Слайд 1Тема:
«Идеалы красоты эпохи модерна».
Выполнила: Воробьёва Е.А.
2018г.
Слайд 2 Модерн — один из немногих художественных стилей, произведения которого нравятся людям разных
вкусов и возрастов. Возникший на рубеже XIX-XX веков, он актуален и сейчас. Коллекционеры на аукционах платят баснословные суммы за полотна Гогена, ювелирные изделия Фаберже и Таффани, афиши Тулуз-Лотрека и книжную графику Бердслея. Мы любуемся работами мастеров модерна: инженера Эйфеля и скульптора Родена, живописцев Врубеля и Васнецова.
Почему? Модерн привлекает и впечатляет своим эстетизмом, красотой привычных, бытовых предметов, загадочностью образов-символов. А ещё — преклонением перед красотой женщины.
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» Гоген
Слайд 3 В причудливых линиях произведений эпохи модерна, кажется, воплотились тоска по идеальному
миру, где художник представляется творцом, волшебником. Он обращается с камнем, деревом, металлом, словно с податливой глиной, превращая их в произведения искусства. Лозунг «назад к природе», выдвинутый художниками, потребовал по-новому осмыслить и ощутить понятие «тело» — в первую очередь женское. Чувственность декаданса проявилась прежде всего в многочисленных образах Евы. Плавающие в облаках фимиама, обрамлённые ореолом роскошных локонов (волосы — один из основных декоративных элементов модерна), эти обольстительные дивы встречаются во всех видах искусства рубежа XIX-XX веков.
Слайд 4Девушки из высшего общества.
Венский художник Густав Климт, парижанин, чех по происхождению
Альфонс Муха, французский плакатист Жюль Шере, бельгийский живописец Фернанд Кнопф... Все они видели в женщине носительницу глубинной жизненной тайны, и она являлась главным объектом их интереса, как художников, так и представителей сильной половины человечества.
Густав Климт
Альфонс Муха
Жюль Шере
Фернанд Кнопф
Слайд 5 Интересно, что не только в изобразительном искусстве, но и в культуре
рубежа XIX и XX веков одной из популярнейших идей было господство женщины над мужчиной. Тема «борьбы полов» охватила учёные круги и светские салоны — в ней участвовали маститые живописцы и молоденькие курсистки, модные поэты и дамы из высшего света.
Без преувеличения можно сказать, что главным образом искусства модерна, бесспорно, является женщина — загадочная, непредсказуемая, роковая красавица.
Слайд 6 Без преувеличения можно сказать, что главным образом искусства модерна, бесспорно, является
женщина — загадочная, непредсказуемая, роковая красавица.
Слайд 7 Кто они, женщины модерна? Музы, любимые жёны, артистки, интеллектуалки, натурщицы, жёны
богатейших промышленников Европы...
Каждая из них сыграла свою роль в жизни и творчестве художников и скульпторов, зодчих и ювелиров, словно Ариадна, протягивая ниточку на извилистом пути к постижению тайны Женщины и Природы, частью которой она является.
Слайд 8 Когда в 1892 году хозяйка венского Дома моды Эмилия Флёге познакомилась
с начинающим художником Густавом Климтом, вряд ли она думала о том, что станет для него музой, женщиной всей его жизни, которую он боготворил, хотя так и не предложил ей вступить в брак. Мало того, даже не предпринял попыток к телесному сближению — для этого, очевидно, Мастер предпочитал натурщиц, с которыми он, по собственному выражению, мог «расслабить руку». Эмилия Флёге была типичной представительницей своего времени — независимой, непредсказуемой, временами резкой в своих высказываниях, к тому же очень практичной — модели из ткани, созданной по эскизам Климта, пользовались популярностью у состоятельных венских модниц.
Слайд 9Эмилия Флёге, портрет работы Климта, 1902
Три возраста женщины. 1905. Национальная галерея современного искусства. Рим
. Климт
Слайд 10 Художник выбрал основной темой своего творчества красоту женщины и не прогадал.
Его портреты дам из высшего венского общества (среди его покровителей и меценатов — еврейские семейства состоятельной буржуазии) порою выражают равнодушие и отчуждённость, характерные для всех роковых женщин. Моделям это нравилось — ах, как приятно почувствовать себя прекрасной обольстительницей, хотя бы на портрете! Произведения встречали с восторгом, Климт был знаменит и стал любимейшим женским портретистом Вены, хотя неприкрытая эротика его работ вызывала неприязнь консервативных кругов.
Слайд 11 Некоторые исследователи творчества Климта считают, что художник сначала писал своих моделей
обнажёнными, и только потом наряжал в удивительные платья. На его полотнах гибкость плеч и рук перетекает в орнамент, а ниспадающему наряду вторят изгибы тела. Портреты Сони Книпс, Герты Фельшвани, Серены Ледерер, Маргарет Стонборо-Витгенштейн (подруга Фрейда, представительница венской интеллектуальной элиты) — в них, кажется, художнику удалось приблизиться к разгадке Вечной Женственности...
Портрет Сони Книпс
Портрет Серены Ледерер
Маргарет Стонборо-Витгенштейн
Портрет Фритцы
Ридлер
Слайд 12Идеал женской красоты.
