Слайд 1Тема урока.
Города Эллады подчиняются Македонии.
Цель.
Изучение причин упадка Афин и других демократий
и усиления Македонии.
Слайд 2Повторение изученного
Как называется система власти в городе Афины?
Можно ли назвать демократической
Спарту? Почему?
Слайд 3Повторение изученного.
3. Кто фактически руководил демосом в Афинах несколько десятилетий?
4. Как
участвовали граждане в Народном собрании?
5. Какой факт говорит о любви демоса к Периклу?
Слайд 4Повторение изученного
6. Каким был механизм принятия решения в Народном собрании?
7. Какая
история говорит о спорах между демосом и богатыми гражданами?
8. Почему была введена плата за участие в Народном собрании? Хорошо это или плохо?
Слайд 5Повторение изученного.
9. Кто из знаменитых жителей Афин был другом Перикла?
10. Почему
мы знаем про козни врагов Перикла, но не знаем имен большинства из них?
Слайд 6Повторение изученного.
11. Какой храм в Древней Греции наиболее знаменитый?
12. Каких скульпторов
мы помним?
13. Назвать имена знаменитых авторов пьес для театра?
14. Где воспитание детей было более правильным – в Афинах или Спарте? Почему?
Слайд 7Почему демократия в Афинах оказалась недолгой?
Пелопонесская война.
431 – 404 годы до
н э.
Афины и Спарта сильно отличались друг от друга, пока воевали с персами, они вынуждены были мириться, но после…
В Афинах наступило разочарование в демократии. Постоянные крики, власть все больше зависела от толпы, многие завидовали бедной, но гордой Спарте.
Перикл.
Слайд 8Пелопонесская война.
Начало войны ничего не принесло Спарте. Спартанцы приходили к Афинам,
но те отсиживались за высокими стенами.
Спартанцы уходили, и афиняне спокойно возвращались в села собирать урожай.
Тогда спартанцы решили блокировать Афины круглый год. Из-за большого числа людей в Афинах вспыхнула эпидемия чумы и многие жители - защитники умерли.
Слайд 9Пелопонесская война.
Но спартанцы взять стены не могли, а противник спокойно привозил
в город все необходимое на кораблях. Тогда спартанцы позвали на помощь персов, и те предоставили им корабли. С помощью флота Спарта победила. Афины были разграблены, демократия запрещена, а установлена система власти, как в Спарте.
Слайд 10Война с Фивами.
Спарта, пользуясь победой, стала указывать другим городам, как им
жить.
Богатый город Фивы объявил войну Спарте. В 371 году в битве при Левктрах спартанцы были разбиты. Победа была небольшой, но греки поверили, что можно Спарту победить и объединились вокруг Фив. Через год объединенная армия вошла в Спарту.
Слайд 11Греки ищут выход.
Постоянные военные столкновения, поражение самых влиятельных городов, разочарование в
демократии. Греки все чаще и чаще отказываются верить в своих богов!!!
Многие считали, что нужен царь, который объединит все греческие города в одно царство и наведет порядок сильной рукой.
И многие с надеждой смотрели на северную Грецию – Македонию.
Слайд 12Время остановилось.
На севере Балканского полуострова, казалось, время остановилось. Там был 7
век до н э, а может и 12й… В горах пасли овец пастухи-македонцы. Маленькие городки, никакой науки, скорее времена Гомера, а не Перикла.
В середине IV века до н э к власти пришел царь Филипп, мечтавший сделать Македонию центром греческого мира.
Слайд 13Филипп 2.
Сам он провел несколько лет в Фивах и хорошо знал,
как те победили Спарту.
Македония медленно умирала, как царство, ее захватывали соседи. Вернувшись домой, Филипп начал менять все в своем царстве.
Он основал новую столицу на берегу моря, построил учебные заведения, пригласил самых известных ученых. Аристотель, например, учил сына Александра.
Слайд 14Филипп 2.
Но самое главное, он изменил армию. Это была македонская фаланга.
Она строилась в 16 рядов. Пастухи оказались хорошими воинами, имея не самые лучшие доспехи!
Самой грозной силой стали копья. 6 рядов воинов поднимали их одновременно. Самые длинные копья – сариссы – длиной до 12 метров вызывали ужас у противника.
Слайд 15Филипп 2.
Македонская фаланга не была одним отрядом. Она делилась на группы
по 200 человек, а те объединялись в полки по 1500 человек. Каждый полк мог вести собственный бой. Огромную роль играла конница. Всего было около 1000 всадников.
Слайд 16Филипп 2.
Богатые воины являлись на коне, конница прикрывала с флангов. Если
враг обходил конницу, то последние ряды поворачивались и успешно сражались в окружении.
Филипп любил военную науку и использовал самые разные изобретения. Например, башни.
Слайд 17Филипп 2.
А еще использовал метательные машины, тараны и многое другое. Главное
оружие – поссорить между собой противников.
А еще подкуп. Вот его слова «осёл, гружённый золотом, возьмёт неприступную крепость».
Филипп побеждал и побеждал.
Слайд 18Филипп 2.
На странице 198 прочитать и рассказать, с какими словами могли
выступить
Исократ
Демосфен.
Слайд 19Филипп 2.
Несколько городов объединились против Македонии. В 338 году до н
э произошла решающая битва при Херонее. Против Македонии вышли жители Фив и Афин.
Македонцы имели численное преимущество, греки сражались за свободу.
Слайд 20Филипп 2.
Бой был долгим и тяжелым. Создавалась угроза, что обе армии
погибнут. Тогда Филипп приказал своему отряду отступать, что расстроило ряды греков. Одновременно 18летний Александр с конницей нанес удар в обход. Филипп тут же приказал повернуть и снова вступить в бой. Это и привело к победе Филиппа, который устроил пир на поле среди убитых и раненых.
Слайд 21Филипп 2.
Он решил поссорить Фивы и Афины. Всех пленных афинян он
вернул домой, разрешил похоронить убитых. А Фивы за каждого пленного и убитого взял выкуп, а полководцам из Фив отрубил головы. Но стать царем всей Греции он не стал.
Памятник раненый лев, установленный афинянами на месте сражения.
Слайд 22Александр.
Греки мечтали о завоевании Персии. Кто мечтал отомстить, кто думал обезопасить
в будущем от грозного врага. Но бедняки мечтали получить в этой огромной стране участок земли.
Филипп готовился к походу на Персию.
Сын Александр опасался, что отец все захватит и не оставит ему ничего.
Слайд 23Александр.
У Филиппа был гарем, но главной в нем была Клеопатра –
царица Македонская. Александр был ее сыном.
Филипп собирался жениться еще раз и новую жену назвать главной, а Александру отказать в праве на власть.
Во время праздника – свадьбы дочери Филиппа, один из охранников убил кинжалом Филиппа.
Слайд 24Александр.
Охранники тут же убили убийцу. Все знали, что попросить убить царя
могла его жена или сын Александр. Но мертвый убийца уже не выдаст тайны.
Греки тут же объявили о выходе из подчинения. Все думали, что Александр в 19 лет воевать не может. Александр немедленно захватил и разрушил Фивы. Остальные снова стали покорными.
Слайд 25Александр.
Теперь Александр мог осуществить мечту – покорить весь мир. Так учил
его учитель Аристотель. Когда в мире будет одно правительство из мудрецов, никто ни с кем воевать не будет. Это ли не счастье???.
Слайд 26Итог урока.
Почему греки покорились Македонии?
Что сделал Филипп для процветания страны?
Как он
покорил Грецию?
Как пришел к власти Александр?
Слайд 27Дома
Читать параграф 41.
Ответить на вопросы.