Презентация, доклад по истории на тему Личность И.В. Сталина в учебниках истории

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. "…при его подготовке Сталин взял инициативу на себя и сам непосредственно строчку за строчкой, букву за буквой, запятую за запятой отредактировал это решение". Нарком просвещения

Слайд 1«Личность И.В. Сталина

в учебниках истории: вчера и сегодня»

А.Б. Анисимова, учитель истории
МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №6 города Ставрополя

«Личность И.В. Сталина

Слайд 2Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г.


"…при его подготовке Сталин взял инициативу на себя и сам непосредственно строчку за строчкой, букву за буквой, запятую за запятой отредактировал это решение".
Нарком просвещения А.С. Бубнов

Решительный поворот к преподаванию истории

Вводилось изучение истории в школах, восстанавливались закрытые вскоре после революции исторические факультеты в университетах и ставилась задача подготовки учебников по истории.

Учебник для 4-го класса

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г.

Слайд 3«История Гражданской войны в СССР» - это был первый исторический труд,

официально санкционированный и написанный под контролем высшего партийного руководства. Вышли первые два тома в1936г. и в 1938 г.

Решительный поворот к преподаванию истории

Под редакцией: М. Горького, В. Молотова, К. Ворошилова, С. Кирова, А. Жданова, А. Бубнова, Я. Гамарника, И. Сталина.

«История Гражданской войны в СССР» - это был первый исторический труд, официально санкционированный и написанный под контролем

Слайд 4В 1938 г. выходит «История ВКП (б). Краткий курс», которая была

отредактированная лично И.В. Сталиным.

Решительный поворот к преподаванию истории

С особенной полнотой « История ВКП (б). Краткий курс « отразился на содержании первого «стабильного2 школьного учебника по истории для 10 класса средней школы, вышедшего в 1940 г.

В 1938 г. выходит «История ВКП (б). Краткий курс», которая была отредактированная лично И.В. Сталиным. Решительный поворот

Слайд 5Решительный поворот к преподаванию истории
Учебник истории для 10-го класса, последнего

класса средней школы. 1940 г.

Авторы: Базилевич В.К., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В.

Решительный поворот к преподаванию истории Учебник истории для 10-го класса, последнего класса средней школы. 1940 г.Авторы: Базилевич

Слайд 6Учебники, издававшиеся в годы Великой Отечественной войны, повторяли издание 1940 г.

В них лишь включались дополнения о недавних событиях войны, при этом непременно отмечалась выдающаяся роль Сталина не только как вождя, но и как полководца.

Учебники, выходившими в первые послевоенные годы, вплоть до смерти Сталина в 1953 г. и сразу после смерти в 1954 г., продолжали утверждать, что «имя Сталина справедливо стоит рядом с именем величайших людей во о всей истории человечества – Маркса, Энгельса, Ленина.»

Учебники, издававшиеся в годы Великой Отечественной войны, повторяли издание 1940 г. В них лишь включались дополнения о

Слайд 7С середины 50-х гг. сталинская интерпретация истории страны в ХХ в.

была заменена неосталинистской трактовкой, в которой в основном сохранилась прежняя схема, но непогрешимыми руководителями всех преобразований назывались, уже не Сталин, а Ленин и созданная им коммунистическая партия.
С середины 50-х гг. сталинская интерпретация истории страны в ХХ в. была заменена неосталинистской трактовкой, в которой

Слайд 8Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России: ХХ —

начало ХХI века. М.: Русское слово, 2008 (8-е издание)

«Обладавший незаурядными организаторскими способностями, он сумел добиться выдвижения на ключевые посты в центре и на местах своих соратников … Проводил коварную тактику в отношении своих оппонентов. Прекрасно зная их слабости, соперничество друг с другом, он разобщал их, провоцировал между ними конфликты и споры по теоретическим вопросам, в которых сам первоначально не участвовал. …
И.В. Сталин и его окружение воспользовались тем, что смысл теоретических дискуссий был малопонятен большинству членов ВКП(б), привыкших к простым и ясным лозунгам. Рядовых партийцев оказалось легко убедить, что «теоретики», навязывавшие ВКП(б) дискуссии, в действительности ведут раскольническую деятельность и с ними следует бороться административно-карательными мерами.» (с. 182–183).

Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России: ХХ — начало ХХI века. М.: Русское слово,

Слайд 9Перегибы и преступления Сталина были, но они были неизбежны во вражеском

окружении и в условиях мобилизации, они искупаются успехами в модернизации страны, без которых была бы невозможна победа в Великой Отечественной войне. 

Попытка создания новых учебников

История России: 1945—2007: Учебник для 11 класса / Под ред. А.А. Данилова, А.И. Уткина, А.В. Филиппова. М.: Просвещение, 2007.
Второе издание: История России, 1945—2008. М.: Просвещение, 2008; 
Данилов А.А. История России 1900—1945. Методическое пособие. 11 класс. М.: Просвещение, 2008.

Перегибы и преступления Сталина были, но они были неизбежны во вражеском окружении и в условиях мобилизации, они

Слайд 10Школьники узнают наконец-то «правду» о том, что именно СССР спровоцировал  начало мировой

войны (с. 144). 

«История. Россия и мир.» 11кл.
Базовый уровень. Волобуев О.В. и др., 2013 г.  



  А чтобы никто не вздумал сомневаться, в учебнике есть и «неоспоримое доказательство» –  английская карикатура  1939 года.

Школьники узнают наконец-то «правду» о том, что именно СССР спровоцировал  начало мировой войны (с. 144). «История. Россия и мир.» 11кл.

Слайд 11Учебное пособие А.С.Барсенкова и А.И.Вдовина «История России 1917–2009» (авторы – профессора исторического факультета

МГУ)

Проводится мысль, что сталинский террор был необходим и обусловлен реальным  существованием в стране многочисленной «пятой колонны»

Утверждается, что движущей силой массовых репрессий 1937 г. были местные руководители, опасавшиеся проигрыша выборов в Верховный Совет и желавшие уничтожить всех недовольных. 

Анализ причин изменения сталинской политики в отношении Церкви в годы войны подменяется утверждением, что «нормализации государственно-церковных отношений в СССР способствовало пророчество митрополита Гор Ливанских Илии Салиба», в декабре 1941 г. об этом лично докладывал Сталину маршал Шапошников, а «Сталин прислушался к повелению».

Учебное пособие А.С.Барсенкова и А.И.Вдовина «История России 1917–2009» (авторы – профессора исторического факультета МГУ) Проводится мысль, что сталинский террор

Слайд 12…как личность для части населения он стал символом порядка. Люди забывают,

какой ценой достигался этот порядок, да большинство тогда и не жило, и не знают, о чем говорят.

Академик А.О. Чубарьян 

Консенсус по оценке роли Сталина


…Но вот война, и Сталин — Верховный главнокомандующий, с именем которого ассоциировалась победа. Можно ли описывать ее, не упоминая его как главу государства? Конечно, нет, это объективные вещи, о которых надо писать.

…Но столь же объективно и то, что не может быть забыто и прощено, — прежде всего репрессии, уничтожение цвета нации. Значит, об этом тоже нужно прописать.

…как личность для части населения он стал символом порядка. Люди забывают, какой ценой достигался этот порядок, да

Слайд 13Трудный вопрос № 12 Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и

единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.

Путь Сталина к вершинам
власти известен в подробностях.

Как он расправился с Троцким,
Бухариным, Рыковым,
Зиновьевым, Каменевым
и другими своими конкурентами.
Как он зачистил руководство РККА, воспользовавшись делом
Тухачевского.

М.А. Шолохов точно сказал: «Был культ, но была и личность».

Для появления Сталина в нашей истории были объективные предпосылки.
Необходимо было провести индустриализацию и коллективизацию, добиться сверхконцентрации ресурсов для экономического и культурного рывка.

Историко-культурный стандарт

Трудный вопрос № 12 Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.Путь Сталина

Слайд 14Единый учебник

Единый учебник

Слайд 15«Как я могу относиться к Сталину, человеку, тирания которого очевидна? Человеку, на совести

которого — и не только на его совести — жертвы политических репрессий.
Но при этом мы должны согласиться, что этот человек — государственник. Я его обычно называю большим политиком с большим-большим знаком «минус».

Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева

С 1943 года по 1953 год Сталин «использовал потенциал церкви для организации послевоенного мироустройства». «Уникальность этого десятилетия заключается в том, что интересы правителя и церкви совпали».

Позиция власти

«Как я могу относиться к Сталину, человеку, тирания которого очевидна? Человеку, на совести которого — и не только на его совести — жертвы политических репрессий. Но при этом

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть