Слайд 1Культура Руси XIV-XV веков
УРОК В 6 КЛАССЕ.
РАЗРАБОТАЛА ДУМЧЕВА Н.П., УЧИТЕЛЬ
ИСТОРИИ
МБОУ ООШ № 66 Г. ТОМСКА
Слайд 2Особенности развития русской культуры
Начинается культурное возрождение Руси. Идея единства Русской земли
и борьба с ордынским владычеством – ведущие темы творчества
Формирование единой русской культуры. Москва – центр культуры.
Расширяются культурные контакты Руси с другими странами. Особенно с Италией. В страну приезжают итальянские зодчие и другие мастера..
Развитие культуры обусловлено главными моментами для данной эпохи: раздробленностью и ордынским игом
Слайд 3Зодчество
Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашаются архитекторы из Италии, лучшие
мастера со всей Руси. В конце ХY века итальянцы привезли новый строительный материал – кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод.
Слайд 4Московский Кремль
Был построен русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов. Он сочетал
в себе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав европейского и русского искусства превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры
Слайд 529 марта 1485 г. была заложена первая башня – Тайницкая. В
ней находился тайник с родником воды на случай длительной осады. Сначала строилась южная стена, поскольку ордынцы приходили именно с этой стороны. Завершилось строительство кремлевских укреплений только в 1516 году К этому времени стены Кремля охватили всю его современную территорию.
Слайд 6Успенский собор
Был построен в 1475-1479 гг. по проекту итальянского архитектора Аристотеля
Фиораванти. Уникальность храма состоит в объединении итальянских и русских традиций. Аристотель принял в качестве образца иконографический канон русского пятиглавого храма, но не отступил при этом от традиций итальянского возрождения.
Слайд 7Благовещенский собор
домовая церковь великокняжеской семьи, построена в 1484-1489 гг. псковскими мастерами
Слайд 8Архангельский собор
Усыпальница князей династии Рюриковичей. Архитекетор Алоизо жде Каркано или Алевиз
Новый, так его звали на Руси
Слайд 9Грановитая палата
Место торжественных приемов царем иностранных послов. Построена под руководством итальянских
архитекторов Марка Фрязина и Пьетро Антонио Солари.
Слайд 10Внутренний вид Грановитой палаты
Слайд 11Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом
их могущества, свидетельством успеха московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от ордынского владычества.
Слайд 12Живопись
В конце ХIY – начале ХY века в Москве складывается русская
национальная школа живописи. Наиболее яркими ее представителями были великие русские живописцы Андрей Рублев, Феофан Грек и Дионисий. Каждый из них оставил глубокий след в истории русского искусства, стал примером для многочисленных подражаний.
Слайд 13Андрей Рублев
(Ок.1360/1370-1430)
Вся его жизнь была связана с Москвой. Он
рано принял монашеский постриг. Самая известная работа Рублева – икона «Троица» . Великий мастер впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных юношей – ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут неторопливую
Слайд 14неторопливую, но очень печальную беседу. Символически это – Бог Отец, Бог
сын и Бог Дух Святой, явившиеся Аврааму в образе трех ангелов. Фигуры на иконе как бы вписаны в восьмиугольник. А число «8» по средневековым понятиям, означало «вечную жизнь». Стол, за которым они сидят жертвенник, в чаше – голова жертвенного тельца, символизирующего грядущую жертву Иисуса Христа во имя спасения человечества. А босые ноги ангелов – символический знак их божественного происхождения. Икона, написанная яркими, сочными красками – синей, красной, темно-вишневой, - пронизана оптимизмом, верой в будущее.
Слайд 15 Вместе с Даниилом Черным (ок.1360-1430) расписывал Успенский собор во Владимире,
украшал фресками Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре, а также Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре.
Благовещение. Икона Андрея Рублева и Даниила Черного
Слайд 16Феофан Грек
(ок.1340-после 1405)
Спас Вседержитель. Фреска.
Родом из Византии. Как художник отличался
особым умением передавать духовное начало. С помощью легких белых мазков он не только моделировал объем человеческого тела, но и показывал исходящее от святых мистическое сияние.
Слайд 17Художник нарушил прежние обычаи изображения людей и ангелов. На феофановских фресках
святые предстают перед зрителями полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, страстное стремление к совершенству, к Богу, чувствуется суровая, грозная сила.
Богоматерь. Фрагмент Иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Слайд 18Дионисий
(1440- после 1503)
Князь, ставший монахом. Он написал часть икон и
фресок Успенского собора Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. Пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости.
Николай Чудотворец.
Фреска Ферапонтова монастыря.
Слайд 19Дионисий
«О тебе радуется …»
О тебе радуется. Фреска Ферапонтова монастыря