Слайд 1
Мастер - класс
Формирование регулятивных УУД на уроках истории в 5классе
МБОУ Полянская
СШ
Учитель истории и обществознания
Кунашова Т.Н.
Слайд 2Мастер - класс
Цель мастер – класса: Поделиться своим опытом работы о
средствах и приемах формирования регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе.
Результат мастер – класса: осознание нашей педагогической аудиторией необходимости использования в своей работе эффективных методов и приемов при формировании регулятивных УУД на уроках истории.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Слайд 3Регулятивные УУД
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Слайд 4 Значение формирования регулятивных УУД в учебной деятельности
УУД тесно связаны с
достижениями метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника требуется мобильность, креативность, умение мыслить нестандартно.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, формулировки темы, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Позволяют:
Самостоятельно формулировать цель и тему урока
Учиться обнаруживать учебную проблему
Составлять план решения проблемы совместно с учителем
Определять степень успешности своей деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Слайд 5Приемы и средства по формированию регулятивных учебных действий
Приемы целеполагания.
На своих
уроках я пользуюсь следующими приёмами:
1)"Психологический тренинг"
Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю! ( эффективно, если ученики пришли после физкультуры)
Слайд 6Приемы целеполагания
Целеполагание – это ожидаемый результат обучения. Это то, с
чего начинается грамотное, продуктивное планирование. Это процесс установки учениками и учителем главных целей и задач обучения.
Цель должна быть конкретной и проверяемой.
Тема - вопрос
Проблемная ситуация
Опора на жизненный опыт
Анализ предыдущего результата
Определение «поля знания – незнания»
Выбор цели из предложенных
Проблемный диалог
Домысливание
Ситуация яркого пятна
Работа над понятием
Слайд 7Прием целеполагания «Тема – вопрос»
Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса.
Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»
План действий: 1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники 2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта. 3. Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались?
Слайд 8Приемы целеполагания
Прием « Путаница» : использование нескольких
терминов и понятий, представляющих смысловое единство помогают определить тему. На доске записать:
например, царь, и, Вавилон, законы, Хаммурапи, его;
берег, на, государство, Нил.
Земледельцы, Египет, как, ремесленники, и, жили, в.
Прием « Группировка» На доске записаны слова:
Фараон, вельможи, писцы, войны, ремесленники, земледельцы
Что объединяет все эти слова?
Пирамиды, сфинкс, храмы, письменность, обелиски, гробницы
Какое слово здесь лишнее? Объясните, почему оно лишнее?
Прием «Загадки»:
Царь в Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защитил.
Законы царские он учредил.
Как звали этого могущественного царя? Чем он прославился?
Ребята, отгадайте загадку:
Пробегает рощу –
Моет и полощет,
Пробежала вдоль лужка-
Искупала пастушка (река) Тема нашего урока тесно связано с этим словом. Работа с картой. Тема урока : «Древнее Двуречье»
Слайд 9Разгадать кроссворд
1)Правитель Древнего Двуречья
2)Бог Солнца 3) Главный город Двуречья 4)Ступенчатая башня в Вавилоне 5) Главные правила жителей Вавилонии
Слайд 10Приёмы создания проблемной ситуации на уроках истории.
Прием "столкновения источников", когда
сопоставляется два источника, посвященных одному событию.
Например: 1)Междуречье такая же цивилизация, как и Египет
2)Междуречье и Египет – разные цивилизации.
Проблема: Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?
Прием «Сравнение» Сейчас мы подумаем, прослушав две цитаты из произведений известных вам авторов, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
Цитата 1. «Египет укреплен со всех сторон самой природой…Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, в нижней части Египта он образует дельту…Тем, кто видел наводнение Нила, оно окажется удивительным. День за днем вода увеличивается на столько, что под конец затопляет почти весь Египет…города и деревни лежат на искусственных насыпях» (Диодор Сицилийский, 1 в.до н.э.)
Цитата 2. «Вся страна, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Плодовые деревья там не произрастают, зато просо и ячмень бывают высотой с дерево…повсюду на равнине растут финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготавливают хлеб, вино, мед…» (Геродот, 1 в. до н.э.)
Учитель. Кто автор этих цитат? О каких древних странах идет речь? Формулировка проблемы.
Учащиеся формулируют и записывают проблему:
Египет или Шумер
?! Сравнить цивилизации (Обобщение «Древнее Двуречье)
Слайд 11Приёмы создания проблемной ситуации
Прием «Отсроченная догадка»
Тема урока «Религия древних египтян»
Работа с
источником «Приключения Синухета»стр.45 учебника
Извлекаем из текста факты:
1)Египетский вельможа бежал, предав своего господина-фараона.
Предположите, какое наказание грозило ему на родине? (смерть)
2)Синухет- вельможа возвращается на родину.
В чем противоречие в действиях вельможи? Какой из этого следует вопрос?
Проблема: Почему египтяне боялись умереть на чужбине?
Какие у вас версии?
1. Египтяне верили в загробную жизнь и смолоду готовились к ней.
2. стр.55 иллюстрация. Какие два условия необходимо соблюдать:
А) пройти суд Осириса
Б)сохранение своего тела (мумия)
Слайд 12Создание проблемных ситуаций
Проблемные задания с ситуацией выбора. Два суждения:
Одни ученые
считают, что человек выжил в ледниковый период благодаря тому, что он научился пользоваться огнем, создал более совершенные орудия труда и изобрел одежду.
Другие ученные возражают им в последней части суждения - одежда отпугивала врага, смягчала удар по телу, носила ритуальный характер. Если бы вы были участниками спора кого бы вы поддержали? Почему?
Проблема: Почему первобытные люди выжили в ледниковый период?
Слайд 13Прием « Фишбоун» (рыбный скелет)
Настоящий педагог всегда находится в поиске, стремится
познать что-то инновационное, овладеть новыми педагогическими технологиями, приемами и методами, которые смогут сделать эффективнее учебно-воспитательный процесс, повысить качество знаний обучающихся.
Одним из инновационных методических приемов, который можно использовать для работы в парах и группах, является прием «Фишбоун». Применяю его активно на уроках истории. Он помогает выяснить причинно-следственные связи, выявить суть событий, явлений.
Он развивает навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
устанавливать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости;
С помощью такой предложенной схемы можно организовать работу в группах и парах, найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Слайд 14Прием «фишбоун» на уроке истории