Слайд 3
1. Современная медицина базируется на 4 принципах. Какой из них является
первостепенным:
а) не навреди
б) делай благо
в) справедливости
г) уважения автономии личности
2. Принцип «делай благо» базируется на:
а) законах диалектики Гегеля
б) категорическом императиве Канта
в) «философии жизни» Ницше
г) врачебной этике Гиппократа
3. Какой из принципов биоэтики требует позитивных, сверхдолжных действий:
а) справедливости
б) делай благо
в) уважения автономии личности
г) не навреди
4. Патерналистский (отеческий) подход - это во взаимоотношениях «врач-пациент»:
а) единственно возможный и правильный
б) худший вид деспотизма по отношению к пациенту
в) составная часть современной идеальной модели в системе взаимоотношений врача и пациента
Слайд 4
5. В основу международных медицинских кодексов о медицинских вмешательствах легли:
а) соображения Канта о человеке как цели, о безусловной ценности свободы выбора
б) клятва Гиппократа
в) международное юридическое законодательство
6. Особое внимание в медицинской этике уделяется:
а) правам и обязанностям врача по отношению к пациенту
б) корпоративным взаимоотношениям между врачами
в) урегулированию финансовых и юридических вопросов в медицинской деятельности
Слайд 5
7.Какой принцип можно охарактеризовать следующим образом:
Норма, требующая позитивных, сверхдолжных действий.
Смысл передаётся
через слова: «благодеяние», «благотворительность», «милосердие», «филантропия», «сострадание», «жалость».
Активные действия по предотвращению или исправлению вреда.
8. Заболевание - результат ошибочных действий врача (или неверно истолкованных медицинских назначений или медицинской литературы) – это:
Соррогения,
Эвтаназия,
Ятрогения.
9. Самую важную роль в медицинской этике играет система взаимоотношений между:
Медицинским работником и родственниками пациента,
Врачом и врачом,
Врачом и пациентом,
Врачом и медицинской сестрой,
Медицинскими работниками и вышестоящим начальством.
Слайд 6Медицина сегодня.
Патерналистский подход - только врач определяет содержание блага или добра
(единственно
возможный до сер. XX века).
Быстрый рост грамотности,
плюрализм (сосуществование разных систем ценностей),
демократизация (осуществление прав человека) привели к другим подходам: инженерному, коллегиальному, информационному.
Перспектива – симбиоз патернализма и информационной коллегиальности.
Слайд 7
«Прана» индусов, «Ци» китайцев и концепция «невидимого света» вавилонян - реальность
существования некоего «всеобщего энергетического эквивалента».
Его действие - основа различных моделей диагностики и лечения.
Слайд 8Древний Египет.
Учение о «пневме»- в окружающем воздухе содержатся невидимые и невесомые
вещества, которые при вдохе поступают в легкие, следуют в сердце, откуда по сосудам разносятся по всему телу, питая его всем необходимым.
900 рецептов и предписаний.
лечение ран и ушибов.
гинекология и педиатрия.
Слайд 11
Врач, придерживающийся правил, не может быть обвинен даже в случае смерти
пациента.
При отступлении от этих правил за гибель пациента врача карали смертью.
«Дома жизни" - специальные учебные заведения при храмах бога Ра, в которых молодых священников в течение многих лет обучали искусству врачевания.
Слайд 12
В египетских гробницах почти 5000-летней давности находят хирургические инструменты и простейшие
шины.
Были известны и операции – ампутация и камнесечение, а также кастрация мальчиков, предназначенных на роль евнухов в гаремах.
Врачеванием в Египте занимались, главным образом, жрецы.
Слайд 13
Лекарство для изгнания глистов («умерщвления червей») содержало среди прочих компонентов: косточек
фиников — 8, растения дисарт—8, сладкого пива — 25 частей.
Пропись заканчивалась словами: «сварить, смешать, выпить — выйдет тотчас».
Слайд 14Соблюдение гигиенических правил.
Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в
быту.
Древние греки считали египтян основателями "предупредительной" медицины.
Простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности.
Слайд 15
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные.
Первые:
нездоровая
пища,
неблагоприятные климатические и погодные факторы,
наличие кишечных паразитов.
Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому "желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами".
Слайд 17
Практика бальзамирования в Древнем Египте – первый и основной источник знаний
о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций.
Слайд 18Взвешивание человеческого сердца.
Слайд 21
Философия йогов - привести человека к гармонии и уравновешенности всей системой
мировоззрения. «Ясное, веселое и счастливое настроение ума, — учит йога, — создает нормальное функционирование физического тела; подавленное состояние ума, меланхолия, терзания, страх, ненависть, ревность и гнев также оказывают действие на тело и вызывают в нем физическую дисгармонию и временные заболевания».
Слайд 22Аюрве́да (от санскр. «āyus» — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) —
традиционная система индийскойАюрве́да (от санскр. «āyus» — «значение жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система индийской медицины. «Аюрведа» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни».
Слайд 23
Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории
и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности.
Слайд 24
В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие.
Предписания
врачебной этики касались и внешнего вида врача: «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».
Слайд 25
Диагностика заболевания: учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки,
профессию, особенности питания, климата и местности.
Слайд 26
Необходимо тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным
раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. следует изучить каплю крови, взятую у пациента.
Методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.
Слайд 27
Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным
произведением неба и верным источником славы».
В труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.
Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице.
Слайд 28
Ювелирной была и операция по поводу удаления катаракты, т. е. помутневшего
хрусталика глаза.
Хрусталик в Древней Индии считался одной из важнейших частей организма, поэтому этой операции придавалось особое значение.
Кроме катаракты, в трактате Сушруты было описано еще 75 глазных болезней и методы их лечения.
Слайд 30
«Настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предупреждает
болезнь».
Важнейшие профилактические мероприятия:
Массаж
Лечебная гимнастика (у чин ши – игры пяти зверей – подражание аисту, обезьяне, тигру, медведю, оленю).
Дыхательная гимнастика (ци гун – здоровье и долголетие).
Слайд 34
Традиционная китайская медицина включает:
Чжень-цзю терапия – иглоукалывание, прижигание
Система дыхательных упражнений (ци
гун)
Точечный массаж (ань мо)
Лекарственное врачевание (натуропатия – травы и продукты природного происхождения)
Диетика
Традиционная китайская гимнастика
Слайд 36
Медицина Китая и Тибета - наука, искусство и философия, которая обеспечивает
целостный подход к здравоохранению.
Это - наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и его отношений к среде.
Это - искусство, потому что это использует диагностические методы, основанные на творческом потенциале, понимании, тонкости и сострадании медицинского практикующего врача или целителя.
И это - философия, потому что это охватывает принципы судьбы и этики.
Слайд 38В Асклепионах Древней Греции (лечебницах при храмах) применялось - четыре вида
лечения: – водолечение, – массаж, – траволечение, – диета.
Асклепий (Эскулап) – древнегреческий бог врачевания (сын Аполлона и нимфы Корониды), которая была убита Аполлоном за измену. »Кесарево сечение».
Асклепионы – лечебницы при храмах, в которых жрецы лечили пациентов.
В Асклепионах Древней Греции (лечебницах при храмах) применялось - четыре вида лечения: – водолечение, – массаж, – траволечение, – диета.
Из семерых детей – самые известные Гигиея, Панацея
Слайд 40
Асклепий не только возвращал людям молодость с помощью крови Медузы Горгоны,
убитой Персеем, но и жизнь. В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка. На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес. Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Змея принята эмблемой медицины.
Слайд 41
Ятрейи(греч. Iatreion) - частные древнегреческие лечебницы на дому у врача. В
Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну - то есть подготовка врачевателей осуществлялась через - семейные школы.
Слайд 42
В Древней Греции были: общественные врачи, которые безвозмездно лечили бедных граждан
и принимали меры против эпидемий,
домашние врачи у знати и богачей. - странствующие врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников,
светские врачи обслуживали раненых во время войн.
Слайд 43
Дары по выздоровлению: скульптурные изображения из камня, глины той части тела,
которую вылечили. Также в уплату за услуги приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра и золота
Слайд 44
Гиппократ (ок. 460-ок.370 гг.до н.э.) Гиппократ принадлежал династии врачей, которая ведёт
своё происхождение от Асклепия — бога медицины. Считалось, что Гиппократ был потомком бога в 18-м поколении. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости в стенах храмов Асклепионах. На тысячелетия для всех врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа».
Слайд 45
Представления о болезнях и здоровье: Здоровый организм есть результат равновесия противоположных
сил:
сухого и влажного,
теплого и холодного,
сладкого и горького.
А господство одной из них есть причина болезни.
Естественные причины болезни лежат - в окружающей человека внешней среде. Сюда Гиппократ относил
время года,
температуру воздуха,
климат,
свойства почвы и воды в местности,
эпидемии.
Наряду с этим Гиппократ отмечал индивидуальные причины болезней отдельных людей, относил сюда: образ жизни,
диету,
возраст человека,
его наследственность
и наклонность к определенным страданиям.
Слайд 52Организация медицинского дела, подготовка врачей
Первые врачи - рабы (из числа военнопленных,
главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта).
Врачи-отпущенники ("вчерашний раб") - был обязан бесплатно лечить своего бывшего владельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть своих доходов.
Свободные врачи (греческого происхождения).
Слайд 53Гражданское здравоохранение
Архиатр (archiatros - старший врач) - опла-чиваемые должности врачей.
Архиатры
находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые строго следили за их выборами и назначением.
Процедура выборов напоминала строгий - экзамен; после него врач получал звание «Medicus a Republica probatus» («Врач, утвержденный государством»).
Слайд 55
Постановления санитарного характера:
охрана чистоты города и здоровья его
жителей;
правила погребения умерших: запрещение хоронить и сжигание мертвых в городской черте;
«младенец, отличавшийся исключительным уродством», должен быть лишен жизни.
Слайд 56
Термы (лат. thermae, от греч. thermos - тёплый, горячий), в Древнем
Слайд 57Акведук - водопровод для подачи воды к населенным пунктам
Акведук -
водопровод для подачи воды к населенным пунктам
Акведук - водопровод для подачи воды к населенным пунктам
Слайд 58Клоаки. Клоака (лат. Cloaca; от лат. cluere — чистить) — античная система канализации в
Древнем Риме.
Слайд 61
Медицинский опыт перекрещивался с магией. Значительная роль в средневековой медицине отводилась магическим
обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов.
Слайд 62
Культ святых и их наиболее популярных мест погребения, куда стекались тысячи паломников.
Слайд 63Болезни в Средневековой Европе.
туберкулёз, цингатуберкулёз, цинга, маляриятуберкулёз, цинга, малярия, оспатуберкулёз, цинга, малярия, оспа, коклюш,
чесотка чесотка, различные уродства, нервные болезни.
Спутники всех войн -
дизентериядизентерия, тифдизентерия, тиф и холера, от которых вплоть до середины XIX века гибло значительно больше солдат, чем от сражений.
Бичом Средневековья была бубонная чума.
Другим бичом Средневековья была лепра.
В конце XV в. в Европе появился сифилис, предположительно завезённый из Америки спутниками Колумба.
Слайд 64
Врачи в средневековом городе объединялись в корпорацию, внутри которой существовали определенные
разряды. Наибольшими преимуществами пользовались придворные лекари. Ступенью ниже стояли врачи, лечившие население города и округи и жившие за счет платы, получаемой от пациентов. Врач посещал больных на дому. В больницу пациентов отправляли в случае инфекционного заболевания или когда за ними некому было ухаживать; в остальных случаях больные, как правило, лечились дома, а врач периодически навещал их.
Слайд 66
Во время эпидемий населению оказывали помощь специальные "чумные врачи". Они же
следили за соблюдением строгой изоляции районов, пораженных эпидемией. Чумные врачи носили особую одежду: длинный и широкий плащ и специальный головной убор, закрывавший лицо. Эта маска должна была предохранять врача от вдыхания "зараженного воздуха". Поскольку во время эпидемий "чумные врачи" имели длительные контакты с инфекционными больными, то и в другое время они считались опасными для окружающих, и их общение с населением было ограничено.
Слайд 67Причины возникновения эпидемий.
Возникновение и рост городов, отличавшихся теснотой и грязью;
Массовые
передвижения огромного количества людей;
Крестовые походы(с 1096 по 1291-восемь походов);
Плохая гигиена людей( редко стирали белье, спали голыми для сохранения одежды, отсутствие канализации и водопровода);
Города не убирались, помои и нечистоты выбрасывались прямо на улицу.
Слайд 68Гигиена
К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота — грех, да
и холодно — простудиться можно. Горячая же ванна нереальна — дрова стоили очень дорого, иногда не хватало основному потребителю — Святой Инквизиции, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже — колесованием.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.
Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».
Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц и более — безобразно часто…
Если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
Слайд 69
С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом
на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.
Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.
После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит дерьмом из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: «Берегись!».
Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
Слайд 70
"Ученые врачи" получали образование в университетах или медицинских школах. Врач должен
был уметь ставить диагноз больному, основываясь на данных осмотра и исследовании мочи и пульса. Считается, что главными методами лечения были кровопускание и очищение желудка.
Слайд 71Способы врачевания.
Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей
смолой. Повезло тому, у кого всего лишь геморрой. В средние века его лечили прижиганием раскаленным железом.
Сифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благоприятным последствиям привести не могло.
Кроме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подряд, являлось кровопускание.
Болезни считались насланными дьяволом и подлежали изгнанию — «зло должно выйти наружу».
У истоков кровавого поверья стояли монахи — «отворители крови».
Кровь пускали всем — для лечения, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю.
Слайд 72
Хирургия.
Потребность в хирургах была очень велика из-за многочисленных войн, ибо
никто другой не занимался лечением ранений, переломов и ушибов, ампутацией конечностей и проч.
Врачи избегали даже делать кровопускания, а бакалавры медицины давали обещания, что не будут производить хирургических операций.
Но хотя в хирургах очень нуждались, их правовое положение оставалось незавидным.
Хирурги образовывали отдельную корпорацию, стоявшую значительно ниже, чем группа ученых врачей.
Слайд 73
Среди хирургов были странствующие врачи (зубодергатели, камне- и грыжесечцы и т.д.).
Они разъезжали по ярмаркам и проводили операции прямо на площадях, оставляя затем больных на попечение родственников.
Слайд 74
Практическая медицина, которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали.
Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности.
Слайд 75
К корпорации медиков примыкали банщики и цирюльники, которые могли: поставить банки,
пустить кровь,
вправить вывихи и переломы,
обработать рану.
Там, где недоставало врачей, на цирюльниках лежала обязанность наблюдения за публичными домами, изоляции прокаженных и лечения чумных больных.
Медицинской практикой занимались также и палачи, пользовавшие тех, кто подвергался пытке или наказанию.
Слайд 76
Иногда медицинскую помощь оказывали и аптекари, хотя официально медицинская практика была
им запрещена.
Слайд 77
Монастырская медицина.
Врачебная помощь населению наряду с миссионерской и военной деятельностью монахов
входила составной частью в комплекс мероприятий, осуществлявшихся католической церковью при завоевании феодалами новых территорий и народов.
Орудием католической экспансии наряду с крестом и мечом служили целебные травы.
Слайд 79Медицина средневекового Арабского Востока.
Слайд 80Теоретические основы арабской медицины
Арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях, четырех
телесных соках.
По мнению арабов, каждая из стихий и жидкостей определяют мизадж (араб, mizag — темперамент) каждого человека.
В случае сбалансированности всех составляющих, он будет нормальным и человек – здоров.
Если мизадж будет «неуравновешенным», человек – болеет. Задача врача — восстановить первоначальное состояние.
Слайд 81
Развитие фармации было связано с развитием алхимии. При лечении внутренних болезней
первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства. Приготовлением их занимались алхимики.
Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алкохоль). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.
Слайд 82Арабская хирургия.
Ислам запрещал вскрытие трупов и в связи с этим хирургия
и акушерство развивались слабее, чем лекарствоведение, гигиена и изучение инфекционных болезней.
Хирургия была ремеслом. Но врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии.
В «малой хирургии» они применяли скрученные жилы животных при зашивании ран - прообраз кетгута, различные методики кровопускания, вправления вывихов, разработали методики трахеотомии, применения катетера из кожи животных, обработки ран при помощи вина, применения наркотиков при обезболивании.
Высшие достижения арабской хирургии проявились в офтальмологии (удаление катаракты).
Слайд 83Абу Али Ибн-Сина (Авиценна)
Сыграл огромную роль в развитии медицины и лекарствоведения.
Дал
сведения о 810 лекарственных средствах, которые получали из растений, минералов, тканей животных.
Предложил два способа достоверного познания свойств лекарственных средств - сравнение и испытания.
Прославился как хирург, он делал все операции, известные на Востоке в то время.
Слайд 84Организация больничного дела.
Больницы, основанные мусульманами:
К первому виду относились больницы, учрежденные халифами
и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей.
Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.
Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения (госпитали).
Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках.
Слайд 85Госпитали.
Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с
развитием гигиены.
Мусульмане разработали рациональные мероприятия гигиенического характера. Многие из них закреплены в «Коране» (пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т. п.).
Вывод: Медицина арабского востока сохранила и развила наследие древневосточной и античной медицины и имела значительное влияние на развитие медицинских знаний в Европе.
Слайд 90Некоторые отличия западной и восточной медицины.
1.Западная и восточная медицины различаются по
исходным позициям, вязанным с теорией познания.
Западный врач начинает с анализа деталей и отдельных симптомов болезни. Потом он сводит детали в единое целое и стремится получить полную картину состояния организма. Иными словами, западный врач начинает с индукции.
Восточный (китайский) врач выявляет широкие связи, и на их основе, переходит к частностям. Иными словами, восточный врач чаще прибегает к дедукции.
Слайд 91
2. Принципиальная разница и в диагностике.
Западная диагностика использует аппаратуру, проводя
проверку различных параметров согласно требованиям естественных и медицинских наук. Получаемый результат надежен и проверяем.
Восточная медицина стремится проводить диагностику с учетом целостности организма, рассмотреть все функциональные процессы. Субъективное мнение врача выходит на первый план. В результате точность недоказуема, отсутствует возможность проверки.
Слайд 92
3. Для традиционной восточной медицины не характерна однозначность.
Основные понятия китайской
медицины ( ИНЬ – ЯН, энергия ЦЫ и др.) с научной точки зрения не являются однозначными.
Материальное и энергетическое, психическое и физическое, объективное и субъективное здесь не разделены.
Западная медицина считает это отсутствием точности и объективности.
Слайд 93
4. Медицина на Западе – это медицина врачей – узких специалистов.
В восточной медицине преобладают врачи – универсалы.
5. На Востоке фармация основывается на лекарственных препаратах натуральной растительной животной, минеральной основах.
Западная - на лечение биохимическими препаратами.
Слайд 94Общие моменты между западной и восточной медициной.
1.Общей чертой западной и восточной
медицины следует признать то, что они ориентируются на человеческий организм. На западе и на востоке люди страдают теми же болезнями с теми же симптомами. Западная и восточная медицины содержат одинаковые диагностические элементы: прослушивание, пальпация, беседа с пациентом и др.
2. В основе диагностики западной и восточной медицины лежат те же принципы и проверяются те же функции организма.
3. Обе медицины стремятся научить человека быть здоровым, т.е. занимаются профилактикой заболеваний.