Слайд 1Тема: Tеатр. Трагедии и комедии
Почему в Древней Греции театр называли школой
для взрослых?
Домашнее задание: §34, пересказ, вопросы к §, придумать сюжет трагедии или комедии
Слайд 2Происхождение театра.
В честь кого, где, когда?
В честь богов в каждом полисе
существовали праздники с шествиями и песнопениями.
Театр возник из праздника в честь бога Диониса в Аттике. В ходе этого праздника крестьяне хором пели песни, восхвалявшие Диониса.
Участники хора одевались в козлиные шкуры, с хвостами и рогами, чтобы походить на веселых спутников Диониса сатиров.
Тиран Писистрат установил государственный праздник в честь Диониса в Афинах. Частью его стали театральные представления, которые продолжались три дня.
Слайд 3Устройство театра.
Перечислить составные части театра
Сначала представления проходили на городской площади -
агоре, позже построили специальный театр у подножия Акрополя, рядом со святилищем Диониса.
Места для зрителей располагались полукругом на склоне холма. В первом ряду стояли роскошные мраморные кресла для жрецов. Здесь же сидели иностранные послы и граждане, которым даровали это право за особые заслуги.
Билетами в театр служили особые жетоны. Перикл ввел государственную оплату билета.
Афиняне очень любили театр. В дни представлений они спешили с раннего утра занять места.
Слайд 5При раскопках ученые нашли остатки многих театров. Представление происходило внизу, на
круглой площадке - орхестре (отсюда слово "оркестр"). Позади орхестры поставили палатку для переодевания актеров - скенэ (отсюда слово "сцена"). Впоследствии вместо палатки появилось каменное сооружение. На ее стене, обращенной к зрителям, вешали декорации. Здесь же находились простейшие подъемные механизмы, с помощью которых актеры, игравшие богов, могли "летать".
Представление продолжалось почти весь день, поэтому с собой брали подушки, чтобы было мягче сидеть, и еду. Зрители очень внимательно следили за представлением. Они шумели, кричали, выражая свое одобрение или негодование.
Слайд 8Актеры.
Перечислить характеристики
В представлении участвовали три актера и хор.
Актерами были только
мужчины, игравшие и роли женщин. Они надевали обувь на толстой подошве, чтобы зрители могли их хорошо видеть даже из последних рядов.
Лица актеров закрывали раскрашенные маски с большим открытым ртом, который усиливал голос. Маски были разные: людей веселых и грустных, убитых горем, старых и молодых. Меняя маски, один артист мог исполнять несколько ролей.
Хор по ходу действия объяснял происходящие события. Например, никогда нельзя было показывать убийство, о нем рассказывал именно хор. Кроме того, хор подводил итоги пьесы.
Слайд 9Трагедия.
Пьесы были двух видов - трагедии и комедии. Трагедии писали, как
правило, на сюжеты мифов. С мифами греки были знакомы с детства, поэтому они заранее знали, что произойдет на сцене. Почему же зрители с таким интересом смотрели трагедии?
Слайд 10Вопросы
Кто же прав?
Имел ли право новый царь запретить хоронить
Полиника?
Что важнее - родственные чувства, которые проявляет Антигона, или приказ властей?
Как должен поступать гражданин, если царь нарушает законы?
Слайд 11Чтобы ответить на вопросы, расскажем об одной из трагедий.
Сюжетом трагедии знаменитого
поэта Софокла "Антигона" послужил миф о двух братьях-царях города Фивы. После смерти отца они договорились управлять городом по очереди, но один из них - Этеокл нарушил уговор и не передал власть брату Полинику. Обиженный Полиник бежал и в союзе с шестью другими царями напал на Фивы. Во время битвы у городских ворот оба брата погибли. Новый царь Фив приказал с почестями похоронить Этеокла, но не хоронить Полиника. Каждому, кто нарушит запрет, он угрожал страшной казнью. Однако сестра погибших царей Антигона не побоялась гнева царя и похоронила брата
Слайд 12Вопросы
Кто же прав?
Имел ли право новый царь запретить хоронить
Полиника?
Что важнее - родственные чувства, которые проявляет Антигона, или приказ властей?
Как должен поступать гражданин, если царь нарушает законы?
Слайд 13Вопросы
Кто же прав? Таков первый вопрос, который ставил Софокл перед зрителями.
