Слайд 1КЛАССИЦИЗМ
Выполнила: студента 3 курса
Группы ПОДЗу-14
Павлова Елена Викторовна Ульяновск,
2017 г
Слайд 2Понятие «классицизм»
Классици́зм (фр. «classicisme», от лат. «classicus» - образцовый) - художественный стиль и
эстетическое направление в европейской культуре XVII - XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Во многом классицизм опирался на античное искусство (Аристотель, Гораций), взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век». Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.
Слайд 3Развитие классицизма в мире
Классицизм возник и развивался под воздействием просветительских прогрессивных
тенденций общественной мысли. Ключевыми идеями стали идеи патриотизма и гражданственности, а также идея ценности человеческой личности. В античности сторонники классицизма нашли пример идеального государственного устройства и гармоничных отношений человека с природой. Античность воспринимается как свободная эпоха, когда личность развивалась духовно и физически. С точки зрения деятелей классицизма, это была идеальная пора истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Культурные памятники также стали образцом для подражания.
Можно выделить три этапа развития классицизма в мире:
Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х).
Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е).
Ампир.
Эти периоды действительны как для Европы, так и для России, однако русский классицизм можно считать отдельным архитектурным течением. Фактически он, как и европейский классицизм, стал противоположностью барокко и быстро вытеснил его. Параллельно с классицизмом существовали и другие архитектурные (и культурные) течения: рококо, псевдоготика, сентиментализм.
Началось всё с воцарения Екатерины Великой. Классицизм гармонично вписывался в рамки укрепления культа государственности, когда провозглашался приоритет общественного долга над личным чувством. Чуть позже в теории классицизма нашли отражение идеи Просвещения, так что «сословный классицизм» XVII века трансформировался в «просветительский классицизм». В результате появились архитектурные ансамбли в центрах городов России, в частности Санкт-Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля.
Слайд 4Особенности классицизма
Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности. Преобладают
монументальные конструкции прямоугольных форм.
Другой особенностью и основополагающей задачей было подражание природе, гармоничной и в то же время современной. Красота понималась как нечто, рождённое природой и в то же время превосходящее её. Она должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием.
Архитектура и искусство призваны способствовать развитию личности, чтобы человек стал просвещенным и цивилизованным. Чем сильней связь между различными видами искусств, тем эффективней их действие и тем проще достичь этой цели.
Преобладающие цвета: белый, голубой, а также насыщенные оттенки зеленого, розового, пурпурного.
Вслед за античной архитектурой классицизм использует строгие линии, плавный рисунок; элементы повторяющиеся и гармоничные, а формы четкие и геометричные.
Основные украшения - барельефы в медальонах, статуи на крышах, ротонды. Нередко в экстерьере присутствовали античные орнаменты. В целом декор сдержанный, без излишеств.
Слайд 5Представители классицизма
Основные черты архитектурного классицизма в Европе были сформированы благодаря работам
венецианского мастера Палладио и его последователя Скамоцци.
В Париже одним из наиболее влиятельных архитекторов периода классицизма Жак-Жермен Суффло - он искал оптимальные решения для организации пространства. Клод-Никола Леду предвосхитил многие принципы модернизма.
В целом же основные черты классицизма во Франции проявились в таком стиле как ампир – «имперском стиле». Это стиль позднего классицизма в архитектуре и искусстве, который также называют высоким. Он возник во Франции в период правления Наполеона I и развивался вплоть до 30-х годов XIX века. после чего сменился эклектическими течениями.
В Британии эквивалентом ампира стал «регентский стиль» (в частности, крупный вклад внёс Джон Нэш). Одним из основоположников британской архитектурной традиции считается Иниго Джонс – архитектор, дизайнер и художник.
Наиболее характерные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию.
В Германии благодаря Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю появились общественные здания в духе Парфенона.
В России особое мастерство проявили: Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.
Слайд 6Живопись
Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе
с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).
В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах.
