Презентация, доклад по истории Древнерусская культура IX-Xiii вв

Содержание

«Не в плохой стране, и не неведомой земле были наши предки владыками, но в Русской, о которой ведали и слышали во всех концах земли» «Слово о законе и благодати» Русский митрополит Илларион

Слайд 1Древнерусская культура IX- начало XIII века.
Преподаватель истории и обществознания
«Новочебоксарский политехнический

техникум» Минобразования Чувашии
Скворцова Татьяна Николаевна
2017


Древнерусская культура IX- начало XIII века.Преподаватель истории и обществознания  «Новочебоксарский политехнический техникум» Минобразования ЧувашииСкворцова Татьяна Николаевна2017

Слайд 2«Не в плохой стране, и не неведомой земле были наши предки

владыками, но в Русской, о которой ведали и слышали во всех концах земли» «Слово о законе и благодати» Русский митрополит Илларион




Русь Великая

«Не в плохой стране, и не неведомой земле были наши предки владыками, но в Русской, о которой

Слайд 3Историческая проблема. В чём заключается самобытность Древнерусской культуры

IX- начала XIII века ?
Историческая проблема.   В чём заключается самобытность   Древнерусской культуры   IX- начала XIII

Слайд 4


Особенности древнерусской культуры IX-начало XIII века.
Древнерусская культура не развивалась обособленно, а постоянно

взаимодействовала с культурами соседних народов – попадала под иноземное влияние (скандинавов, византийцев), что, впрочем, не умаляет ее самобытности.
Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития восточнославянского язычества.
 Принятие православия в 988 г. предопределило влияние христианской византийской традиции на все направления русской культуры, открыв широкие перспективы для укрепления контактов с Европой.
Особенности древнерусской культуры IX-начало XIII века.Древнерусская культура не развивалась обособленно, а постоянно взаимодействовала с культурами соседних народов – попадала

Слайд 5 Бытовая письменность Древней Руси.
О распространении письменности на Руси говорят берестяные грамоты.

В Новгороде, как выяснилось, берестяные грамоты были еще в первой половине десятого века. В них речь идет о хозяйственных проблемах, о спорных семейных отношениях. Как же писали на бересте? Специальным инструментом (стилосом) тексты выдавливались на берестяной поверхности, достаточно мягкой, чтобы получить хорошее качество письма..


Бытовая письменность Древней Руси.  О распространении письменности на Руси говорят берестяные грамоты. В Новгороде, как

Слайд 6Письменность
История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства. Во

второй половине IX века. болгары Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X века. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском.
ПисьменностьИстория письменности и образования на Руси связана с распространением христианства. Во второй половине IX века. болгары Кирилл (в

Слайд 7Возникновение кириллицы
Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо

с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX – начале X века. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.
После крещения Руси кириллица была положена в основу древнерусской письменности.
Возникновение кириллицы   Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она,

Слайд 8Первые памятники древнерусской письменности XI века.

Изборника 1076 года
Слово некоего монаха

о чтении книг


Остромирово Евангелие» - это первая, дошедшая до нас, рукописная книга нашего государства (1056-1057)

Первые памятники древнерусской письменности XI века. Изборника 1076 годаСлово некоего монаха о чтении книг Остромирово Евангелие» - это

Слайд 9«Слово о законе и благодати», середина XI века
Автор Слова – Илларион,

первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.

Один из первых памятников ранней русской литературы. В нём проводится мысль о вхождении Руси после её крещения в семью христианских народов, подчёркивая заслуги в этом отношении Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, но не принижая и дохристианское прошлое Руси, указывается на её известность « во всех четырёх концах земли»

«Слово о законе и благодати», середина XI векаАвтор Слова – Илларион, первый митрополит из русских, поставленный на

Слайд 10«Сказание о Борисе и Глебе» посвящено трагическим событиям русской истории начала

XI века — междоусобной борьбе между наследниками Владимира Святославича, приведшей к гибели младших сыновей крестителя Руси — Бориса и Глеба. После смерти Владимира киевский престол занимает Святополк, решился на подлое убийство своих братьев-соперников: Святослава, Бориса и Глеба.. Автор резко осуждает «окаяннаго Святополка», прославляет Бориса и Глеба, не нарушивших феодального правопорядка и не поднявших руки на своего старшего брата даже в защиту собственных жизней.

СКАЗАНИЕ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ

Борис и Глеб на конях.

Борис и Глеб Псковская икона XIV века
Русский музей

«Сказание о Борисе и Глебе» посвящено трагическим событиям русской истории начала XI века — междоусобной борьбе между

Слайд 11Рукописная книга (рукопись или манускрипт) «Житие и хождение Даниила»
(начало XII века)

Рукописная книга (рукопись или манускрипт) «Житие и хождение Даниила» (начало XII века)

Слайд 12«Повесть временных лет»
  Нестор-летописец
Относится к началу XII веку

«Повесть временных лет»   Нестор-летописец Относится к началу XII веку

Слайд 13«Слово о полку Игореве» 1185 год
Автор описывает поход Игоря Новгород-Северского

на половцев, сетуя на распри князей, не позволяющие им сообща разгромить кочевников. Он поимённо обращается к ведущим князьям того времени, призывая их забыть разногласия и «вступить во злато стремя», чтобы оборонить Русь от врагов.

Живопись Бориса Ольшанского

«Слово о полку Игореве» 1185 год Автор описывает поход Игоря Новгород-Северского на половцев, сетуя на распри князей,

Слайд 14«Поучение Владимира Мономаха» XII век

«Поучение Владимира Мономаха» - литературный памятник XII века.

Это произведение называют первой светской проповедью.
Владимир Мономах (1053 – 1125) –выдающийся государственный деятель древней Руси, с именем которого связаны объединение и укрепление русских земель.

«Сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков»  (памяти Владимира Мономаха)

«Поучение Владимира Мономаха» XII век «Поучение Владимира Мономаха» - литературный памятник XII века. Это произведение называют первой

Слайд 15Деревянное зодчество Древней Руси.
Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации для постановки оперы

Римского-Корсакова «Снегурочка» 1885

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации для постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» 1885

Васнецов Виктор Михайлович

Деревянное зодчество Древней Руси.Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации для постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» 1885Палаты царя Берендея. Эскиз

Слайд 16Деревянное зодчество Древней Руси
Великий Новгород
Города Древней Руси

Деревянное зодчество Древней РусиВеликий НовгородГорода Древней Руси

Слайд 17 Первым крупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь, возведённая

зодчими из Византии
(не сохранилась).
Первым крупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь, возведённая зодчими из Византии (не сохранилась).

Слайд 18Схема крестово-купольного храма

Схема крестово-купольного храма

Слайд 19Украина. Киев. Софийский собор XI век
.

Украина. Киев. Софийский собор XI век.

Слайд 20
Белоруссия. Полоцк. Софийский собор
(вторая половина

XI века)
Белоруссия. Полоцк. Софийский собор(вторая половина XI века)

Слайд 21Россия. Новгород. Софийский собор 1045-1050 годы

Россия. Новгород. Софийский собор 1045-1050 годы

Слайд 22Украина. Чернигов. Спасо-Преображенский собор XI век

Украина. Чернигов. Спасо-Преображенский собор XI век

Слайд 23Украина. Киев. Михайловский Златоверхний монастырь
(вторая половина XI века)

Украина. Киев. Михайловский Златоверхний монастырь(вторая половина XI века)

Слайд 24Успенский собор во Владимире 1158-1161 годы

Успенский собор во Владимире 1158-1161 годы

Слайд 25Церковь Покрова Богородицы на Нерли 1165 год

Церковь Покрова Богородицы на Нерли 1165 год

Слайд 26Дмитриевский собор во Владимире 1193-1197 годы

Дмитриевский собор во Владимире 1193-1197 годы

Слайд 27Золотые ворота во Владимире 1164 год

Золотые ворота во Владимире 1164 год

Слайд 28Церковь Спаса на Нередице 1198 год

Церковь Спаса на Нередице 1198 год

Слайд 29Церковь Георгия в Старой Ладоге 
(вторая половина XII века) 

Церковь Георгия в Старой Ладоге (вторая половина XII века) 

Слайд 30Собор Антониева монастыря 1117 год 

Собор Антониева монастыря 1117 год 

Слайд 31Георгиевский собор Юрьева монастыря 1119 год

Георгиевский собор Юрьева монастыря 1119 год

Слайд 32Псков. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря 1156 год

Псков. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря 1156 год

Слайд 33"Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор) Мозаичное изображение Главный купол Софийского собора в Киеве
Молящаяся богоматерь

—  «Оранта» София  
Мозаичное изображение. Главный алтарь Храма Софии Киевской

Слайд 34Богоматерь Владимирская
Государственная
Третьяковская галерея
Владимирская икона Божией Матери единственная в России,

которая дошла до наших дней в первозданности. Она появилась на русской земле около 1130 года, когда была привезена в Киев из Константинополя. Через 25 лет князь Андрей Боголюбский перенес икону во Владимир, где она почиталась как охранительница города и всей Владимиро-Суздальской земли, отчего и происходит ее название. В связи с татаро-монгольским нашествием в 1395 году ее торжественно перенесли в Москву и поместили в Успенском соборе Кремля..

Богоматерь Владимирская ГосударственнаяТретьяковская галереяВладимирская икона Божией Матери  единственная в России, которая дошла до наших дней в

Слайд 35Спас Нерукотворный
Вторая половина XII века
Неизвестный иконописец
Государственная Третьяковская галерея

 
Лик

Спаса отличает строгий и сдержанный рисунок, классически правильный, но, вместе с тем, достаточно изысканный. Почти идеальная симметрия (ее нарушает лишь чуть приподнятая левая бровь) подчеркивает условность избранного иконографического типа. Таким же сдержанным является и колорит, построенный на тонком сочетании желтовато-оливковых тонов, хотя представление о колорите может быть несколько искажено вследствие утраты верхних красочных слоев. Ветви Креста на нимбе были украшены ярким орнаментом, имитировавшим драгоценные камни оклада (в настоящее время от него сохранились лишь незначительные фрагменты).
Спас Нерукотворный Вторая половина XII века Неизвестный иконописец Государственная Третьяковская галерея Лик Спаса отличает строгий и сдержанный рисунок,

Слайд 36Книжная миниатюра

Книжная миниатюра

Слайд 37Ремесло в Древней Руси

Ремесло в Древней Руси

Слайд 38Ремесло в Древней Руси

Ремесло в Древней Руси

Слайд 39«Да ведают потомки православных  Земли родной минувшую судьбу..» А С Пушкин
Эти строки

призывают современного человека воспринимать древность, прошлое страны как своё, родное, значимое в настоящем, сохраняющее непреходящую ценность для будущего. Феномен седой русской старины в том, что с течением веков она не устаревает и не ветшает. Из её сокровищницы соотечественники до сих пор могли бы черпать превосходные образцы устроения Отечества, государства, дома, семьи, доброго жития.
«Да ведают потомки православных  Земли родной минувшую судьбу..» А С Пушкин Эти строки призывают современного человека воспринимать

Слайд 40
Помни имя своё

Помни имя своё

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть