Презентация, доклад по истории Казахстана для 6 класса Сакские племена на территории Казахстана.

Содержание

ПЛАН УРОКАОрганизационный момент.Приветствие, подключение проектора и доски. ВступлениеІ. Постановка темы и целей урока.ІІ. Обобщение пройденного материала .Введение.Источники информации о саках.Первоначальные сведения о саках. Племена и территория их расселения.Общественное устройство саков.Быт саков.Хозяйство саков.Ремесла саков.Религиозные верования и представления

Слайд 1Если бы ты выкинул все свои
драгоценности,
Вооружился луком со стрелами


И жил среди саков, то ты так же
Был свободным человеком.

Открытый урок
Сакские племена
на территории Казахстана

Подготовил:
учитель истории Хорошунов С.Ю

Школа-гимназия №45
имени С.П. Королева

Если бы ты выкинул все свои драгоценности, Вооружился луком со стрелами И жил среди саков, то ты

Слайд 2ПЛАН УРОКА
Организационный момент.
Приветствие, подключение проектора и доски.
Вступление
І. Постановка темы и

целей урока.
ІІ. Обобщение пройденного материала .
Введение.
Источники информации о саках.
Первоначальные сведения о саках.
Племена и территория их расселения.
Общественное устройство саков.
Быт саков.
Хозяйство саков.
Ремесла саков.
Религиозные верования и представления саков.
Борьба саков за независимость.
«Золотой человек» - символ Независимости Казахстана.
ІІІ. Закрепление.
IV. Домашние задание.
V. Итоги урока.
VI. Заключение.
ПЛАН УРОКАОрганизационный момент.Приветствие, подключение проектора и доски. ВступлениеІ. Постановка темы и целей урока.ІІ. Обобщение пройденного материала .Введение.Источники

Слайд 3В середине 19 века русский путешественник Левшин, впервые оказавшись в центральной

части Великой степи – современном Казахстане, был поражен величием и спокойствием открывшегося его взору пространства. Вглядываясь с вершины древнего кургана в безбрежную даль цветущей степи, куда уходил караван, он спросил у пожилой женщины:  - Почему вы кочуете?  - Человек должен двигаться, потому что Солнце, месяц, звезды, животные, рыбы – все движется, только земля и мертвые остаются на месте.  Этот ответ пожилой женщины русскому путешественнику в какой-то мере дает ключ к пониманию мировоззрения степных народов, истоков их культуры и искусства. Обитатели бескрайних просторов Великой степи тысячелетиями создавали и шлифовали свою самобытную и богатую культуру, внося вклад в культуру всего человечества. Немало тайн и загадок прошлого хранят древние курганы и бескрайняя степь. 

ВСТУПЛЕНИЕ.

В середине 19 века русский путешественник Левшин, впервые оказавшись в центральной части Великой степи – современном Казахстане,

Слайд 4ТЕМА УРОКА:
«САКСКИЕ ПЛЕМЕНА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА»
Тип урока: Повторно-обобщающий урок.
Цели урока:


Образовательная: Обобщить знания учащихся о предках казахского народа - племени, жившем на территории Казахстана и Средней Азии в І тысячелетии до нашей эры; познакомить с историческими сведениями о сакских племенах, группах сакских племен; показать территорию их проживания, рассказать об общественном устройстве саков, их культуре, быте, занятиях и о борьбе саков за независимость;
Развивающая: Развивать способности к мышлению, умозаключению,
работе с картой;
Воспитательная: Формирование исторического сознания, чувства
уважения и почитания исторических знаний, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
Методы: Словесный, частично-поисковый , наглядный;
Оборудование: Портреты исторических деятелей, карта древнего Казахстана, схемы, таблицы, раздаточный материал, кроссворд.
ТЕМА УРОКА: «САКСКИЕ ПЛЕМЕНА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА»Тип урока: Повторно-обобщающий урок.Цели урока: Образовательная: Обобщить знания учащихся о предках

Слайд 51. ВВЕДЕНИЕ.
В истории древнего Казахстана в І тысячелетии до н. э.

начинается новый рубеж.
VIII век до н. э. по VI век н. э. вошли в историю нашей страны, как эпоха открытия и широкого использования железа.

Железный век делиться на два периода:
Схема: «Железный век»

Ранний железный век
с VIII века до н. э. по III век до н. э.

Поздний железный век
с III века до н. э. по VI век н. э.


Железный век
VIII век до н. э. - VI век н. э.

В этот период укрепляются родоплеменные отношения. Роды объединяются в племена, а племена в союзы племен.

Схема: «Общественное устройство людей»

Родовая община


Племя


Племенные союзы


Этнос

К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов. На основе этих племенных союзов возникали государства.
Сегодня большинство ученных считают, что родоначальниками казахов являются племена саков, о которых сегодня пойдет речь.

1. ВВЕДЕНИЕ.В истории древнего Казахстана в І тысячелетии до н. э. начинается новый рубеж. VIII век до

Слайд 62. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О САКАХ.
Саки – древние племена, населявшие территорию Казахстана

и Среднюю Азию в І тысячелетие до н.э.

Ученым известны 2 группы древних текстов, содержащих сведения о саках.

1. Клинописные наскальные надписи персидских царей.

Ксеркс
( 519 г. до н. э. — 465 г. до н. э.)

Дарий І
(522 г. до н.э. - 486 гг. до н.э.). 

2. Сочинения греко-римских авторов.

Страбон
( 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.)

Геродот
( 484 г. до н. э. — 426 г. до н. э.)

Судя по древним источникам, в Греции, Римской империи, Персии, Египте, Индии хорошо знали кочевников , населявших степи Казахстана.

2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О САКАХ.Саки – древние племена, населявшие территорию Казахстана и Среднюю Азию в І тысячелетие

Слайд 73. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О САКАХ
Саки имели отношения со многими древними

цивилизациями. Источники по-разному называют древних жителей Казахстана.

Персы называли жителей Степи-саками. (Слово «сак», по сведениям персов, означало «великие мужи», а иногда «Туры с резвыми конями».)
Греки величали их – «Азиатскими скифами»
Геродот в своем труде «История» (430-425гг. до н.э.) утверждает, что «персы всех скифов называют саками».
«По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов», - писал Геродот.
Геродот (484-425гг. до н.э.) – называл саков массагетами.
Греческий географ Страбон отмечал «саки вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сражении они носят золотые пояса и головные повязки».
Страбон писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам».
В древнегреческих источниках кочевниках так же называют – дай (даи).
Согласно греческим источникам саки «к врагам – беспощадны, к друзьям - верны».
Греки считали саков самым справедливым и честным народом среди всех известных им.

3. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О САКАХ Саки имели отношения со многими древними цивилизациями. Источники по-разному называют древних жителей

Слайд 84. ПЛЕМЕНА И ТЕРРИТОРИЯ ИХ РАССЕЛЕНИЯ.
Ученые раздели сакские племена на

3 основные группы и установили места расселения древних жителей Казахстана.

Работа по таблице: «Состав сакских племен»

Работа по карте: «Расселение сакских племен»

4. ПЛЕМЕНА И ТЕРРИТОРИЯ ИХ РАССЕЛЕНИЯ. Ученые раздели сакские племена на 3 основные группы и установили места

Слайд 95. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО САКОВ.
Сакское время – это время высшего развития

военной демократии как типа общественного устройства, основные черты которого сложились еще в эпоху бронзу. Происходит формирование государства. Сакское общество в основном состояло из 3 групп.

Работа по таблице: «Внутренний состав сакского общества»

5. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО САКОВ. Сакское время – это время высшего развития военной демократии как типа общественного устройства,

Слайд 10Сакское общество жило в период распада первобытного строя и формирования военной

демократии. Члены племени на собрании выбирали вождей, которые выполняли ряд функций и обладали большой властью.

Работа по схеме: «Функции сакских вождей»

Решали споры между
родами и племенами

Регулировали отношения
внутри рода

Следили за обеспеченностью
людей продуктами и оружием

Сакские вожди

Вели переговоры

Регулировали вопросы
землепользования и кочевок

Решали вопросы войны
и мира

Заключали союзы

Отправляли послов

Возглавляли войска

Власть вождей передавалась
по наследству их сыновьям

Сакское общество жило в период распада первобытного строя и формирования военной демократии. Члены племени на собрании выбирали

Слайд 11Верховный правитель сакского племенного союза носил титул: царь.
Царь считался посредником

между небом и землей.
В сакском обществе цари избирались из сословия воинов.
Государственные дела решались на народном собрании.
Сакское общество было равноправным, мужчины и женщины обладали равными правами. У саков женщины часто были правителями. До нас дошли имена сакских цариц – Томирис и Зарины.

Царица Томирис
(570—520 гг. до н. э.)

Царица Зарина
(558–518 гг. до н. э.)

В древних источниках мы находим такие сведения: «Если сакский юноша пожелает женится на понравившейся девушке, то он должен сперва помериться с ней силой. Если юноша не одолеет девушку, то становиться ее рабом. Только в случае победы юноши девушка становиться его женой».

Верховный правитель сакского племенного союза носил титул: царь. Царь считался посредником между небом и землей. В сакском

Слайд 126. БЫТ САКОВ.
Работа по схеме: «Жилище саков »
на зимовках
ЖИЛИЩЕ САКОВ
Деревянные
жилища,
покрытые

кошмой

Дома из саманных кирпичей

на зимних стойбищах

Юрта

использовалась постоянно

использовался во время охоты или воин

Куйме (дом - кибитка) на колесах

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали обычно вокруг водных источников – от колодца к колодцу, от озера к озеру. У саков были распространены 4 вида жилища.

6. БЫТ САКОВ.Работа по схеме: «Жилище саков »на зимовкахЖИЛИЩЕ САКОВДеревянные жилища,покрытые кошмойДома из саманных кирпичейна зимних стойбищахЮртаиспользовалась

Слайд 137. ХОЗЯЙСТВО САКОВ.
«По одежде и образу жизни они схожи со скифами.

Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Пьют молоко».
Геродот

Основным хозяйственным занятием саков было скотоводство.
Выращивали лошадей , коров, овец, верблюдов.
Огромное значение саки придавали развитию коневодства и овцеводства.
Саки выращивали курдючную и тонкорунную породу овец.
Сакские скотоводы в пустынных и полупустынных районах пасли двухгорбых верблюдов.
Саки мало держали крупный рогатый скот.
Часть саков занимались земледелием.

7. ХОЗЯЙСТВО САКОВ.«По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Они ничего не сеют, питаясь домашними

Слайд 148.РЕМЕСЛА САКОВ.
Высокого уровня развития у саков достигли ремесла. Мастера – ремесленники

изготовляли для членов общины все необходимые вещи. Ювелиры плавили золото и серебро и заливали их в формы украшений. В ювелирном искусстве широко применяли способ обкладки листовым золотом украшений и изделий, вырезанных из дерева.
Начиная с VIII в. до н.э. в степных районах Евразии получил распространение новый стиль, получивший название «звериный стиль». Этот стиль в искусстве использовался в основном для декоративных целей, т.е. для украшений. Различными изображениями зверей и животных украшались одежда, бронзовые котлы, жертвенники, оружие, конская упряжь.
С традицией «звериного стиля» саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Отсюда в искусстве саков распространился образ льва как символа «древа жизни». Это понятие перешло в традицию изображать вместо льва местные виды зверей и животных: коня, барана, верблюда, оленя, сайгака, барса, тигра, беркута, волка, зайца и др.
«Звериный стиль» является отражением традиции тотемизма, согласно которому каждый чело-век имеет предком какого-либо зверя. Во-вторых, изображение зверя считалось амулетом, тумаром, охранявшим сака от злых духов.
8.РЕМЕСЛА САКОВ.Высокого уровня развития у саков достигли ремесла. Мастера – ремесленники изготовляли для членов общины все необходимые

Слайд 159. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ САКОВ.
По представлениям саков мир состоял из

трех составляющих – небесный мир, подземный мир и земной мир.
Одной из главных черт религиозного поклонения саков была вера в помощь духов предков. В связи с этим умерших хоронили на родовых кладбищах, с ними в могилу помещали предметы и имущество, «необходимые» потусторонней жизни. Потому что верили, что умершие продолжат жить в подземном мире с частью своего имущества и предметами, которыми они пользовались при жизни.
Саки хорошо были знакомы с технологией бальзамирования.
В погребениях саков часто находят красную краску – символ огня и солнца.
Среди саков был широко распространен обычай жертвоприношения коня солнечному божеству.
Оседлые саки поклонялись духам огня и земли.
Кочевые саки – духам огня, божествам солнца и войны
9. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ САКОВ.По представлениям саков мир состоял из трех составляющих – небесный мир, подземный

Слайд 1610. БОРЬБА САКОВ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ.



Персия при Кире І стала могущественной

державой

Вторжение войск Кира на земли саков в 530г. до н.э.

Сын Томирис – Спаргапис попал в плен и погиб

Томирис мстит за сына, заманила Кира в ущелье


Победа саков, Кир убит (обезглавлен, голова в бурдюке с кровью отправлена в Персию )


О сражении Томирис с Киром писал римский историк Помпей Трог и греческий историк Геродот

Достижение военной техники кочевников: защита броней не только всадников, но и лошадей

Борьба саков за независимость (VI-IV вв. до н.э.)

519г.до.н.э. – вторжение персидского царя Дария І. Борьбу саков возглавил вождь Скунха, но потерпел поражение.

Известен подвиг сакского пастуха Ширака, который обманом завел персов в пустыню, откуда вернулись лишь часть войска во главе с царем

Дарий І вынужден был вернуться в Персию, но часть территории саков осталась под властью персов.

По условиям мирного договора, саки должны были поставлять своих воинов в персидское войско.

