Слайд 1План урока № 7
Тема: «Культура Западной Европы в раннее Средневековье»
Цель
урока: Показать роль церкви в становлении средневековой культуры. Охарактеризовать «каролингское возрождение». Рассмотреть процесс складывания средневековой книжности.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Беседа.
Оснащение урока: Компьютер, демонстрационный телевизор, презентация в PowerPoint 06-07
I. Организационный момент. Раздать тетради, авторучки, учебники, атласы. (2 минуты)
II. Проверка домашнего задания. (4 минуты)
III. Постановка цели занятия перед учащимися. (2 минуты)
IV. Новый материал. (26 минут)
V. Обобщение изученного на уроке материала. (5 минут)
VI. Подведение итогов урока. Завершение урока. Собрать тетради и авторучки. (1 минута)
Слайд 2Мир в Средние века
История
6 класс
Слайд 3
Культура Западной Европы в раннее Средневековье
§ 5
Слайд 4План урока
Представления средневекового человека о мире.
Каролингское Возрождение.
«Семь свободных искусств».
Книгопечатание.
Литература.
Слайд 5Актуализация знаний
Что означает поговорка: «Мой дом – моя крепость»?
Почему именно в
то время возникает такая поговорка?
Каким был замок феодала?
Каким было снаряжение рыцаря?
Слайд 6Постановка цели занятия перед учащимися
Вопрос классу: что входит в понятие культура?
(Ответы учащихся)
Средневековая культура имела два источника – античное наследие и культуру германцев. Это связано с особенностями формирования средневекового европейского общества, когда на развалинах Западной Римской империи возникли новые германские королевства.
Слайд 7
1. Представления средневекового человека о мире
В первые столетия Средневековья путешествовать по
странам могли только правители, дипломаты, воины, купцы и миссионеры. Дальнее путешествие было опасным и трудным делом.
Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далёких странах.
Слайд 8Средневековые люди представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как
колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
Центром, или «пупом», Земли считается город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху.
Слайд 9Время и смену сезона определяли по природным признакам: восходу и закату
Солнца, крику петухам, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев.
Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался с праздника пасхи, в других – с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа.
Слайд 10
2. Каролингское Возрождение
Грамотных людей не было не только среди крестьян –
они редко встречались и среди феодалов. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время письмом владели только служители церкви.
Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи.
06_07 Каролингское возрождение.mp4
Слайд 11При нём начался подъём культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.
Кард Великий
приглашал к своему двору образованных людей из других стран – Италии, Испании, Англии, Ирландии. Он поручил ведать школами англосаксонскому учёному монаху Алкуину. Алкуин не только организовал обучение, но и написал учебники.
Слайд 12При дворе Карла, в Ахене, возникло общество для научных занятий –
Дворцовая академия.
В VIII-IX в. во Франкском государстве возросло число образованных людей, были переписаны многие сочинения античных авторов.
Каролингское Возрождение быстро угасло после распада империи Карла Великого.
Слайд 13
3. «Семь свободных искусств»
Карл Великий открывал школы при монастырях. С X
в. при храмах и соборах в городах стали открываться соборные школы.
В соборных школах дети обучались вместе с юношами, деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил.
Слайд 14Латинский был международным языком образованных людей Западной Европы: на нём читали
молитвы, писали книги, записывали законы.
В школах изучали «семь свободных искусств»: науки «тривиума» и «квадривиума».
«Тривиум» включал в себя грамматику (умение писать), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать).
Слайд 15В «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти
науки, можно было приступать к «царице наук» – богословию.
Самым главным «учебником», который следовало знать и уметь трактовать, была Библия: Ветхий и Новый Завет.
В богословии надлежало твёрдо следовать поучениям отцов церкви.
Слайд 16Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов церкви и предполагало хорошую
память.
Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго вёлся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание.
Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.
Слайд 17
4. Книгопечатание
В монастырях развивалось искусство рукописной книги. В Средние века она
приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамента.
Но пергамент был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.
С появлением пергамента изменились и орудия письма – птичьи перья.
Слайд 185. Литература
Более всего читали Евангелия и жития святых, в которых рассказывалось
о подвигах людей, признанных церковью святыми мучениками.
С VI-VIII в. в культуру Западной Европы всё больше входя хроники. Так, Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский – готов и вандалов. В хрониках события излагались по годам друг за другом.
Слайд 19Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» впервые применил
новую систему счёта времени – от Рождества Христова.
Возникли средневековые эпические поэмы (эпосы): англосаксонский «Беовульф», скандинавская «Старшая Эдда», немецкая «Песнь о Нибелунгах».
Слайд 20Глоссарий
Возрождение – появление интереса к античной культуре, «возрождение» её.
Богословие –
религиозное учение.
Хроники – рукописи, рассказывающие об истории народов и современной хронисту жизни.
Слайд 21Вопросы для повторения
Каково было содержание большинства книг в Средневековье?
Почему?
На каком материале
писали в Средние века?
Какова роль Карла Великого в развитии культуры?
Слайд 22Используемые источники
http://www.history-names.ru/k/karolingskoe_vozrozhdenie.shtml
http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/doroman/doroman.html
http://atheism.about.com/library/FAQs/christian/blxtn_crus_ill19.htm
http://zvezda.ru/cult/2006/01/23/balcanhardcore.htm
http://www.klassiskgitar.net/vosmaertende-allegory1.html
http://misithim.clan.su/news/istorija_likera/2013-03-30-82
http://yaka.moy.su/publ/8-1-0-14
http://rudocs.exdat.com/docs/index-193568.html
http://dparearrien.3dn.ru/news/srednevekovye_shkoly_i_universitety/2013-06-22-44
http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12178&ob_no=13159
http://waking-up.org/druhoe/den-znanyj-yly-slovo-o-shkolnyke/
http://nnm.me/blogs/maravilloso/srednevekovyj_bestiarij_chast_vi/
http://denismikola.com/sozdavaya-uspex/
http://eslovar.com.ua/entsiklopediya_kolera/page/karl_velikiy.3353
http://www.youtube.com/watch?v=xi-Oo7OtkRc
Слайд 23Составитель презентации
Тарасов Олег Александрович