Слайд 1От первобытности к цивилизации
Слайд 2Домашнее задание
Ответьте на вопросы
Что такое родовая община?
Чем отличалась родовая община от более ранних коллективов?
Кто и как становился старейшиной?
Что такое племя?
Слайд 3Домашнее задание
Ответьте на вопросы Какие изменения в жизни первобытных людей привели к приручению и одомашнению животных?
Почему охотничью собаку первобытные люди хоронили порой с большим почетом?
Слайд 4Домашнее задание
Составь
рассказ по вопросам:
Когда, где и как возникло земледелие?
Что выращивали?
Как развивались орудия труда земледельцев?
Как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству?
Какую оценку вы дадите этим открытиям?
Слайд 5Домашнее задание
Объясните значение слов и
понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, ремесло, ремесленник, керамика
Какие новые занятия появились у людей?
Слайд 6Ответьте на вопросы
Как занятия земледелием и скотоводством, по вашему мнению, помогли
развитию ремесел?
Объясните, почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели?
Составьте рассказ по теме «В гостях у первых ремесленников»
Сделайте вывод, какое значение имело появление этих новых занятий для людей
Слайд 7Новый материал. Открытие металлов
Слайд 8Открытие металлов
Изготовление орудий труда из меди - 9 тысяч лет назад
в Западной Азии
Чем медные орудия труда были лучше каменных и деревянных?
А в чем были их недостатки?
Медь+олово= бронза
5 тысяч лет назад закончился каменный век. Ему на смену пришел бронзовый век.
Слайд 9Появление обмена и денег
Какими товарами могли обмениваться скотоводческие и земледельческие племена?
Предположите,
легко ли было человеку получить путем обмена нужную ему вещь
Деньги - товар, на который можно обменивать другие товары.
Деньги – редкие раковины, слоновая кость, перья птиц; золото, серебро
Торговля; торговцы, купцы
Слайд 10Поселок земледельцев и скотоводов
Слайд 11Общинники и знать
Родовая община -------- Соседская община
Неравенство – появление богатых и
бедных, знатных и незнатных людей
Между племенами - войны
Рабы
Вожди и старейшины становились знатью (знатные, знаменитые).
Равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые, знатные и незнатные.
Знать (словарь стр.292) – люди, обладающие властью и богатством в общине или государстве.
Слайд 12Сравните родовую и соседскую общины
Различия:
1.Кто входил в общины? Чем объяснить различия
в названиях общин?
2. Как трудились?
3. Кому принадлежало имущество?
4. Было ли равенство?
Слайд 13Сравните родовую и соседскую общины
Сходство
1.Как трудились? Как трудились люди в родовой общине? Какие виды работ в соседской общине соседи выполняли сообща?
2. Имущество. Кому принадлежало имущество в родовой общине? Что в соседской общине принадлежало всем общинникам?
Слайд 14Задание
Расположите в правильной последовательности следующие события
А) выделение знати
Б) рост урожаев, появление
излишков
В) переход от родовой общины к соседской
Г) изобретение плуга, использование животных для рыхления земли
Слайд 15Правильный ответ
1. Г) изобретение плуга, использование животных для рыхления земли
2.Б) рост
урожаев, появление излишков
3.В) переход от родовой общины к соседской
4. Г) выделение знати
ГБВА
Слайд 16Признаки первобытнообщинного строя
1.Совместный труд первобытного коллектива
2.Совместное имущество
3. Равенство людей
4.Люди не угнетали
друг друга
5. Продуктов труда едва хватало для существования людей.
Слайд 17Цивилизация
Цивилизация – это новый этап общественного развития, новый уровень культуры.
5 тысяч лет назад
Признаки цивилизации
Появление имущественного неравенства между людьми
Появление городов
Вместо племенных вождей – могущественные цари
Создание государств
Возникновение письменности и науки, развивается искусство.
Слайд 18Цивилизация
Первые цивилизации возникли в Египте и Месопотамии (Междуречье)
В Индии, Китае
Карта учебник
стр. 3-4
Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.
Слайд 19Итог
Что нового я узнал(а) на уроке?
Слайд 20Домашнее задание
П.5; рассказ; ответить на вопросы .
Подготовить проект на тему «Жизнь
и открытия первобытных людей».