Слайд 1Кубанская традиционная культура
Петриковская роспись
Слайд 2Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно
хранят традиции древних народных промыслов. Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский. И в этом вольном казацком селе возник обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви.
Слайд 3А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как
с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней - желание творить красоту. Уже позже, учитель Александр Статева открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую "чепурушку" Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы - Федор Панко - решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение "Петриковка".С этого времени, петриковцы брали участие в росписи павильонов различных выставок и магазинов в Москве и Киеве, и даже в оформлении кают некоторых пароходов, которые курсируют по Днепру. Хотя в этих работах и не угадывается на первый взгляд ничего принципиально нового, но это не совсем так.
Слайд 4Расписывая тот или другой, даже самый большой по размерам, общественный интерьер,
петриковские мастера переносили, по сути, свой домашний образ в
помещения, изменяя лишь масштабы до соответствующих размеров. Можно утверждать, что в период с 1960 - 1970 г. в народном искусстве завершилось формирование монументальной декоративной живописи. Постепенно из петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных мастеров, которые расписывало не только интерьеры домов, а и сундуки, народные музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетии начали делать бумажные малевки.
Слайд 5Когда в украинском народном творчестве утвердилась подлаковая роспись, мастера декоративной графики
вернулись к росписи деревянной посуды, только делают они теперь это иначе. Форму деревянного блюда вытачивают обычно на токарном станке, но профиль не имитирует фаянсовое изделие (как это было раньше), хотя силуэт нового блюда плавностью линий и округлостью формы созвучен гончарным изделиям Полтавской области и юга Украины.
Слайд 6Декоративный рисунок выполняется масляными красками на хорошо отполированной поверхности без предварительной
прокладки фона. В краски подмешивается немного лака, благодаря чему они
становятся прозрачными и сквозь них хорошо просвечивается дерево. Первые такие блюда появились в 1963г. Особенность их росписи - в высоком графическом исполнении, в сдержанности цветовой гаммы (красный, желтый, черный цвета) и декоративности всей композиции. Это новая модификация традиционно расписанной посуды на полностью современной основе.
Слайд 7Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской
области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении.
Слайд 8Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег
на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.
Слайд 9История орнамента имеет свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных
образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно
растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХVIII-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
Слайд 10Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он
основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астры, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Слайд 11Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки
- все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем. Петриковские мастера применяют для росписи на бумаге яичную темперу, в настенной росписи - гуашь, яичную темперу и масляные краски на грунте, а на дереве преобладает подлаковая роспись масляными красками. Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, "вазон","букет", отдельную "веточку"и "фриз". Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера.
Слайд 13Характерной особенностью традиционной композиции, например, петриковского "букета" есть расположение в его
центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочка и бутоны, которые завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветное решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают - перекликаются с ним - маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции
Слайд 14Для колорита традиционной петриковской росписи характерное контрастное соединение основных и дополнительных
цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Ныне петриковские мастера, которые имеют уже определенное художественное профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме. Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например, хохломские мастера декоративной росписи.