Слайд 1Древняя Русь-преемница Византии
Учитель истории
Марченко Е.В.
Слайд 2Судя по летописным свидетельствам, наиболее важное значение для установления культурных связей
между Византией и молодым древнерусским государством имели поездка в Константинополь великой княгини Ольги для принятия крещения (957), православная миссия, посланная ко двору князя Владимира (986), и посольство русских «в греки» (987)
Слайд 4Богородица со святыми. Византийская икона. VI–VII вв. Монастырь Святой Екатерины. Синай
Византия
обогатила мир православной культурой. Благодаря Византии православная культура стала достоянием не только Древней Руси, но также Болгарии, Сербии, Албании и многих других стран.
Вместе с православием русские приняли от Византии не только догматы и каноны православной веры. Греки научили наших далеких предков также тому, что догматы новой веры лучше всего могут быть выражены в красоте богослужения, в храмоздательстве, в церковном пении, в иконописи и в христианской подвижнической жизни. Именно эти аспекты православия более всего привлекали новокрещеную Русь и развивались с наибольшей активностью и самостоятельностью.
Слайд 5Из Византии на Русь доставлялись первые книги. Просветителями славян стали выдающиеся
деятели византийской православной культуры —братья Кирилл и Мефодий.
Слайд 6Наследие Кирилла и Мефодия
Кирилл и Мефодий разработали для записи текстов на
славянском языке специальную азбуку — глаголицу.
В настоящее время среди историков преобладает точка зрения, согласно которой кириллица была создана на основе греческого алфавита учеником братьев Климентом Охридским.
Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг.
Климент опирался на работу по вычленению звуков славянского языка, проделанную Кириллом и Мефодием
Слайд 7Первые школы в Киеве, Новгороде и других городах Руси устраивались по
византийским образцам. Византийские мастера учили русских мастеров строить каменные храмы, украшать эти храмы мозаиками и фресками, писать иконы, создавать книжные миниатюры.
Слайд 8Византийские фрески и мозаики
Слайд 10Собор Софии в Константинополе
Одним из наиболее ярких свидетельств влияния православной культуры
Византии на молодую культуру Руси являются древнерусские Софийские соборы. Высочайшим искусством православной Византии можно признать церковную архитектуру. София Константинопольская, воздвигнутая византийским императором Юстинианом Великим (527–565), была архитектурным памятником вселенского значения. Сохранилось предание, что после постройки храма Юстиниан якобы воскликнул: «Я победил тебя, Соломон!». Величие Иерусалимского храма, созданного при царе Соломоне, описано в Библии, в Третьей книге Царств (главы 6–8).
Слайд 12Судьба Софии в Константинополе
После захвата города османами Софийский собор был обращён
в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 13Десятинная церковь
Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная
церковь Древнерусского государства
Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году
Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом.
Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема
Слайд 15Интерьер
В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные
сосуды из Корсуня.
В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным».
Перед западным входом были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса.
Слайд 16Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин.
Греческий
священнослужитель, один из главных церковных лидеров в период правления князя Владимира Святославича, духовник князя Киевского, один из руководителей строительства, первый настоятель киевской Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, фактический глава Русской православной церкви в годы крещения.
Слайд 17В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время
был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года
Слайд 18Второе освящение
Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно
неизвестны.
Возможные причины:
1. Установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения.
2. Повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.
Слайд 19Реконструкции
Второй храм (1842—1928)
2 августа 1828 года освятили начало строительства новой церкви, которое
доверили петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в византийско-московском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви.
Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей.
Василий Стасов
Слайд 20При советской власти, в 1928 году вторая Десятинная церковь, как и
множество других памятников культуры и искусства, была снесена. В 1936 году ее разобрали на кирпичи.
26 ноября 1996 году Национальний банк Украины ввёл в обиход две юбилейные монеты «Десятинная церковь» из серебра и медно-никелевого сплава, посвящённые тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве.
Серебряная монета, посвящённая тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве
Слайд 21Дальнейшая судьба
24 июня 2011 года Международная комиссия ЮНЕСКО, а также ИКОМОС
выступили против планов построить храм на фундаменте Десятинной церкви.
Ночью 15 декабря 2012 года в часовне, построенной рядом с фундаментом Десятинной церкви, произошел пожар. Возможной причиной пожара называют поджог.
Слайд 22Крещение Руси древнерусские летописи относят к 988 году. Уже в 989
году в Новгороде Великом был построен деревянный Софийский собор «о тринадесяти версех», то есть с тринадцатью куполами. А к середине XI века на Руси имелось несколько каменных Софийских соборов. Самые знаменитые — София Киевская (1037–1043) и София Новгородская (1045–1052)
Слайд 24Успенская церковь Киево-Печерского монастыря
Слайд 25В Киевской Софии до сих пор сохранились прекрасные образцы византийского искусства
XI века — мозаичные иконы.
Слайд 26Одна из величайших святынь Византии — древнейшая икона Божией Матери —
в XII веке была привезена из Византии на Русь. Ныне эта драгоценнейшая святыня Русской земли известна во всем мире как Владимирская икона Божией Матери.
Слайд 27Братья Лихуды прибыли в Москву и в 1685 году основали при
Заиконоспасском монастыре Славяно-греко-латинскую академию. Эта академия — первое высшее учебное заведение в столице России.
Слайд 28ЛИТЕРАТУРА
Лихачева В.Д. Искусство Византии IV–XV веков.– Л.: «Искусство», 1981.
Бычков В.В. Византия
// История эстетической мысли. Т. 1.– М., 1985.
Протоиерей Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке.– Paris: «YMCA-PRESS», 1990. (72{Библиотека}).
Литаврин Г. Византия и Русь // «Наше наследие», 1992, № 25, с. 3–5. (62{Библиотека}).
Великая Русь: Историко-художественная культура X–XVII века / Подг. текста Д.С. Лихачева и др.– М.: «Искусство», 1994.
Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.– 2-е изд., испр. и доп.– Спб., 2000.