Презентация, доклад по истории казачества Осенние календарные праздники

Семенов деньСеменов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец ) - народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 1/14 сентября. Согласно преданиям и житиям святых, преподобный Симеон, родом киликиец, был пастухом и пас овец своего отца в

Слайд 1осень
Календарные праздники казаков

осеньКалендарные праздники казаков

Слайд 2Семенов день
Семенов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец ) - народное

название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 1/14 сентября. 

Согласно преданиям и житиям святых, преподобный Симеон, родом киликиец, был пастухом и пас овец своего отца в Каппадокии. Затем ушел в ближайший монастырь, где семь дней просил принять его. Получив разрешение, он стал послушником, а в восемнадцать лет - иноком. Прославился аскетическим образом жизни, направленным на служение Богу. Так, Симеон сделал себе пояс из древесных ветвей, которые высохнув, впивались ему в тело; переселялся на дно высохшего колодца (озера), затем в покинутую хижину, при подошве горы, в каменную пещеру, чтоб никто не мешал его молитвам и общению с Богом. 

Семенов деньСеменов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец ) - народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника,

Слайд 3 Преподобный Симеон явился автором подвижничества, именуемого столпничеством. Он сложил каменный четырехметровый

столп, на который поставил келью, а затем обнес его стеною. С этого столпа он читал проповеди приходящим паломникам, и стал известен как мудрый духовный наставник. О нем знали во всей Римской империи и за ее пределами. Императоры писали ему о своих делах и спрашивали совета.  Св. Симеон умер в возрасте 103 лет (в 459 г.), более 40 лет из которых он провел на столпе. 
Преподобный Симеон явился автором подвижничества, именуемого столпничеством. Он сложил каменный четырехметровый столп, на который поставил

Слайд 4В семенов день издревле справлялся «при переходе от младенчества» обряд «пострига»

— посвящения в воинство детей, достигших возраста 2—3-х лет. Служился молебен, мальчику торжества выстригали на голове пучок волос — «гуменце» и сажали на коня. Считалось, что отныне его жизнь принадлежит родной земле. Коня под уздцы при объезде двора вёл крестный отец, у стремени шла кресная с иконой. После «пострига» воспитание мальчика от женской передавалось в руки мужской половины дома, к отцу, к дядьям. У донских казаков «на коня сажали» ещё в XIX веке
В семенов день издревле справлялся «при переходе от младенчества» обряд «пострига» — посвящения в воинство детей, достигших

Слайд 5В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню

определялось состояние природы на всю последующую осень: "Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла"; "Сухая осень, коли на Семен-день сухо"; "На Семеновы осенины много тенетника - осень долгая да ясная"; 
В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую

Слайд 6С Семенова дня начинались работа в хатах при огне. При этом

было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях. 
С Семенова дня начинались работа в хатах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить

Слайд 7Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние

женские работы. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.  Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых , завершали посев ржи , солили огурцы.  С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы. 
Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы. В Семенов день начинали

Слайд 8Воздвиженье
14/27 сентября  Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста

Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова.

В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные. 
Воздвиженье14/27 сентября   Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь

Слайд 9Мифологически значимой границей между осенью и зимой всё же являлось Воздвиженье

/ Здвиженье. Основным сюжетом, связанным с этим праздником является то, что в этот праздник "земля сдвигается" и "вси гады пид зэмлю уходять". Это представление нашло отражение в быличке о человеке провалившемся в подземный мир змей, о женщине, которую за нарушение норм засосали змеи и т.п.

По другим народным представлениям, змеи и ужи сползались ("сдвигались") в одно место, под землю, к своей матери, где и проводили зиму. Считалось, что начиная с Воздвижения змеи не кусаются, так как если змея ужалит кого-нибудь, то ей не уползти вместе с остальными змеями; в наказание она остается мерзнуть в холодные дни. 

Мифологически значимой границей между осенью и зимой всё же являлось Воздвиженье / Здвиженье. Основным сюжетом, связанным с

Слайд 10Покров Пресвятой Богородицы. У казаков этот праздник являлся одним из почитаемых

и приходился на 14 октября (по н.ст.).
К Покрову заканчивались основные сельскохозяйственные работы и в станицах , начинались свадьбы. Для молодых казачек Покров имел значение девичьего праздника. В этот день казачки-невесты шли в церковь, ставили свечку перед образом Покрова Пресвятой Богородицы и причитали: «Батюшка-Покров, мою голову покрой»,
а, уходя ко сну, они произносили: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом».
С Покрова казачки начинали топить печи в домах, приговаривая: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров», а казаки утеплять свои жилища и места зимовки домашних животных. На Покров выносили отобранные в косовицу снопы овса и скармливали его животным с целью предохранения его от зимней бескормицы и болезней.

Покров

Покров Пресвятой Богородицы. У казаков этот праздник являлся одним из почитаемых и приходился на 14 октября (по

Слайд 11Как общеказачий праздник отмечался день «Азовского сидения» в день Покрова Пресвятой

Богородицы. В этот день устраивали скачки, состязания и обязательно организовывали поминальный обед с выпивкой и песнопением в память обо всех погибших казаках. На шатре колокольни войскового собора в Черкасске ставили плошки с зажжёнными свечами.

День «Азовского сидения»

Как общеказачий праздник отмечался день «Азовского сидения» в день Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день устраивали скачки,

Слайд 12Более 200 лет он отмечался казаками 4 декабря - на великий

православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы. История гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки». Сегодня казачество готовится отметить этот замечательный праздник.
Более 200 лет он отмечался казаками 4 декабря - на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой

Слайд 13Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот православный праздник отмечается 21 ноября/4

декабря и называется Днем казачки-матери.
Много страданий и лишений пришлось пережить казачкам – матерям и женам.

День матери-казачки

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот православный праздник отмечается 21 ноября/4 декабря и называется Днем казачки-матери.Много страданий

Слайд 14Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мать. Спустилась она

вместе со святым Николаем в лучшей своей жемчужной короне. Тихо шла она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее, и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, пока не подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мать, как упала корона с её головы, упала и скрылась глубоко под водой.
«Ах, - сказала она, - пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых».
Но, когда возвратились они в свой Небесный Дом, увидели на ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.
«Как же они попали сюда? – воскликнула она, - ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для меня».
«Нет, Матушка, - ответил ей Сын, - это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу».
Вот поэтому казаки этот день отмечали по-особому, посвящая его всем женщинам.

Об их нелегкой доле существовал сказ.
«Это случилось давно, братья соколы, когда казакам часто приходилось биться в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах.

Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мать. Спустилась она вместе со святым Николаем в лучшей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть