Слайд 2Тема урока: «Куликовская битва»
Цели урока:
Познавательный аспект:
1. Создание условий
для формирования у учащихся представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия;
2. Создание условий для формирования умения выявлять причины, способствовавшие победе русских войск на поле Куликовом;
3.Показать рост национального самосознания народа;
4.Расширить представление о роли Русской Православной церкви в обеспечении победы на поле Куликовом.
Развивающий аспект:
1.Содействовать формированию навыков самостоятельного анализа исторических событий, сравнения и оценивания исторических событий;
2. Закрепить навыки работы с историческими источниками и исторической картой.
Воспитывающий аспект:
1.Создание условий для формирования у учащихся системы ценностей и убеждений , основанных на нравственных и культурных достижениях человечества;
2. Воспитание патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России.
Слайд 3Планируемые результаты
Учащиеся узнают :
О политической деятельности князя Дмитрия, о его роли
в укреплении Московского княжества, о его незаурядном полководческом таланте;
О причинах победы и значении победы на Руси в Куликовской битве;
Мужестве и храбрости русского войска в борьбе против монголо- татарского ига;
О памяти народной об этом событии, увековеченном в литературе, скульптуре, живописи;
О роли Русской Православно церкви в обеспечении победы на поле Куликовом.
Опорные знания:
Имена: Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, князь Владимир Андреевич Храбрый, Боброк- Волынский, Пересвет, Мамай, Челубей.
Даты и события: 1378г.- битва на реке Воже, 8 сентября 1380г.- Куликовская битва.
Понятия: темник, воевода, хан, ярлык, национальное самосознание.
Виды деятельности: работа с документами, исторической картой, визуальными материалами, составление таблиц, эвристическая беседа
Слайд 4Структура урока
I.Вводная часть
1.Мотивационная часть
2.Содержательная часть
3.Организационная часть
II.Основная часть
III.Информационный блок
VI.Заключительная
часть
1.Обсуждение.
2.Подведение содержательных итогов занятия (заполнение таблиц, формулирование основных выводов)
V. Рефлексивный блок
1.Подведение общих итогов.
2.Возвращение к ожидаемым результатам.
3.Рефлексия и оценивание. Контрольные вопросы по теме «Куликовская битва»
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Слайд 5Эпиграф к уроку:
Лучше пасть, достойно смерть преемля,
Чем позором жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь.
Н. Старшинов «Там за Непрядвою, за Доном».
Слайд 7Группа 1. Задачная формулировка
( информационная компетентность ,
аспект:
извлечение первичной информации,
II уровень) :
внимательно прочитайте учебник (стр 160)
и назовите 2 причины:
Почему Мамай так
торопился начать поход на Русь?
Мамай
Дмитрий Иванович
Группа 2. Задачная формулировка( информационная компетентность ,
аспект: извлечение первичной информации,
I уровень
внимательно прочитайте учебник (стр 158-159)
и назовите мероприятия( не менее 3) :
Дмитрия Ивановича по укреплению Москвы
и Московского княжества?
Слайд 9Московский кремль
.
A. M. Васнецов. 1922 г. Акварель.
Музей истории и реконструкции, Москва
А.М.Васнецов. Московский
кремль
при Иване Калите
Слайд 11
Русская рать во главе с князем Дмитрием
Слайд 12Соратники Дмитрия Донского
Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу
с Мамаем»
Сергий Радонежский-
один из самых
почитаемых русских святых.
Прославился своей
праведностью,
добродетельностью.
Всю жизнь служил Богу
и людям.
Благословил Дмитрия Донского
на борьбу с Ордой и дал
ему в помощь двух иноков-героев
Пересвета и Ослябю.
Слайд 14Поле Куликово
Географическое положение: Тульская область , между деревнями Даниловка и
Куликово.
Ширина – 4- 5 км
Глубина - 4-5 км
Местность изрыта оврагами, перелесками, речушками, болотистая.
Крупные реки: Дон, Непрядва, более мелкие: Нижний Дубяк, Смолка.
Задачная формулировка (информационная компетентность,
аспект : извлечение первичной информации( I уровень)
Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопрос
1. Почему местом для сражения князь Дмитрий
выбрал именно поле Куликово ? Назовите 2 причины
Слайд 16Таблица на сравнение «Тактика Дмитрия Ивановича и хана Мамая»
Задачная формулировка: компетентность
разрешения проблем, аспект: оценка результата продукта деятельности ( I уровень )
Работа в группах: пользуясь материалом учебника(стр.160-161)
1.Сравнить тактику Дмитрия Ивановича и Мамая.
2. У кого из противников были лучшие позиции и почему? Как здесь проявился полководческий талант Дмитрия Ивановича?
Слайд 17Соратники князя Дмитрия Ивановича
Боброк-Волынский Дмитрий Михайлович
Владимир Андреевич Храбрый(1353–1410)
В Куликовской битве вместе
с серпуховским князем Владимиром Андреевичем командовал засадным полком, своевременный удар которого решил исход битвы в пользу русских.
