Слайд 1«Крестный путь восхождения императора Николая Александровича Романова и его семьи к
вершинам святости»
Автор работы:
Кузнецова Анастасия
ученица 9 класса
Старохмелевского филиала
МБОУ Новоникольской СОШ
Научный руководитель:
Черникова Н.Н.,
учитель истории и
обществознания
Слайд 2Обоснование выбора темы
В 7 классе я впервые познакомилась
с темой: « Начало правления династии Романовых в России» и узнала о том, что правление этой династии продолжалось 304 года (1613-1917г.) и превратило русскую землю в огромную и великую державу. Информация , которая содержалась в школьных учебниках , не могла ответить на все мои вопросы и я самостоятельно продолжила изучать этот исторический период. Больше всего меня заинтересовало время правления Николая II, последнего императора династии Романовых, так как его правление остаётся для многих, и для меня в том числе, одной из загадочных страниц нашей истории. Оценивая его государственную деятельность и личные качества характера, и среди общественности, и среди историков нет единого мнения. Кто-то называет Николая II патриотом, глубоко верующим человеком, примерным семьянином, а кто-то- палачом своего народа, заслужившим прозвище « Николай Кровавый». Поэтому, чтобы объективно оценить личность последнего императора из династии Романовых, я выбрала именно эту тему для своего проекта.
Слайд 3Династия Романовых
1613 – 1917г.
Слайд 4Проблема.
В ходе работы над проектом возник проблемный вопрос: «
После отречения жизнь Николай II и его семьи была наполнена страданиями и унижениями. Почему император всё это терпел-ради будущего России и благополучия народа или просто не имел возможности и сил сопротивляться политическим врагам»
Слайд 5Актуальность.
Я считаю, что тема моего проекта очень актуальна, во-первых,
процесс изучения истории не потеряет своей актуальности никогда, ведь как сказал великий испанский писатель Мигель де Сервантес: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего», во-вторых, моя тема приобщает современную молодёжь к духовному опыту русских православных святых, способствует становлению духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.
Слайд 6 Цель моего исследования: определить глубину веры Николая II и
членов его семьи, наличие в их жизни духовных подвигов, которые привели к канонизации последних представителей из династии Романовых.
Для достижения цели, в ходе работы над проектом, необходимо было решить следующие задачи:
-изучить архивные материалы, публикации, Интернет- ресурсы по теме проекта ;
-подобрать материал с фактами праведной жизни Николая Александровича и его семьи;
- провести анкетирование среди старшеклассников и определить их заинтересованность историей Отечества XX века и знания о условиях канонизации;
-сформулировать выводы, полученные в ходе исследовательской работы.
Слайд 7 Объект исследования: Николай Второй, члены его семьи.
Предмет
исследования: жизнь и деятельность Романовых.
Новизна моего исследования: связана с тем, что в учебниках по истории России тема канонизации Святых Заступников Руси, почти не затрагивается.
Слайд 8Гипотеза:
возможно с отречением от престола, Николай Второй начал
свой крестный путь, на Екатеринбургскую голгофу и своей смертью, и смертью своей семьи, искупил грех измены русского народа.
Слайд 9Николая II - последний император династии Романовых
Николай II правил с 1894
по 1917г.
Главным для него всегда было исполнение своего монаршего долга: «Я имею всегда одну цель перед собой: благо Родины…». В 1902 году он писал матери: «Я несу страшную ответственность перед Богом и готов дать Ему отчёт ежеминутно, но пока я жив, я буду поступать убеждённо, как велит мне моя совесть. Я не говорю, что я всегда прав, ибо всякий человек ошибается, но мой разум говорит мне, что я должен так вести дело».
Слайд 10
Николая II. Внешняя и внутренняя политика
Подводный флот 1915г.
Развитие Военно- воздушного Флота России
Слайд 12Несмотря на искреннее стремление императора к миру, в его царствование России
пришлось участвовать в двух кровопролитных войнах (Русско –японская, Первая мировая война), приведших к внутренним смутам. Николай II происходившее в стране воспринимал как великую личную скорбь. В 1914 – 1915 Государь регулярно выезжает в Ставку, посещает перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы - одним словом, все, что играло роль в ведении этой грандиозной войны. Император с начала войны рассматривал свое пребывание на посту Верховного главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом: назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих (Иов 29, 25).
Слайд 13С самого первого дня царствования императрица Александра Федоровна – опора и
поддержка для мужа в его нелегких государственных делах. В общественной жизни молодая женщина пыталась побудить людей к благотворительности, ведь это она впитала еще в детстве от родителей. Императрица Александра Фёдоровна с самого начала Первой мировой войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия, вместе со старшими дочерьми - Великими княжнами Ольгой и Татьяной - она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в своем царскосельском лазарете, помня, что требует Господь любить дела милосердия (Пророк Михей. 6, 8)
Слайд 14 В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И
все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Отношения детей с Государем были трогательны - он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.
Слайд 15
В конце февраля в Петрограде начались волнения, вызванные
перебоями с подвозом хлеба, они скоро переросли в забастовку под политическими лозунгами - «Долой войну», «Долой самодержавие». Претендующие на роль представителей народа депутаты словно забыли наставление апостола Петра:
«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 17).
В столице наступило полное безвластие. Государственная Дума ставила Царя перед выбором: отречение или попытка идти на Петроград с верными ему войсками - последнее означало гражданскую войну в то время, как внешний враг находился в российских пределах. После долгих и мучительных размышлений Император принял выстраданное решение: отречься и за себя и за Наследника, ввиду его неизлечимой болезни, в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича. Государь покидал верховную власть и главнокомандование как Царь, как воин, как солдат, до последней минуты не забывая о своем высоком долге. Его Манифест - это акт высочайшего благородства и достоинства.
Слайд 16Свидетельства христианской веры и высокой нравственности Николая II и его семьи
Воспоминания современников
Протопресвитер Георгий Шавельский, хорошо знавший императора, говорит о «смиренной, простой и непосредственной» религиозности царя, о неукоснительном посещении им воскресных и праздничных богослужений, о «щедром излиянии многих благодеяний для Церкви».
Генерал А. А. Мосолов «Царь вдумчиво относился к своему сану помазанника Божия. Надо было видеть, с каким вниманием он рассматривал просьбы о помиловании осуждённых на смертную казнь. Он воспринял от отца, которого почитал и которому старался подражать даже в житейских мелочах, незыблемую веру в судьбоносность своей власти. Его призвание исходило от Бога».
Роберт Вильтон «Нет никакого сомнения, что Император Николай II погиб из-за своего упорного желания оставаться верным своему народу. Немцы делали Ему самые заманчивые предложения: они ручались, что жизнь Романовых будет сохранена и что престол перейдет Его сыну. От Государя требовалось только принять немецкую помощь. Тогда исчезли бы большевики: их выгнала та самая рука, которая прислала их разрушать Россию. Николай II угадал западню; Он отказался быть спасенным ценой бесчестия.»(Роберт Вильтон, английский журналист, участник (исполнял роль фотографа) следствия по делу убийства Царской семьи)
Слайд 17Современные историки о Николае II
Генрих Зиновьевич Иоффе. Царь
не повышал голоса, не стучал кулаком по столу, не третировал министров и генералов. Он был хорошо воспитан и умел очаровывать. Скептически относился к Распутину, терпел его. Умел осторожно освобождаться от назойливого давления царицы, если ее цели расходились с его замыслами и намерениями.
На примере писем Александры Федоровны Иоффе показывает, что и после отречения царскую чету продолжала волновать судьба России.
Александра Федоровна преодолела страшную горечь случившегося: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней (Родиной) все переживаем... Чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство, - мы одно составляем, и делим горе и счастье. Больно она нам сделала, обидела, оклеветала и т.д., но мы ее любим все-таки глубоко и хотим ее выздоровления».
Слайд 18Жизнь семьи в соответствии с традициями православного благочестия
Глубокая и искренняя
религиозность выделяла императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского.
Прославление Серафима Саровского 1903 год.
Слайд 19Царь Николай II, перенесение мощей Святого Преподобного
Слайд 20 Нуждам Православной Церкви император уделял огромное внимание во
все время своего царствования. Как и все российские императоры, Николай II щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. Император сам участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Ермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.).
Император Николай II участвует в закладке Феодоровского собора.
Строительство Феодоровского собора. Фото 1912г.
Слайд 21Крестный путь восхождения Николая II и его семьи к вершинам святости
В жизни Императора Николая II, рожденного в день памяти святого праведного Иова Многострадального, было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода: время его царствования и время пребывания в заточении. Первый из них дает право говорить о нем как о православном правителе, исполнившем свои монаршие обязанности как священный долг перед Богом, второй период- крестный путь восхождения к вершинам святости, путь на русскую Голгофу… Государь, приняв, как ему казалось, единственно правильное решение, тем не менее переживал тяжелое душевное мучение. «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня знает», говорил Государь Генералу Д. Н. Дубенскому.
Святой праведный Иов Многострадальный
Слайд 22Царственные узники. Тобольск
Император Николай II со своими детьми в конце апреля
1918 г. в Тобольске.
В ссылке в Тобольске Николай II с сыном
Ссылка царской семьи в Тобольске проходила с 6 августа 1917 года до конца апреля 1918 года. Вместе с царской семьей в ссылку в Сибирь отправилась и прислуга в количестве 45 человек. Их решение отправиться вместе с царской семьей было добровольным.
Слайд 23Царственные узники
Романовы в доме Ипатьева. Екатеринбург 1918г
Дом Ипатьева
Глубокая вера заключенных поддерживала
их мужество, давала им силу и терпение в страданиях. Все они понимали возможность скорого конца. Даже у цесаревича как-то вырвалась фраза: «Если будут убивать, только бы не мучили...». Государыня и великие княжны часто пели церковные песнопения, которые против воли слушал их караул. В почти полной изоляции от внешнего мира, окруженные грубыми и жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляют удивительное благородство и ясность духа.
Иконы и вещи царской семьи, найденные в доме Ипатьева в Екатеринбурге. 1918. Госархив РФ.
Слайд 24Расстрел семьи Романовых.
Яков Юровский-организатор расстрела семьи Николая II.
В ночь с 16 на 17 июля,
примерно в начале третьего, Юровский разбудил царскую семью и прислугу и вместе с узниками спустился на первый этаж в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Все внешне были спокойны. Юровский подошел к государю совсем близко и сказал: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей» и выстрелил несколько раз в государя. Почти одновременно начали стрелять все остальные – каждый заранее знал свою жертву, раненых добивали штыками.
До восхода солнца тела вывезли в лес в окрестности деревни Коптяки.
Слайд 25 В ходе работы над проектом, я столкнулась с
очень интересным историческим фактом: династия Романовых начала свой монарший путь в костромском Ипатьевском монастыре, а подвал дома Ипатьева в Екатеринбурге стал местом, где завершилось не только ее царствование, но и физическое существование в ночь на 17 июля 1918 года.
Комната в подвальном этаже дома инженера Ипатьева.
Свято- Троицкий Ипатьевский монастырь. Основан в 1330 г.Кострома
Ипатьевский монастырь.
Слайд 26
Здание, в котором была расстреляна Царская семья,
снесли в 1977 году. В 1990 году на пустыре был установлен первый деревянный крест и часовня.
Слайд 27Канонизации последнего российского императора и его семьи.
В
1971 г. на Архиерейском соборе русской православной церкви за границей официально поставлен вопрос о канонизации царских мучеников, а в 1980 г. они были причислены к лику святых. У нас же вопрос о канонизации НиколаяII и его семьи встречал много преград. Первый официальный отказ Русской Православной Церкви от прославления последнего российского императора прозвучал на Соборе 1997 г. С 11 апреля 1989 года по 22 марта 2011 года председателем Синодальной комиссии по канонизации святых был митрополит Ювеналий. Его решающим аргументом было высказывание: «Нет чудотворений» Вскоре чудо свершилось. Иконы с изображением Николая II начали плакать, а больные, помолившиеся лику императора – исцеляться. В августе 2000 г. Архиерейский Собор Русской православной церкви причислил к лику святых страстотерпцев Николая II и его семью.
Слайд 28ЯВЛЕНИЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ В ХРАМЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА СВЯТОГО ЦАРЯ-ИСКУПИТЕЛЯ
НИКОЛАЯ
Собор во имя Святого Апостола Иоанна Богослова, Святого Преподобного Серафима Саровского и Чудотворного Образа Божьей Матери «Одигитрия», в котором явился Образ Царя.
Иерей Геннадий Ткач.
Слайд 29Екатеринбург. 2003г.
Храме-на-Крови Екатеринбург. 2003г.
Поклонный крест – скульптура Царственным Страстотерпцам.
Слайд 30Заключение.