Легендарная танцовщица, американка Лои Фуллер была музой не только
живописцев и скульпторов, она вдохновляла и Стефана Малларме, посвящавшего ей свои многочисленные стихи, и Клода Дебюсси, который находил, что его музыка никем, кроме неё, не была с таким совершенством интерпретирована. Кроме этого, Лои Фуллер была дружна с супружеской парой физиков Марией и Пьером Кюри.
Танец Лои Фуллер
Слайд 13 Образ этой танцовщицы в полупрозрачных взвихренных одеждах, с изящной головкой и
тонкими руками можно встретить в творчестве почти всех художников начала прошлого века, её танец «Серпантин» даже становился объектом серьёзных исследований.
Слайд 14 Великой музой «прекрасной эпохи» была и актриса Сара Бернар. Талантливый ювелир
Рене Лалик задумал для неё диадему. Он не признавал бутафорские украшения, считая их посредственными в художественном отношении. Начинающий художник Альфонс Муха, сторонник необычных затей и обладатель эксцентричного вкуса, буквально «проснулся знаменитым» после того, как выполнил заказ на театральный плакат, полученный от актрисы в большой спешке перед Рождеством 1894 года. Этот плакат для «Жисмонды» — пьесы Викториена Сарду — привлёк своим драматизмом внимание публики и восхитил саму Сару Бернар до такой степени, что она предложила Мухе заключить специальный контракт на последующие годы. Он отвечал не только за плакаты актрисы, но и за сценографию её спектаклей и костюмы.
Слайд 15 Муха был буквально завален заказами — реклама, календари, ресторанные меню, обложки журналов...
И везде — героини, которые стали своеобразным «фирменным знаком» художника: девушки с мечтательным взглядом, в лёгких светлых одеждах. Выполненный художником бюст под названием «Природа» представил тип женщины с неопределённым, непостоянным характером. Этот тип завладел всем Парижем, став и за пределами Франции идеалом женской красоты.
Слайд 16Синтез искусств.
Модерну присущ утончённый артистизм, порою даже самолюбование, а единство идеального
и реального стало его целью. В основе его оригинальной и яркой эстетики лежали идея синтеза искусств и стремление к созданию единого стиля в архитектуре, интерьере, дизайне мебели и ювелирных украшений, в графике, живописи, керамике и работах по стеклу.
Дом Висенс 1988
Антони Гауди
Слайд 17 Появился новый тип художника — универсальной личности, которая может создавать великое творение
и преображать в изысканные шедевры самые прозаические предметы быта. Улучшая, украшая жизнь, он готов служить любым прихотям женщины — ведь предметы роскоши и драгоценности всегда ассоциировались с прелестной женственностью.
Дизайн Рене Лалик
Ювелир Рене Лалик во Франции был автором украшений, эффектно сочетающим разные материалы. Драгоценные творения этого мастера — настоящие сокровища, соперничающие с блеском звёзд. Они в полной мере воплотили поэзию, музыку, ощущения, свойственные эпохе.
Слайд 18 Другим известным мастером по стеклу эпохи модерна был Луис-КомфортТиффани, в прозрачных изделиях
которого соединялись качество и экстравагантность. Его абажуры быстро стали настоящими бестселлерами, каждый зажиточный американец стремился украсить свой дом витражами, лампами или прозрачными ширмами, изготовленными в фирменной технике «пламенеющего стекла».
Со временем Тиффани организовал секции по производству мебели, предметов «сакрального искусства», украшений, а также мастерскую, где изготавливали драгоценности. Именно последние вот уже сто лет являются образцами роскоши и хорошего вкуса. У многих они ассоциируются с прелестной актрисой Одри Хепберн.
«Священный град» — Пресвитерианская мемориальная церковь Брауна, Балтимор
Слайд 19 «Всякий стиль неповторим, но стиль модерн — самый неповторимый среди всех стилей», —
писал немецкий искусствовед Д. Штернберг. Последний великий стиль, охвативший разные страны и культуры, коснувшийся разных сфер человеческой деятельности, обогатил мировую культуру прекрасными образцами, которые не могут оставить равнодушным никого.
Как бы предчувствуя большие открытия, победы и поражения будущего века, мастера оставили нам здания, мебель, ткани, ювелирные изделия, которые продолжают жить своей жизнью в окружении нового времени, неизменно радуют глаз и вызывают восхищение.
А как же иначе — ведь мастера модерна учились у Природы, а источником вдохновения была Женщина...
Слайд 20Список использованных интернет ресурсов:
http://afield.org.ua/mod3/modern.phtml
https://shkolazhizni.ru/health/articles/14043/
https://shkolazhizni.ru/health/articles/14043/
http://beautyideals.ucoz.ru/index/modern_kon_xix_v_nach_xx_v/0-20
https://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post93634810/
http://mostga.am/kultura/epokha-moderna-624.html
https://cyberleninka.ru/article/n/gendernoe-neravenstvo-diskursy-zhelaniya-vs-narrativy-soblazna
http://ecsocman.hse.ru/data/641/600/1216/015kOZLOW.pdf
http://www.socionauki.ru/book/files/tmh/287-311.pdf
http://www.gender-cent.ryazan.ru/chikalova.htm