Слайд 7Скульптура
Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность
идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса, а Полина Боргезе - в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Слайд 8Литература
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского
языка и стиха и разработавший поэтические каноны.
Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями.
Высокого развития достигли также «низкие» жанры - басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622-1673). Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения.
С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников, включавший эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актёра Гаррика. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).
Слайд 9Архитектура
Задача всех объектов, создаваемых в стиле классицизм – стремление к простоте,
строгости, и в то же время к гармонии и совершенству – именно поэтому средневековые мастера часто обращались к монументальным античным архитектурным формам. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в частности пространственные композиции, сдержанность декора, система планировки, согласно которой здания были расположены на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы.
Тектоника стен и сводов по-прежнему оказывали влияние на характер архитектуры. В период классицизма своды стали более плоскими, появился портик. Что касается стен, то они стали разделяться карнизами и пилястрами. В классицистической композиции, вслед за композицией античности, преобладает симметрия. Цветовую гамму составляют преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы.
С классицизмом связаны наиболее масштабные проекты конца XVIII и первой половины XIX в.: появляются новые города, парки, курорты.
Слайд 10Классицизм в интерьере
Основной чертой архитектуры в стиле классицизм было использование элементов
античности в качестве образца гармонии, строгости, простоты, монументальности и логичной ясности. В этом стиле ярко выражены геометрические формы, присутствует умеренное количество украшений. При этом используются такие качественные материалы как камень, натуральное дерево, шелк и другие. Причем, чаще всего можно увидеть скульптуры и украшения лепниной.
Помимо этого, в классическом стиле интерьера не вооруженным глазом заметна солидность, монументальная утонченность, величественность и отделка в благородных тонах. Классицизм отличается симметрией планировки, уравновешенностью и логичностью композиции, геометрической правильностью. При этом используемые пространственные решения довольно лаконичны. В этих решениях преобладают четкие начертания и прямые линии. Благодаря этому интерьер имеет ярко выраженное разделение помещения на зоны, отличающихся перспективой и функциональностью.
Этому стилю характерно стремление формы вверх. При этом над головой всегда много воздуха, что приводит к ощущению простора и свободы. Вообще чувство свободы - довольно важный аспект стиля. Поэтому потолки в подобном интерьере редко бывают высотой меньше трех метров.
Слайд 11Основные элементы классицизма в интерьере
К основным элементам этого стиля можно отнести
геометрию, логичность планировки и подчёркнутую статичность форм. В интерьере обычно всегда имеются статуи. Таким интерьерам также свойственны колонны, некоторые элементы античности и большие плоскости. Нередко можно увидеть отделку под золото.
Паркет обычно выполнен из дорогих сортов дерева. Что касается цветовой гаммы классицизма, то она может быть как бело-голубого оттенка, так и розового с элементами золота.
Мебель обычно выполнена из благородных пород деревьев, она изящная, но в то же время не вычурная. Помещение в стиле классицизма – это помещение, которое имеет четкую форму, наполнено атмосферой тепла, благородной роскоши, уютом. Эти помещения не перегружены деталями. При этом в них присутствует некоторая респектабельность, выдержанность.
Для отделки стен обычно используются дорогие тактильные обои. Вместо этого стены также могут быть отделаны декоративной штукатуркой. Основными материалами для декора стен являются металл, камень и шелк. Декор обычно сдержан. Нередко используется лепнина и настенная роспись. Пол обычно выкладывается дорогим паркетом из яра и мербау.
Оконные рамы и двери, которые производятся из цельного массива, считаются самым оптимальным вариантом. Ведь они выглядят довольно престижно и вполне соответствуют общей стилистике. Если же вы предпочитаете более экономичную пластиковую версию, то выбирайте материалы, которые оформляются под дерево.
Шторы в интерьере классицизма обычно имеют мягкие линии, плавные перекиды. Кроме того, они имеют классические сваги и ламбрекены. Такой текстиль придает интерьеру дома строгость и монументальность, а также теплоту и торжественность.