Двоюродный брат великого князя Дмитрия Ивановича Донского. В Куликовской битве (1380) командовал засадным полком, своевременный удар которого решил исход битвы в пользу русских. За участие в Куликовской битве был прозван Храбрым.
Слайд 18
Модельный ответ
Таблица на сравнение «Тактика Дмитрия Ивановича и хана Мамая»
Слайд 19Куликовская битва 8 сентября 1380г.
Задачная формулировка: информационная компетентность, аспект:
Извлечение первичной
информации(II уровень)
Используя справочный материал источника, заполните таблицу
И сделайте вывод: каковы результаты этой битвы.
князья Ростова, Ярославля, Мурома, Белоозера, Новгорода, братья Ягайло; Золотая Орда и её союзники:
итальянские наёмники, литовский князь Ягайло, половцы, черкесы,
генуэзцы, 60-100 тыс., 100-150 тыс., до 20 тыс., 8/9 всего войска.
Слайд 20Ключ к модельному ответу
по таблице «Тактика…»
За каждый правильный ответ -1б.
Максимальное
количество баллов -17б.
Модельный ответ по таблице «Куликовская битва»…»
Ключ к модельному ответу по таблице «Куликовская битва»
За каждый правильный ответ -1б.
Максимальное количество баллов -10 б.
Слайд 21Причины победы русских в Куликовской битве
Храбрость и мужество русских воинов;
полководческий талант
князя Дмитрия Ивановича;
объединение сил русских княжеств и осознание себя единым русским народом, способным противостоять Орде и добиться независимости;
поддержка Русской православной церкви.
Слайд 22Историческое значение Куликовской битвы
Развеян миф о непобедимости Золотой Орды
Увеличилось число сторонников
объединения Руси под началом Московского княжества
Многие русские князья и русские земли выразили готовность участвовать в предстоящей борьбе русского народа с татарами.
Международное значение победы русских на поле Куликовом
укрепился международный авторитет Руси
Слайд 27V. Рефлексия .Контрольные вопросы по теме «Куликовская битва»
1.В каком году была
Куликовская битва:
1240
1378
1380
1480
2. Расположите эти события в хронологическом порядке:
Битва на реке Воже
Поединок Пересвета с Челубеем
Строительство белокаменного Кремля.
Бегство Мамая
3.Соотнесите понятия и термины:
Ярлык воевода
Темник ханская грамота на княжение
Самосознание правитель у татар
Хан осознание народом своего единства
4. За что князь Дмитрий Иванович получил имя Донского
За победу над Тверью
За победу в Куликовской битве
за участие в Невском сражении
За укрепление Московского княжества
Слайд 28Контрольные вопросы
5. Красным цветом закрасьте имена сторонников Дмитрия Донского, синим –
союзников Мамая.
Наемные отряды генуэзцев,
Боброк- Волынский,
Владимир Андреевич Серпуховский
Литовский князь Ягайло
6. Кто такие Пересвет и Челубей :
Богатыри , с поединка которых началась Куликовская битва
Русские герои народных былин, посвящённых Куликовской битве
Два монаха , отправленные Сергием Радонежским на Куликовскую битву.
7. Куликовская битва закончилась победой русского войска во многом благодаря :
Действиям засадного полка во главе с Боброком- Волынским
Действиям большого полка под командованием князя Дмитрия Ивановича
Измене союзника Мамая- литовского князя Ягайло
Слайд 29Самопроверка
Результаты тестирования:
1-3
2 -3,1,2,4.
3. Ярлык
ханская грамота
Темник воевода княжение
Самосознание осознание народом своего единства
Хан правитель у татар
4. -2
5. Наёмные генуэзцы Боброк - Волынский
Литовский князь Ягайло Владимир Александрович Серпуховский
6.-1
7. -1
Слайд 30Оценочный лист
Критерии: Устная работа – правильный ответ- 1б,
Составление таблицы-
(ключи прилагаются), работа с документами -1 б,
Контрольное тестирование – каждый правильный ответ -1б ( всего 7б)
Слайд 31Домашнее задание
Учебник: №23, стр 160-163( всем)
Индивидуальные задания: (для слабых уч-ся)
1.Рассказ по картине «Поединок Пересвета с Челубеем»(стр.162) с использованием стр. параграфа№23
2. (для средних) Составить рассказ по картине «Утро на Куликовом поле» (стр.161) от лица участника сражения.
3. для сильных уч-ся: найти из различных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) Какие памятники построены в честь защитников Куликовской битвы( приготовить сообщение на
2 мин.)
Слайд 32Послесловие
Русь за время своего существования не раз переживала трудные времена
и на её долю выпало немало испытаний, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее: «А Русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей!»
Афанасий Никитин
«Хождение за три моря».