Слайд 1
«Коренная пустынь, духовный символ России! »
Выполнила:
Борзыкина Светлана Валерьевна
Слайд 2
В тридцати километрах севернее Курска в местечке Свобода находится один из
первых монастырей в курском крае - Святыня земли курской - Коренная Пустынь.
Основание Коренной пустыни восходит к XIII веку. Предание гласит, что однажды в 1295 году некий охотник, житель города Рыльска, проходя берегом реки Тускари, обнаружил у корней дерева (отсюда название пустыни — Коренная) лежащую ликом вниз икону Богоматери «Знамение». Так была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская – Коренная, сыгравшая большую роль в истории курского края.
Слайд 3Охотник с несколькими товарищами построил на месте явления иконы деревянную часовню.
Об этом событии узнал Рыльский князь Шемяка, который велел перенести икону в Рыльск, но она чудесным образом возвратилась обратно в часовню. К иконе часто приходил молиться священник по имени Боголюб. Однажды на него напали татары, сожгли часовню, а явленный образ Богоматери раскололи на две части и бросили их в разных местах. Священника увели в плен. Через много лет он сумел вернуться на родину и стал искать рассеченную икону. Найдя обе части, он сложил их вместе, и икона тотчас соединилась и стала совершенно целой. Слава о чудесной иконе дошла до царя Федора Иоанновича, который повелел устроить на месте явления иконы обитель.
Слайд 5Так на месте маленькой часовни в 1597 году был основан монастырь,
получивший название Коренной пустыни. В 1618 году в честь избавления Курска от польской осады чудотворный образ Божией Матери – небесной покровительницы древнего города – был перенесен в собор Знаменского монастыря г. Курска. Тогда же была установлена традиция крестного хода. В течение трех столетий в девятую пятницу после Пасхи торжественным крестным ходом икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная переносилась из Курска к месту ее обретения и возвращалась обратно 25 сентября. Крестный ход в Курской губернии собирал огромное число верующих, отовсюду стекавшихся к благодатным источникам обители, которые соединялись крытой галереей с великолепными храмами – Рождества Пресвятой Богородицы, Живоносного источника Всех Святых. Необыкновенно живописные окрестности монастыря открывали поистине неземную красоту Курского края. Эта процессия изображена И. Е. Репиным на полотне «Крестный ход в Курской губернии».
Слайд 7Но в 1923 году Коренная пустынь была закрыта, величественный храм Рождества
Пресвятой Богородицы взорван. После Октябрьских событий 1917 г. 12 апреля 1918 г. икона была похищена среди бела дня из Знаменского собора. В конце октября 1919 г. она была перенесена в город Белгород. Оттуда ее перевезли в Новороссийск, затем в Салоники, а потом в древнюю столицу Сербии — город Ниш. С конца 1927 г. Икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная находилась в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде. Осенью 1944 г. Святыня покинула Югославию, и была перевезена в Вену, потом в Карлсбад, а весной 1945 г. — в Мюнхен. Ныне икона находится в одном из православных храмов Нью-Йорка (США.) По договорённости Предстоятелей Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Православной Церкви в последние годы Икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная дважды посещала Курск и Коренной монастырь, собирая, как и в давние годы, тысячи верующих.
Слайд 8Конец ХХ века воскресил многое из того, чем жила Россия на
заре столетия. В 90-е годы началось восстановление Коренной пустыни как памятника архитектуры и духовной культуры, святая обитель вновь открылась как действующий монастырь Русской Православной Церкви.
Слайд 9Сегодня возрождающаяся Коренная пустынь – третий по значимости духовный центр России.
В сентябре 2009 года завершились работы по строительству храма Рождества Пресвятой Богородицы – главного собора монастыря «Коренная пустынь».
Слайд 1024 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил
престол Рождества-Богородицкого собора. В тот же день чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская – Коренная спустя 90 лет побывала на курской земле.
Слайд 12С незапамятных времён в углу братской кухни Коренной пустыни стояла потемневшая
икона Казанской Божией Матери. Никому из монашествующей братии не было известно, кто и когда её там поставил. Монастырский погребничий и сам настоятель обители Макарий (1799-1815 гг.) неоднократно напоминали монастырскому повару вынести икону. Какая сила удерживала повара от этого шага, неизвестно, но он медлил. Однажды вечером Макарий зашёл на кухню и решительно приказал на следующий день спустить обветшавшую икону на воду.
Слайд 13
Утром, по обыкновению, на кухню рано пришёл повар и в ту
же минуту его поразил величественный лик Богоматери с Младенцем на левой руке, сиявший необычайным блеском на тусклом и облупленном поле иконы. Невероятно изумлённый, он поспешил сообщить об этом некоторым инокам обители. С общего согласия новоявленную икону перенесли в церковь. Через несколько дней, 22-го октября, в праздник Казанской Божией Матери она была вынесена в храм на величание.
Слайд 15
Затем следовал ещё ряд чудес.
Слухи о чудесах вызвали желание одеть икону
в ризу. Для этого её отвезли в Курск и передали ювелиру. Однако, не посоветовавшись предварительно с настоятелем, ювелир вздумал возобновить поле иконы. Для этого он передал её живописцу. Когда последний уже готов был приступить к делу, перед ним вместо иконы лежала… тёмная доска, лика не стало. В испуге он поспешил к ювелиру и рассказал о необычайном явлении. Не успели они успокоиться от объявшего их смущения и удивления, как лик иконы Казанской Божией Матери засиял и принял прежний вид. Живописец пришёл к выводу о неуместности его работы, и он отказался от неё.
Слайд 17
Другой похожий случай произошёл при архимандрите Коренной пустыни Палладии II (1844-1853
гг.). Он вознамерился промыть икону Казанской Божией Матери. С данной целью в настоятельской гостиной в присутствии ризничного иеромонаха Ираклия он снял с неё ризу и уже хотел тереть её намыленной губкой. Но и здесь повторилось уже произошедшее с живописцем. Лик внезапно скрылся, а Палладий побледнел и вскрикнул. Страх и изумление вызвали горячую молитву, и лик на его глазах снова проявился. Обрадованный Палладий, обменявшись впечатлениями с ризничным, поспешил надеть ризу и отнести икону в церковь.