Слайд 2Вспомните, что такое восточный вопрос?
Какие события внешней политики России связаны
с его разрешением?
Слайд 3Задание на урок
Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал:
« Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».
Как вы понимаете эту фразу?
Слайд 4Причины и повод войны
Вспомните, что такое восточный вопрос? Какие события внешней
политики России связаны с его разрешением?
Назовите причины войны.
Что явилось поводом к войне между Россией и Турцией?
Слайд 5Причины войны
Англией
Австрией
Францией
Турцией
Россией
Обострение политических и экономических противоречий на Ближнем Востоке и на Балканах между
и
Слайд 8Соотношение сил и военно-техническая готовность к войне
Слайд 9I этап войны: ноябрь 1853 – апрель 1854гг.
Слайд 10
Турецкий флот, застигнутый Нахимовым, погиб полностью не уцелело ни одною судна.
Слайд 11Синопское сражение (17 ноября 1853 г.)
Адмирал Нахимов П.С.
Нелепейшая расстановка судов
турецкого флота обезвредила, к счастью для Нахимова, некоторые из очень сильных береговых турецких батарей, но все - таки две батареи нанесли русским судам большой вред.
Слайд 12 Русские корабли вышли из боя в тяжком состоянии, но ни
один не потонул
Слайд 13
Среди пленных находился и сам флагман турецкой эскадры Осман-паша, у которого
была перебита нога. Рана была очень тяжелая. В личной храбрости у старого турецкого адмирала недостатка не было так же, как и у его подчиненных. Но одного этого качества оказалось мало, чтобы устоять против нахимовского нападения. (фильм)
Слайд 14II этап войны: апрель 1854 – февраль 1856гг
Сентябрь 1854г. армия союзников
высадилась в Крыму в районе Евпатории
Сражение на реке Альме главнокомандующий князь А. С. Меншиков
Инкерманское сражение
Сражение под Балаклавой
Слайд 15«Еду в Крым, не еду в Крым»
Карикатура на Наполеона III.
Слайд 16
Против России объединились
Турция, Франция, Англия и Сардиния.
Слайд 17Вход англо-французского флота в Черное море через пролив Босфор в январе
1854 г.
Слайд 18Русские войска потерпели поражение в сражение под командованием бездарного главнокомандующего А.С.
Меншикова (вскоре прозванного за бездарное руководство «Изменщиковым»)
Сражение на реке Альме
Слайд 20- Почему оборона Севастополя считается единственной для русской армии светлой страницей
всей Крымской войны?
Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли, В.А. Корнилов и П.С. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, доказывающие правильность этого решения?
Почему действия главных сил противника были направлены против Севастополя?
Слайд 21Оборона Севастополя
Для защиты города было принято решение затопить поперек входа
в Севастопольскую бухту часть кораблей.
Вид на Севастополь
с моря.
Слайд 22Оборона Севастополя
349 дней обороны, 11 месяцев непрерывных боев, с сентября 1854
по август 1855гг.
Слайд 23Руководители обороны Севастополя.
П.С. Нахимов
В.И.Истомин
В.А. Корнилов
Слайд 24Герои обороны Севастополя
Тотлебен Эдуард Иванович (1818-1884) - граф, инженер-генерал (1869), военный
инженер-фортификатор, герой обороны Севастополя 1854-1855 И русско-турецкой войны 1877-1878. Один из четырех (наряду с П. С. Нахимовым, В. А. Корниловым и В. И. Истоминым) главных вдохновителей защиты Севастополя. Не только руководил строительством укреплений, но и решал чисто военные задачи в критических ситуациях. Так. предвидя атаку противника на Малахов курган, распорядился устроить, четыре новых земляных бруствера (насыпи), а за ними расположил артиллерию, которая отбила штурм неприятеля кар картечным огнем.
Инженерные сооружения: окопы, глубоко эшелонированная линия обороны, подземно-минная война, плавучий мост через бухту.
Слайд 25Герои обороны Севастополя
Родной город защищали даже дети. За храбрость десятилетний защитник
пятого бастиона Коля Пищенко был награжден боевым орденом.
Слайд 26Герои обороны Севастополя
Женщины строили блиндажи, рыли окопы и траншеи, устраивали укрытия
для пушек.
Слайд 27Герои обороны Севастополя
Прославился своим мужеством Петр Макарович Кошка, который участвовал в
восемнадцати вылазках в расположение вражеских войск, захватил десять «языков» и был награжден Георгиевским крестом.
Слайд 28Герои обороны Севастополя
Первая сестра милосердия Дарья была награждена золотой медалью с
надписью «За усердие» на Владимирской ленте и 500 руб. серебром. При этом объявили, что после вступления в брак, Дарье будет пожаловано еще 1000 руб. Раненые ласково называли ее Дашей Севастопольской, и в историю Крымской войны она вошла под этим именем.
Слайд 29Герои обороны Севастополя
Николай Иванович Пирогов - основоположник хирургии как научной медицинской
дисциплины. Он одним из первых использовал эфирный наркоз в клинике. А в 1847 г. впервые в мире применил наркоз в военно-полевой хирургии. В Севастополе им было произведено около 400 операций под эфирным и 300 под хлороформным наркозом. Ему принадлежит инициатива развертывания временных госпиталей для защитников Севастополя.
Слайд 30Разрушенный Севастополь.
Фотография сер.19 века.
5(17) августа 1855 г. противник начал подготовку к
новому штурму Севастополя массированной бомбардировкой, продолжавшейся до 24 августа (5 сентября). Всего было выпущено около 200 тыс. снарядов. В результате этого обстрела город был полностью разрушен, в нем не осталось почти ни одного целого дома. 8 сентября – взятие Малахова кургана, оставление города.
Слайд 31Установлен памятник в Севастопольской бухте героям обороны Севастополя.
Слайд 32Парижский мир 1856г.
Россия отдает Турции Карс в обмен на Крым
и Севастополь
Черное море – нейтральное (открытое для судов всех стран)
Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море (нет защиты южных рубежей России).
Россия теряет права защитницы балканских народов.
Слайд 33- Что является главным итогом Крымской войны для России?
- Что является
главным итогом Крымской войны для Англии и Франции?
Слайд 34 Домашнее задание.
1.Написать синквейн о Крымской войне.
2. Прочитайте «Севастопольские рассказы» Л.Толстого
. Какие факты произвели на вас наибольшее впечатление? Можно ли привлекать это произведение в качестве источника? Аргументируйте свой ответ.