Этеокл, конечно, подло обманул брата. Но Полиник, стараясь отомстить, привел врагов на родную землю. Прав ли Полиник, который, мстя за себя, принес столько горя всей стране?
Второй вопрос: имел ли право новый царь запретить хоронить Полиника? Ведь греки верили, что души умерших, которых не похоронили, бродят по земле и мучают живых.
Третий вопрос: что важнее - родственные чувства, которые проявляет Антигона, или приказ властей?
Четвертый вопрос: как должен поступать гражданин, если царь нарушает законы?
Таким образом, в трагедии обсуждались важные вопросы: о законах и о власти, которая нарушает законы, о поведении людей и др. Трагедии не оставляли зрителей равнодушными. После представления граждане еще долго спорили между собой.
Слайд 14Трагики
Самыми знаменитыми трагиками были Эсхил, Софокл и Еврипид. У каждого из
них был свой взгляд на мир. И он отражался в их трагедиях.
Слайд 15Эсхил
У Эсхила герой подчиняется божеству. Суд бога над человеком он считает
справедливым.
Слайд 16Софокл
Внимание Софокла перенесено от богов на людей. Он хотел изобразить людей
такими, какими они должны быть. Хор в одной из его трагедий поет восторженный гимн человеку:
Много в природе дивных сил,
Но сильней человека - нет!
Слайд 17Еврипид
Еврипид с помощью мифа стремился нарисовать действительность такой, какой
он ее видел. Он выносил на обсуждение в театре новые проблемы, например, проблему семьи и бpaкa.
Слайд 18Вывод.
В трагедии….
В трагедии герой часто погибал, но он не сдавался. И
это внушало зрителю веру в способность человека бороться и побеждать.
Борьба героя с грозными силами судьбы вызывала у зрителей восхищение.
Трагический герой воспринимался ими как образец для подражания.
Слайд 19Комедии.
Комедия – это…
В комедиях действовали, как правило, обычные люди, иногда иные
существа - осы, птицы, лягушки.
Комедии высмеивали конкретных политиков, даже Перикла, критиковали различные стороны жизни.
Слайд 20Аристофан («Облака», «Лягушки», «Лисистрата», «Всадники»)
Он откликался на все крупные события жизни
Афин, например войны. Аристофан был их противником и несколько комедий посвятил защите мира.
Какие аргументы приводил Аристофан в защиту мира?
Слайд 21Аристофан
Герой одной такой комедии крестьянин Дикеополь (по-гречески - справедливый гражданин) ненавидит
войну. Аристофан изображает ее в виде грубой, непрошеной гостьи:
К тем, кто счастлив и доволен,
вдруг врывается она
И творит дела плохие, и буянит, и громит,
И дерется. А попробуй по-хорошему сказать:
"Ляг, возьми заздравный кубок, выпей сладкого вина", -
Так она еще свирепей наши изгороди жжет
И еще неумолимей топчет, давит виноград.
Слайд 22Аристофан
Приходится Дикеополю заключить мир с соседями лично для себя и своей
семьи. И он наслаждается этим миром. А войной наслаждается хвастливый воин Ламах. "Почему Ламах так рьяно защищает войну?" - спрашивает Дикеополь. И отвечает: "Да потому, что он занимает пост командира и получает солидное жалованье".
В комедии противопоставляются блага мира и тяготы войны. Вот Дикеополь собирается на пирушку, а Ламах - в поход. Вскоре они возвращаются: Ламаха несут на носилках, он искалечен в бою и стонет. А Дикеополь весел, его сопровождают две красавицы. Эта заключительная сцена еще раз подтверждает: мир лучше войны.
Аристофан своими насмешками не щадил никого, даже самого народа. В одной из его комедий народ представлен под видом немощного старца, падкого на лесть. Его ловкие слуги пользуются этим и обманывают хозяина.
Слайд 23Вывод.
Не только трагедии, но и комедии…
Не только трагедии, но и комедии
формировали взгляды свободных граждан.
Они помогали народу понять, что происходит вокруг, разобраться в своих чувствах и мыслях.
И трагедия, и комедия учили людей, помогали им жить.
Слайд 24
Почему в Древней Греции театр называли школой для взрослых?
Слайд 25Поясни!
Скене-
Орхестре –
Софокл –
Эсхил-
Еврипид-
Аристофан –
Трагедия –
Комедия –
Хор –
Маска -