 1986. – 126, [2] с.: ил. – (Библиотечка детской энциклопедии ученые – школьнику).
7. Карпеев, Э. П. М. В. Ломоносов – великий русский ученый-энциклопедист [Текст] : к 275-летию со дня рождения / Э. П. Карпеев. – Л., 1986. – 30, [2] с.
8. Кудрявцев, Б. Б. М. В. Ломоносов [Текст] / Б. Б. Кудрявцев. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во мин-ва просвещения, 1955. – 124, [3] c. – (Классики физики).
Слайд 44
9. Лебедев, Е. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] / Е. Лебедев. –
Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 636, [2] c.
10. Ломоносов, М. В.: Имя Россия. Исторический выбор 2008 [Текст] / [Е. П. Карпеев]. – М.: АСТ : Астрель : Телеканал Россия, 2008. – 188, [2] с. : ил. ; 21 см. – На обл. и тит. листе авт. не указан. – Авт. указан на обороте тит. листа. – Библиогр.: с. 190.
11. Ломоносов, Михаил Васильевич — Википедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. — Загл. с экрана. – Яз. рус.
12. Михаил Васильевич Ломоносов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mvlomonosov.narod.ru/. — Загл. с экрана. – Яз. рус.
13. Перевезенцев, С. Михайло Ломоносов [Текст] / С. Перевезенцев; худож. Е. Орлов. – М.: Белый Город, 2004. – 48 с.: ил. – (История России).
14. Равич, Н. Повесть о великом поморе [Текст] / Николай Равич. – М.: Сов. Писатель, 1955. – 228 с.
15. Самин, Д. К. Сто великих ученых [Текст] / Д. К. Самин. – М.: Вече, 2001. – 590 с.: ил. – (100 великих).
16. Энциклопедия для детей. Т. 27 [Текст] : Великие люди мира / ред. кол.: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю. Антонова и др. – М.: Астрель: Мир энциклопедий Аванта +, 2008. – 635, [2] с.: ил.
Слайд 45Главнейшие труды
М. В. Ломоносова:
Сочинения, СПб., 1891-1898, т. 1-IV: Л., 1934,
т. VI, VII (в т. IV: Слово о явлениях воздушных, от Електрической силы происходящих; Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее и др.; в т. V: Слово о пользе химии; Слово о рождении металлов от трясения земли; Рассуждение о большей точности морского пути; Рассуждение о твёрдости и жидкости тел; Явление Венеры на солнце, наблюдённое в Санктпетербургской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года; Слово об усовершенствовании зрительных труб и др.; в т. VI; О морозе, случившемся после тёплой погоды в апреле месяце сего 1762 года; Испытание причины северного сияния и других подобных явлений; Dissertatio physica de corporum mixtorum differentia quae in cohaesione corpusculorum consistit; Theoria Electricitatis, methodo mathematico concinnata; Tentamen Chymiae Physicae in usum studiosae juvenutsis adornatum. Dromus ad veram chymian Physiam и др.; в т. VII: Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Северным океаном в восточную Индию; Первые основания Металлургии или Рудных дел с двумя прибавлениями; Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях; Dissertatio de motu aeris in fodinis observato и др.). Физико-химические работы. М. – Пг., 1923; Стихотворения, Л. 1935; Избранные философские произведения, М., 1940.
Слайд 46Интернет источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич
https://24smi.org/celebrity/5146-mikhail-lomonosov.html