Слайд 1Урок на тему «Творчество П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова и их
влияние на становлении духовной культуры личности»
Учитель истории и МХК: Глотова Валентина Васильевна
МБОУ СОШ № 54
города Воронежа
Слайд 2Цель урока:
I. Образовательная:
1)Познакомить учащихся с духовной музыкой
2)показать «музыкальную исповедь
души» Петра Ильича Чайковского
3)Познакомить учащихся с творчеством Сергея Васильевича Рахманинова
Слайд 3II.Воспитательная цель:
1)Сформировать у учащихся убеждения в том, что музыка обладает большими
возможностями в становлении духовной культуры личности.
2) на примере жизни и творчества П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова показать становление духовной культуры личности и приобщить учащихся к лучшим шедеврам классической музыки.
3) Воспитание культуры восприятия музыкального произведения.
Слайд 4III. Развивающая:
1) Развитие художественно-творческих способностей учащихся
2)Развитие умения слушать музыкальное произведение, воспринимать
его в единстве содержания и формы
3)Характеризовать свое внутренне состояние, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой.
4)Передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении.
Слайд 5Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
Всего 53 года вместила жизнь выдающегося русского композитора.
Но список созданных им произведений весьма обширен: 10 опер, 3 балета, шесть симфоний, десять программных симфонических произведений, концерты, сюиты, квартеты, музыка к драматическим спектаклям. Более 100 романсов и множество других сочинений.
Слайд 7В области симфонической музыки Чайковский разработал жанр программной симфонической поэмы-фантазии. Программными
для симфонических фантазий служили литературные произведения: Данте «Франческа да Римини» 1876, Шекспира «Ромео и Джульетта» 1869, «Гамлет» 1888, «Буря» 1873, Байрона «Манфред» 1885.
Слайд 8Чайковский стремился как можно точнее воссоздать в музыке суть художественных образов.
Слайд 9Из шести созданных симфоний особой популярностью пользуются Четвертая(1877), Пятая(1888) и Шестая(1893),
которые одновременно несут в себе трагическое начало и светлый оптимизм.
Слайд 10Шестая симфония («Патетическая»)
Титульный лист партитуры симфонии
Из шести созданных симфоний особой популярностью
пользуется Шестая (1896). Одновременно несет в себе трагическое начало и светлый оптимизм
Слайд 11Оперы
Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы. Долог и мучителен
был поиск собственных путей в создании лирико – психологической музыкальной драмы. Лучшие оперные произведения композитора – «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890).
Слайд 12Опера «Евгений Онегин»
Фрагмент из фильма-оперы
Р.Тихомирова «Евгений Онегин». 1958 г.
Для просмотра
кликните изображение.
Слайд 13Композитор сосредоточил внимание на изображении душевных переживаний героев.
Первая постановка оперы. 1879
Слайд 14Опера «Пиковая дама»
В основу положена одноименная повесть А.С.Пушкина. Но Чайковский перенес
события в XVIII век.
Партитура оперы
Слайд 15В опере отражена тема судьбы, беспощадной к человеку, злой и коварной
Графини, безудержной страсти Германа к картам и его искренней любви к Лизе.
Слайд 16Опера – трагедия, т.к. герои гибнут, не в силах противостоять дьявольским
искушениям
Слайд 17Балетная музыка
Сказочно – романтическим светом озарена балетная музыка П.И.Чайковского, в которой
он выступил не только как блестящий реформатор, но и как первооткрыватель.
Слайд 18«Лебединое озеро» –
первый балет композитора
Слайд 19В основе сюжета лежит фантастическая история о девушке, превращённой злым волшебником
в лебедя. Только по ночам Одетта вновь становится девушкой, а избавить её от злых чар может лишь преданная любовь.
Слайд 22Фортепианные пьесы
«Детский альбом»
Слайд 23Сергея Васильевича Рахманинова (1873--1943)
«В искусстве что-нибудь понять -- значит полюбить. Модернизм мне
органически непонятен, и я не боюсь открыто в этом признаться. Для меня это просто китайская грамота...
Выразительный диссонанс красив, но нескончаемая какофония, доведенная до безжалостных крайностей, никогда не бывает и не может быть искусством».
Слайд 24Музыкальное творчество С. В. Рахманинова отличают ритмическая энергия, взволнованность, достигающие сильнейшего
напряжения, и одновременно лирическая мечтательность и эмоциональность.
Слайд 25Важнейшим элементом стиля С.В. Рахманинова является мелодия, которой он придавал первостепенное значение.
«Мелодия -- это музыка. Главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление…
Мелодическая изобретательность в высшем смысле этого слова -- главная жизненная цель композитора».
Слайд 26В девятнадцать лет он создал одноактную оперу «Алеко» (1892) на сюжет
поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», которая была высоко оценена П. И. Чайковским. Это была высшая награда дипломной работе начинающего композитора. В двадцать лет в концертных залах ему рукоплескала восторженная публика. В круг его поклонников входили известнейшие деятели культуры того времени: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, многие поэты Серебряного века.
Слайд 27И все же жизнь Рахманинова не представляется спокойной и безмятежной: он
знал не только взлеты, но и падения.
Рахманинов стал свидетелем двух мировых войн и двух российских революций.
Он восторженно приветствовал крушение царского режима, но не принял Октябрь.
Слайд 28Почти половину жизни он провел вдали от родины, но до последнего
дня чувствовал себя русским человеком:
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды. Моя музыка -- это плод моего характера, и потому это русская музыка...
Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его любовь, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна стать обобщением всего жизненного опыта композитора».
Слайд 29Многогранный талант Рахманинова проявился во многих музыкальных жанрах. Им созданы две
оперы («Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини»), вокально-симфоническая поэма «Колокола» (1913), сонаты, экспромты, прелюдии. Для хора он сочинял и духовную музыку, восходящую к древнерусским знаменным распевам («Литургия Иоанна Златоуста», 1909, и «Всенощное бдение», 1915). Он является автором около восьмидесяти романсов на стихи русских и зарубежных поэтов.
Слайд 30Особую известность Рахманинову принесли фортепианные сочинения. Созданный им особый стиль фортепианной
музыки отличают удивительное разнообразие и полнота звучания. Казалось, что по богатству красок он стремился уподобить фортепиано всему симфоническому оркестру. М. И. Глинки.
Слайд 31Наиболее известным сочинением является Второй фортепианный концерт (1901), в котором раскрылись лучшие черты
его композиторского таланта. Произведение «необычайной, удивительной красоты» (С. С. Прокофьев) поразительно точно передавало противоречивость новой эпохи и подтверждало справедливость оценки его строгого учителя С. И. Танеева: «Это гениально». За это произведение Рахманинову в 1904 г. была присуждена премия имени М. И. Глинки.
Слайд 32Всемирно известен Рахманинов не только как композитор, но и как выдающийся
пианист и дирижер. «Божество в трех лицах» так сказал о нем один из современников. Быстро овладев техникой исполнительского мастерства, Рахманинов обнаружил незаурядный талант блестящего интерпретатора музыкальных произведений. Его мощная игра по своей силе могла равняться целому оркестру и производила колоссальное впечатление на слушателей.
Слайд 33В конце 1917 г. Рахманинов уехал на гастроли в Европу, а
затем в СIIIА. В Россию он не вернулся.
Все 25 лет эмиграции он живо интересовался тем, что происходило на Родине. В годы Великой Отечественной войны композитор не раз перечислял средства от своих концертов на поддержку Красной Армии.
Слайд 34Сегодня произведения Рахманинова звучат во многих концертных залах нашей страны, неоднократно
в его честь проводились музыкальные конкурсы и фестивали.