Слайд 1 История российского военного мундира
Автор:
Макрецова Ольга
Александровна,
преподаватель
СТТ ГГТУ
г.о.Орехово-Зуево
Слайд 2 Российский военный мундир имеет долгую и славную историю, являясь
неотъемлемой принадлежностью облика защитника Отечества. Уважение к армии, патриотизм, державность – не пустые слова, а наполненные глубоким содержанием понятия, определяющие позицию человека как гражданина своей страны. Художник по костюму, как специалист в области проектирования одежды, должен быть достаточно осведомлен в области, касающейся, в том числе, одежды специального назначения.
Слайд 3 Итак, что подразумевается под мундиром?
В Военной Энциклопедии И. Сытина,
изданной в 1914 году, написано: «Мундир - форма одежды, присвоенная военным чинам. В широком значении слово мундир означает всякую вообще форменную одежду в противоположность статскому платью».
Термин «мундир» включает в себя особые требования кодекса военнослужащего – т.н. «честь мундира».
Слайд 4 к 1661 году, когда каждый из стрелецких полков получил
кафтаны, шапки и сапоги особого цвета.
Первые сведения о военных мундирах в России относятся
Слайд 5 Замена в армии традиционной для Руси одежды на европейскую
находилась в ряду реформ Петра I.
В конце 17-го века военный мундир был модернизирован и приближен к западноевропейским образцам.
Слайд 6Время правления Павла I и его потомков можно назвать временем
расцвета в России систем военного мундира.
Весь XVIII век русская военная форма менялась согласно канонам, заложенным еще Петром I.
Слайд 7Павел I был не понят современниками. Дворянская среда сознавала, что наступает
конец прежней екатерининской вольнице. Наступало время всеобъемлющей дисциплины и порядка.
Мундир становится как бы составной частью жизни русского общества. Это можно объяснить тем, что русские императоры были военными и получали военное воспитание и образование.
В тему сказал генерал-лейтенант Я.П. Кульнев: “Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся…”
Слайд 8Инициатором введения новой формы стал генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин. Он говорил,
что в результате перемен «…солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее… Красота одежды военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением.... Завивать, пудриться, плесть косы - солдатское ли это дело; у них камердинеров нет… Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал - то готов..."
Слайд 9 Отечественная война 1812г. является границей, разделяющей правление АлександраI на
две части. До войны были реформы, игры в либерализм, после - «реакция, палочная дисциплина, аракчеевщина». Это напрямую связано с армией. В ней все стремится к единообразию, стандарту, регламенту.
Слайд 10 Основы военной формы, заложенные
Александром I, были продолжены его братом, Николаем I, возведшим мундир
в абсолют. При нем происходит как бы борьба между традиционно русскими канонами и продолжающимся прусским влиянием.
Слайд 11 С появлением в русской армии гусаров для них было
установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у австрийских имперских войск.
В начале XIX века модной деталью костюма кавалергарда были лосины - штаны белого цвета из кожи лося (лосины) или оленя. Правда, в повседневной жизни они долго не удержались, т.к. были крайне неудобны в носке: для идеального облегания лосины надевались влажными и высыхали на теле.
Слайд 12 К началу 30-х годов XIX века происходит окончательная унификация
военного мундира. Уже не существует каких-либо разночтений в правилах его ношения. Темно-зеленый мундир с красной отделкой - вот основные цвета николаевских солдат. Время НиколаяI – это апофеоз развития военного костюма. После 50-х гг. унификация и торжество стандарта пойдут на спад.
Слайд 13 АлександрII в период с 1855г. по 1874г., проведя закон
о всеобщей воинской повинности, параллельно с этим еще раз поменяет внешний вид военного обмундирования.
Слайд 14 Александр III, царь-миротворец, не собирался воевать, и военную форму
ввел скромную и однообразную, берущую корни в народной, как ему казалось, одежде. Этот “народный” стиль господствовал в русской армии до 1907г., когда под влиянием поражения в русско-японской войне правительство ввело новую форму, пытаясь поднять боевой дух армии.
Слайд 15 Новые образцы были симбиозом различных типов мундиров, использовавшихся в
русской армии. При этом, кроме яркой парадной формы, вводилась еще и полевая, защитного цвета, единая для всех родов войск. Ее предназначение - использование при ведении военных действий.
В 1913г.была произведена последняя попытка совместить парадную и полевую формы.
Слайд 16 После октябрьской революции в России одним из первых массовых
костюмов была красноармейская форма. В 1919 году была утверждена новая форма: шинель (от древнерусского кафтана с петлицами), рубаха, шлем (от древнерусского шелома с бармицей), кожаные лапти. Шлем вскоре получил название буденовки и просуществовал до начала Великой Отечественной войны.
Слайд 17 В 1919 году в Красной Армии впервые вводится единая
для всех военнослужащих форма одежды и нарукавные знаки различия для командного состава: под красной звездой красные суконные треугольники для младшего комсостава, квадраты для среднего и ромбы для старшего и петлицы с расцветкой по родам войск
Слайд 18 К 1935 году, претерпев несколько изменений, сложилась новая система
обозначения родов войск. Она включала в себя петлицы определенного цвета и эмблемы к ним. Знаками отличия командного состава, помимо треугольников, квадратов и т.д. стали ещё и нарукавные шевроны, у комиссаров вместо них помещались красные вышитые звёзды. Повседневная форма одежды включала в себя гимнастёрку и бриджи защитного цвета (у офицеров синие галифе с кантами по роду войск). Исключение составляли авиаторы - полностью синяя офицерская форма и танкисты - форма серо-стального цвета.
Слайд 19 Технические войска, помимо повседневной, носили ещё и специальную форму
для работы с машинами - это кожаные куртки и пальто, меховые комбинезоны, шлемы, краги. Наибольшие отступления от уставной формы позволяли себе лётчики ввиду специфики профессии и привилегированного положения.
Слайд 20 В 1985 году вводится новая полевая форма, получившая обиходное
название «афганка». На новой форме, одинаковой для всех категорий военнослужащих, погоны являлись элементом самой куртки (так называемые погоны-хлястики). Цвет таких погон имел цвет самой формы (серый, хаки, камуфляжный, песочный и т.п.). Нашивки зеленого цвета были введены для сержантского состава, зеленые звездочки для прапорщиков и офицеров.
Слайд 21 Современная армия немыслима без камуфлированной одежды. Камуфляж (в переводе
с французского – маскировка) – способ военной маскировки, состоящий в нанесении на маскируемый предмет разноцветных пятен, линий, полос, искажающих его форму и затрудняющих распознавание маскируемых объектов.
Слайд 22 В последнее время офицерский мундир применяется всё реже, заменяясь
гимнастеркой и свободной одеждой защитной окраски.
Слайд 23 В заключение скажу, что мне представляется крайне интересным изучение
русского военного мундира как источника творчества для разработки эскизов современной молодежной одежды в стиле «сафари» и «милитари».