Проанализировав различные источники информации, я узнала о том,
что рождённый в день памяти святого праведного Иова Многострадального, государь принял свой крест так же, как библейский праведник, перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью открывается в истории последних дней императора и его семьи. С момента отречения не столько внешние события, сколько внутреннее духовное состояние государя привлекает к себе внимание. Об искупительном подвиге Царя Николая II говорилось во многих пророчествах, которые начали появляться задолго до того, как Николай Второй родился
Слайд 31Пророчество монаха Авеля Тайновидца.
Например, пророчество монаха АвеляТайновидца.
Авель предсказывал Павлу I« …судьбу Державы Российской» до времени правления правнука его, каковым и являлся Николай II. Это пророческое предсказание было вложено в конверт с личной печатью Императора Павла Первого и с его собственноручной надписью: "Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины". Пророк Авель писал: «…На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим; как некогда сын Божий. Война будет, великая война, мировая...» Это пророчество Николай II прочитал в 1901г.
К посланию была приложена икона , написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения последнего императора из династии Романовых. Образ был написан иконописцем Лазарем по воле Павла I и по пророчеству монаха Авеля о последнем Державном Царе России. На старинной иконе действительно изображен Царь-мученик Николай II. Налицо явное портретное сходство!
Слайд 32Пророчество святого Серафима Саровского.
Ещё одно пророчество-письмо святого Серафима
Саровского."Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и его Самодержавия, все восставшие погибнут, а Бог Царя возвеличит..."
Слайд 33 Двадцать два года управлять государством, зная образ своей
кончины, быть оклеветанным, преданным и всеми оставленным - настоящий подвиг по подобию Христа. Понимал ли Николай II смысл этого подвига, который он добровольно понес и совершил? Я думаю, понимал. Государь хорошо знал эти пророчества, в которых была изложена судьба России и раскрыта роль самого Николая II в деле спасения погибающей страны.
Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась:с отречением от престола, Николай II начал свой крестный путь, на Екатеринбургскую голгофу и своей смертью, и смертью своей семьи, искупил грех измены русского народа.
Ведь святыми становятся не за политическую деятельность и не за успехи в государственном строительстве. Святыми становятся за любовь к Богу и к людям. А этого у них не отнять, несмотря ни на какие возможные их ошибки.
Надеюсь , что моя работа поможет православным христианам глубже осознать значимость жертвенного поступка царственных страстотерпцев.
Вывод.
Слайд 34 Список литературы
Алексеев В. Гибель царской семьи: Мифы и реальность. Свердловск, 1995.
С. 35.
Новые святые: Николай II его семья – символы русского православия. // Трибуна. 2000, 15 августа. С.1.
Ген. Д. Н. ДУБЕНСКИЙ. Как произошел переворот в России.( из воспоминаний)
Р. Вильтон. «Последние дни Романовых». Книга вышла на английском языке в Лондоне и Нью-Йорке уже в 1920 году1 – два года после собственно убийства, когда в России еще бушевала гражданская война. Автор ее, английский журналист, но долго живший в России и хорошо владевший русским языком, сам был участником (исполнял роль фотографа) следствия по делу убийства Царской семьи, возглавляемого генералом Дитерихсом и судебным следователем по особо важным делам Соколовым. Электронная версия с сайта «Русское небо» – http://rus-sky.com
Биография и мемуары, автор Роберт Мэсси, 2006г.
Дневники и документы из личного архива Николая II. Серия: Воспоминания.Мемуары. Издательство: Мн: Харвест, 368 страниц; 2003 г.
История русской культуры в Царствовании Романовых 1613 – 1917 ,автор СоломонВолков, 2011
Витте С. Ю. Воспоминания (Царствование Николая II, Том 1)http://tululu.ru/read56900/286/
ВырубоваАнна Александровнаhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Вырубова,_Анна_Александровна
Дневник Николая II http://www.rus-sky.com/history/library/diaris/1916.htm
Касвинов М. Двадцать три ступени вниз. Журнал «Звезда», 1972, N8-9, 1973,N7-http://incity.org.ua/info/lib/books?menu=24&file=9452
Культура воспитания в семье последнего российского императораhttp://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/54678/
Николай II Александрович http://www.hrono.info/biograf/bio_n/nikolai2a.php
Монах-прозорливец Авель сделал предсказание Императору Павлу I «о судьбах державы Российской», включительно до правнука его, каковым и являлся Император Николай II. Подробнее об этом можно прочитать в книге: Благословенная Россия. Пророчества о России. / Авт.-сост.: Т.Н. Микушина, В.И.Полян, Е.Ю. Ильина. – 2-е изд., испр. и доп. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2012. – 232 с.