Сакская конница прикрывала отход персидских войск в Марафонский битве с греками в 490 г.до н.э.
Саки участвовали в войнах с Египтом и Грецией на стороне Персии

Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг Ширака

336г.до н.э. – царем Македонии стал Александр (в восточных источниках Ескендир Зулкарнай) – завоевал Грецию, Персию начал вторжение в Среднюю Азию.

Борьбу против Греко-македонских войск возглавил сак Спитамен.
Почти 3 года он вел партизанскую войну.

Жившие за Сырдарьей кочевые племена не были покорены, сакские племена преградили греко-македонскому войску путь на восток. Поход Александра окончился неудачей.

На Сырдарье Александр приказал построить город Александрия Эсхата (Крайняя)

Борьбу саков и греко-македонцев описал древнегреческий Арриан.

10. БОРЬБА САКОВ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ. Персия при Кире І стала могущественной державойВторжение войск Кира на земли саков

Слайд 1711. «ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК» – СИМВОЛ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА
«Золотой человек». Среди

всех сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы, расположенные в 50 км к востоку от Алматы, на равнине у подножья гор Алатау. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый из них - Иссыкский курган. Он был сооружен в V—IV веках до н.э. Его диаметр 60 м, а высота 6 м.
Курган сложен из нескольких рядов песка и гальки. В нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, а второе захоронение осталось нетронутым и хорошо сохранилось.
Погребение сложено из тянь-шаньской ели прямоугольником и похоже на маленький домик. Его внутренние размеры: длина 2 м 90 см, ширина 1 м 50 см, высота 1,5 метра. Дно погребения было застлано тесно пригнанными 10 досками. Сверху погребение было покрыто полотном, украшенным золотыми заклепками. Только после этого в могилу поместили покойника, одетого с головы до ног в одежду, обшитую золотыми пластинами и украшениями.
Внутри кургана в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека, одетого в роскошный наряд, при полном вооружении. 4 тысячи золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, горного козла, птиц покрывали одежду знатного сака. По их расположению был реконструирован головной убор - высокий конусообразный, а также шаровары, сапоги.
11. «ЗОЛОТОЙ ЧЕЛОВЕК» – СИМВОЛ НЕЗАВИСИМОСТИ КАЗАХСТАНА  «Золотой человек». Среди всех сакских памятников наиболее известны Иссыкские

Слайд 18Одежда сака дополнялась украшениями: золотыми спиральными бляхами с изображениями барса на

концах, двумя маленькими перстнями, наборным поясом из блях в виде бегущего оленя. При погребении было инкрустированное золотом оружие - меч, кинжал, а также камча и матерчатая сума. Головной убор, кафтан и обувь обшиты золотыми бляхами. Его одежда напоминает сверкающий при солнечном и лунном свете чешуйчатый панцирь.
По определению антропологов, похороненный в Иссыкском кургане молодой человек - царевич 17-18 лет. По богатству и обилию найденных золотых предметов данное захоронение молодого царевича получило название «Золотого человека». «Золотой человек» является уникальным образцом сакской культуры, носители которой были дальними предками казахского народа.
Среди посуды из глины, дерева, металла особый интерес ученых вызвала серебряная чаша с надписью из 26 знаков. Ученые пока ее не расшифровали. Од-нако, ученый-археолог К. Акишев считает, что эти знаки являются доказательством того, что сакам была известна письменность.
Одежда сака дополнялась украшениями: золотыми спиральными бляхами с изображениями барса на концах, двумя маленькими перстнями, наборным поясом

Слайд 19ІІІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Проверь себя!

ІІІ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ Проверь себя!

Слайд 21Повторить: 1. параграфы 14-16, стр. 64-78
2. вопросы для самопроверки на странице

69,73,78
3. Материал для дополнительного чтения на стр. 74,79

ІV. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЕ

V. ИТОГИ УРОКА

Беседа
Комментирование оценок
Поблагодарить за урок

Повторить: 1. параграфы 14-16, стр. 64-782. вопросы для самопроверки на странице 69,73,78 3. Материал для дополнительного чтения

Слайд 22V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«За то, что мы сохранились как народ,
За то,

что удалось удержать землю отцов»,
За то, что обретя свободу,
Мы подняли знамя Независимости,
За все это поколение ныне живущих
благодарно склоняет головы перед памятью предков!»
Н.А. Назарбаев

Саки оставили огромный след в истории. Это воинственные племена, которые внесли огромный, неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Скифы-саки создали замечательную самобытную культуру, охватившую Восточную Европу, Запад и Центральную Азию.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ «За то, что мы сохранились как народ, За то, что удалось удержать землю отцов», За

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть