Слайд 1
Тема: «Господин Великий Новгород ».
Выполнила: Степанова
Елена Владимировна,
учитель истории
МАОУ СОШ д. Волок
Боровичского района
Слайд 2Тема урока:
" Господин Великий Новгород ".
Цели:
Познакомить учащихся с
яркими страницами истории нашего края , этнографическими особенностями жителей;
Приобщить учащихся к исследовательской работе ;
Воспитать у учащихся любовь к малой Родине.
Слайд 3 Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование:
карта “Феодальная раздробленность
Руси”,
учебные картины: “Вече”, “Новгородский торг”,
комплект цветных открыток, видеофильмы: “Новгородское вече”, “Культура Новгорода”,
тексты художественных и документальных источников, атласы.
Слайд 4ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Мотивация учения школьников
и сообщение темы, цели и задач урока.
III. Изучение нового материала, его восприятие, осознание и осмысление.
"Глас любезнейший народу,
Гнусна рабства гордый враг!
Глас, вещающий свободу
И тиранам гордым страх! " И звучал гимн вольности:
"Мы, славянские потомки
Славу предков сохраним.
Их деянья чудны, громки
Их уставы свято чтим.
Пусть в ужасной злобной доле
Вечно стонет тот из нас,
Кто неволю сладкой доле
Предпочтет хотя на час."
Слайд 6Историческая справка:
Господин Великий Новгород
Необычное название одного из старых городов не случайно сохранилось в нашей истории. Оно напоминает одну из ее славных страниц.
Особенного расцвета Новгород достиг в 12-м и 13-м вв. Этот город объединил тогда под своей властью весь север Руси, и его с уважением называли «Господин Великий Новгород». Сюда по рекам свозили товары из глубин Руси и от самого Черного моря. Сюда приплывали по Балтийскому морю европейские купцы. Новгород был центром оживленной торговли, рос и быстро богател.
Свободолюбивые новгородцы по собственному выбору приглашали какого-нибудь русского князя, чтобы он с дружиной защищал их от врагов. Но если князь пытался навязать им свою волю, его прогоняли. Высшей властью у новгородцев было вече собрание всех граждан. Колокола созывали новгородцев на вече. Там, на вече, иногда в бурных столкновениях решались все важные дела. Но конечно, тон задавали самые богатые горожане купцы и бояре.
У новгородцев даже среди простых людей было много грамотных. Об этом рассказывают найденные археологами берестяные грамоты. Новгород славился и славится сейчас красотой старинных зданий, церквей, городской крепости кремля. В мрачные годы нашествия Золотой Орды, когда по всей Руси жизнь замерла, Великий Новгород и его сосед, «вольный город» Псков, хранили культуру нашего народа и защищали Русь от врагов, которые надвигались на нее с Запада, от немцев и шведов.
Слайд 7Работа по группам:
проанализировать тексты художественных и документальных источников и выяснить:
- Чем
занимались жители Новгорода?
- С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?
- Какими товарами торговали?
- Что ввозили в Новгород и что из него вывозили?
- Какие выводы о развитии ремесла сделал археолог на основании археологических раскопок?
Слайд 8
Система управления Новгородской земли, социальный состав населения.
“Структура Новгородской демократии”:
Слайд 9«Социальный состав населения»:
Слайд 10Словарь к уроку:
Республика- форма правления, при которой верховная власть принадлежит, выбранным
на определенный срок, органам власти.
Вече - высший орган власти в Новгородской республике.
Посадник – высшая государственная должность в Новгороде в XII–XV веках, избирался из знатных бояр на вече.
Тысяцкий – ближайший помощник посадника, избирался из бояр на вече.
“Ряд” - договор, содержавший условия, которые князь обязывался соблюдать.
Слайд 12Историческая справка:
В X–XI вв. Новгородская
земля управлялась князем, присылавшимся из Киева. Князь возглавлял войско, возводил оборонительные сооружения, руководил сбором дани, являлся главным судьей.
В 1136 г. в результате восстания был изгнан князь Всеволод. Должность князя сделалась фактически выборной. Усилилась и роль новгородской церкви в лице ее владыки, которого с 1158 г. стали избирать на вече. В Новгороде победила республиканская форма правления. С князем заключали ряд. Видную роль в управлении Новгородским государством играл посадник, избиравшийся из числа землевладельцев – бояр. Выборному тысяцкому подчинялись торговцы, ремесленники. Глава новгородской церкви был высшим судьей Новгородского государства, а также являлся хранителем государственной казны. С XV века архиепископ возглавил Совет господ. Все важнейшие вопросы государства решало вече.
Слайд 13
По удару вечевого колокола
собирались люди на Ярославово дворище. В центре двора на вечевой степени располагались новгородские власти. На площади вокруг степени (помоста) находились бояре, купцы, “черные люди” (ремесленники, крестьяне).
Долго время историки считали вече собранием всего взрослого мужского населения.
Н.Карамзин в повести “Марфа Посадница” рассказывал об участии в вече десяти тысяч горожан.
В.Ключевский писал: “ На вечевую площадь бежал, всякий, кто считал себя полноправным гражданином”.
Современные исследования показали, что вечевая площадь была невелика – не более 1500 кв. м., а участники веча не стояли, а сидели на скамьях, поэтому площадь вмещало всего 400-500 человек. Поэтому можно сделать вывод, что в деятельности веча участвовали не все жители, а лишь самые знатные и богатые.
Новгородская республика просуществовала до 1478 года. Когда она была присоединена к Московскому княжеству, символ новгородской вольности – вечевой колокол, был вывезен в Москву.
Слайд 14Работа по группам:
проанализировать тексты художественных и документальных источников и выяснить:
- Что
в этом документе свидетельствует о высокой культуре новгородцев?
- Чем Новгород отличается от европейских городов?
- Справедливо ли жители Новгорода называли его Великим?
Слайд 15Историческая справка:
Новгород был одним
из крупнейших культурных центров Руси. Уже в 1030 году Ярослав Мудрый открыл здесь школу. Из Новгорода происходила самая древняя, из сохранившихся русских книг, “Остромирово Евангелие”. До нас дошли многочисленные произведения литературы: летописи, жития святых, “хождения”, “изборники”.
О широком распространении грамотности среди новгородцев говорят берестяные грамоты. Знали в Новгороде шахматы (археологи нашли шахматные фигурки от 94 комплектов этой игры), любили играть на различных музыкальных инструментах – гуслях, гудках, сопелях.
Зодчие оставили в Новгороде и его округе шедевры древней архитектуры: Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, Никольский собор и многие другие. Здесь трудились мастера фрески: Феофан Грек, Олисей Гречин.
Большой вклад в мировую сокровищницу культуры внесли иконописцы. Их произведения украшали новгородские храмы, палаты бояр, избы рядовых горожан.
Слайд 17
Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город…
А по
стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых…
Горд он колоколом недремным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы!
Завалили лавки дарами
Иноверцы да иногородцы…
Слайд 19Обобщение и систематизация знаний учащихся:
письменная работа:
1. Какие отрасли хозяйства развивались
в Новгороде более успешно?
___ земледелие,
___ скотоводство,
___ охота,
___ рыболовство,
___ торговля.
2. Перечислите товары, которые новгородцы ввозили из Европы и которые вывозили за границу:
ввозили ________________, вывозили __________________.
3. Сгруппируйте обязанности должностных лиц Новгородской республики:
посадник: ______,
архиепископ: ____,
тысяцкий: ____.
Слайд 20
4. Непосредственное управление населением города,
Глава
городского ополчения,
Хранение городской казны,
Управление новгородскими землями,
Руководство Советом господ,
Суд по гражданским и уголовным делам,
Торговый суд,
Надзор за летописанием,
Наблюдение за торговыми мерами,
Наблюдение за князем.
5. Выберите памятники, принадлежавшие Новгородской земли:
Детинец
Дмитровский собор
Золотые ворота
Софийский собор
Церковь Спаса на Нередице.
Слайд 21 V. Итог урока, выставление оценок.
Домашнее задание: стр. 77-79. учебник История
России, автор Данилов А., 6 класс (часть 1.), творческое задание: написать сочинение от имени иностранного купца, который привез товар на новгородский торг или от имени путешественника, посетившего Новгород.
Слайд 22Список литературы:
1. Данилов А.А История России (Часть 1) С древнейших времен
до конца 16 в: учебник для 6-7 класса основной школы.- М.:ЦГО,2000.
2. Кацва Л.А. История России 8-15 вв.: учебник для 7 класса средних учебных заведений:- М.: МИРОС, РОСТ,1998. .
3. Короткова М.В. История России. 9-13 вв. 6-7 класс.- М.:Дрофа,2002.
4. Лернер И.Я. Задачник по истории отечества: 6-7 класс. Пособие для учителя.- М.: Аквариум,1997.
5. Петрович В.Г. Уроки истории.6 класс.- М.: Т Ц Сфера, 2001.
6. Короткова М.В. История России. 9-13 вв. 6-7 класс.- М.:Дрова,2002.
7. Энциклопедический словарь юного историка. (Отечественная история) сост. Перхавко В.Б..- М.:Педагогика-Пресс,1997.