Слайд 12Цвета и освещение
Что касается цветовой гаммы, то она обычно имеет мягкие
оттенки. Для этого используются оттенки голубого, белого, розового и золотого. Подобные цвета совместно с большими плоскостями хорошо разгружают мозг. Вообще этот стиль создает уютную атмосферу, в которой приятно было бы отдохнуть. Этому же способствует отсутствие мелких аксессуаров.
Для освещения в этих интерьерах чаще всего используется хрустальная люстра. Кроме хрусталя люстра может быть выполнена из натурального камня или качественного стекла. Неплохо смотрятся в интерьере бронзовые либо позолоченные люстры с плафонами в виде свечей, которые оформляются в классическом стиле. Современное точечное освещение не противоречит классицизму и вполне органично вписывается интерьер.
Слайд 13Мебель для интерьера в стиле Классицизм
Классическая мебель, как правило, массивная, изготовленная
из ценных сортов древесины, чаще всего из ореха, вишни, красного дерева, карельской березы. Роскошные, безупречно выполненные, отполированные до зеркального блеска, антикварные предметы мебели – это и есть те жемчужины, которые скрываются в шкатулке. При выборе мебели в классическом стиле не стоит экономить: чем дороже экземпляры, тем фешенебельнее будет обстановка в доме.
Сейчас даже стало модным заказывать мебель по эскизам оригинальных моделей, выставленных в музеях или аукционах. Это и есть репродуктивная классика. Обстановка в комнатах должна оставаться немного более просторной, чем обычно, потому что в классическом стиле не допускается загромождение пространства. Функциональное и практичное значение мебели на первом месте.
Если хочется добавить эффектности предметам мебели, то их можно декорировать резьбой с оригинальным узором, добавить элементы из бронзы или латуни, слоновой кости. При этом изобилии роскоши мебельные гарнитуры умудряются выглядеть строго, солидно, и в чем-то даже просто.
Столы и стулья выглядят изящно, с тонкими, слегка сужающимися к низу ножками. А иногда при изготовлении мебели применяют эффект состаривания, придавая ей полное соответствие с антикварными предметами XVIII - XIX веков.
Слайд 14Мебель для интерьера в стиле Классицизм
Слайд 15Парадная мебель
Образцом стиля была шикарная мебель из дворцов именитых людей. Нарядная,
торжественная, она отличалась сложными формами. Богатые вельможи заказывали предметы интерьера из экзотической древесины, украшали их резьбой, позолотой, дорогими бронзовыми деталями.
Крупные партии роскошной мебели заказывал в Европе двор Екатерины. Предметы интерьера для дворцов российской аристократии делали лучшие парижские мастера: Ж. Жакоб, Ж.-А. Ризенер, Ж. Бенеман и другие. Главным поставщиком двора был владелец предприятия в немецком городке Нейвиде Давид Рёнтген. Он выпускал стандартную продукцию и оригинальные предметы со сложными механизмами по индивидуальным заказам вельмож и самой Екатерины.
Стиль мастера называют «рентгеновским классицизмом». Мебельщик-механик прославился в России искусно отделанными изделиями в технике фанеровки с бронзовыми деталями и накладками. В 1784 г. он впервые привез в столицу комоды, бюро, напольные часы, крутящиеся кресла, чембало (клавесины). Коллекция также включала разнообразные столы: письменные, пюпитры, ломберные, туалетные. Музыкальные механизмы немецкого мастера издавали разные мелодии, которые были записаны на латунный барабан и воспроизводились с помощью молотков и рычагов.
Слайд 16Заключение
Орнаменты классицизма используют в основном античные мотивы: фестоны, меандры, цветочные или
лавровые гирлянды, нити жемчужника, лист аканта. Часто для декорирования используются лаки белого и зеленого цветов, в сочетании с легкой позолотой.
Классицизм, впоследствии развившийся к стилю директории, а затем к ампиру предопределил мебельное производство во Франции почти на полстолетия вперед.